Кандидат филологических наук, доцент Сарсекеева Н.К.

Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан

Инновационные аспекты методики преподавания историко-литературных курсов на филологическом факультете КазНУ имени аль-Фараби

 

       Инновационный потенциал современного университетского образования является важнейшей его составляющей, что подразумевает обновление арсенала знаний и способов деятельности будущего специалиста, формирование его креативного мышления. Те или иные инновации в методике преподавания в настоящее время тесно связаны с процессами глобализации, с интеграцией знаний. Профессорско-преподавательский состав Казахского национального университета имени аль-Фараби, отметившего осенью 2009 г. 75-ю годовщину его создания, немало внимания уделяет разработке и внедрению основ построения новой педагогической парадигмы образовательного процесса, в которой парадигма «человек знающий» сменяется парадигмой «человек, подготовленный к жизни, человек действующий», что требует существенных изменений в содержании, методологии и методике преподавания всего спектра изучаемых дисциплин в их взаимосвязи.      

     Историко-литературные курсы, читаемые на филологическом факультете нашего университета, обладают мощным инновационным потенциалом, способствующим дальнейшему развитию интеркультурного диалога. С обретением Казахстаном независимости в декабре 1991 г. произошла переоценка ценностей: обнаружилось, что творчество многих выдающихся писателей следует интерпретировать с иных мировоззренческих и методологических позиций. Так, в сборнике материалов Института литературы и искусства им. М.Ауэзова Министерства образования и науки  «Евразийский талисман», вышедшем в 1996 г. /1/, впервые в историко-литературном аспекте исследовался евразийский сплав культуры Казахстана на обширном материале художественных произведений русской и казахской литературы 18-20 в.в.

     Сегодня смысл концепции евразийства   высвечивается существенно новой гранью. Будущему специалисту-словеснику важно привить понимание евразийской идеи как символа и модели не только славяно-туранского братства, но и всемирного единения людей. Это особенно важно, на наш взгляд, в рамках курса «История мировой литературы», начинающимся   периодом античности и заканчивающимся литературным процессом рубежа ХХ-ХХ1 столетий. В условиях глобального кризиса концепция евразийства может быть позиционирована в качестве прообраза, идеи и модели нового сознания культуры, все более уходящей от европоцентризма. Культуры, которая в наступившем тысячелетии будет, по всем признакам, главенствующей.

     История литературы любого народа рассматривается через призму ее национального самопознания, так как каждая из них опирается на собственные национальные традиции. Как известно, Казахстан с давних времен был включен в мировой литературный процесс, чему способствовало открытие Великого шелкового пути, особое географическое положение нашей страны – на перекрестке Востока и Запада. Именно поэтому изучение творческого наследия народов, населяющих Казахстан, позволяет открыть новые грани в постижении  современной картины мира. Впечатляют многообразие и общность литературного процесса суверенного Казахстана, представляющего собой необычайно многогранное явление. Русской, уйгурской, татарской, немецкой, курдской, корейской и другим литературам наряду с казахской, несмотря на национально-художественную специфику подхода к изображению действительности,  присущи общие тенденции развития и духовная общность в условиях интеграционных процессов, характерных для всего мирового сообщества.

     Лектору, ведущему курс «Современный литературный процесс Казахстана», необходимо иметь в виду, что наиболее полно представлена в независимом Казахстане русская литература, всегда привлекавшая внимание как казахстанских, так и российских исследователей /2,3/. Творческое наследие И.Шухова, Н.Анова, М.Симашко, Н.Раевского, Д. Снегина, В.Михайлова и других широко известно не только в нашей стране, но и за ее рубежами. Казахстан гордится своими земляками-литераторами, среди которых выделяются имена П.Бажова, П.Васильева, Г.Гребенщикова, А.Иванова и многими другими известными писателями и поэтами, которые родились, жили и творили на казахской земле.

     Так, одним из первых ввел в большую русскую поэзию тему нелегкой судьбы степняков, образ казахской степи П.Васильев, «русский азиат», как его называли. Своеобразным возвращением к теме «бунта», начатой Васильевым, стала документальная книга В.Михайлова «Хроника великого джута» о страшных годах коллективизации в Казахстане (1990).  Одну из наиболее трагических страниц в истории Алма-Аты 1930-х годов открыл Ю.Домбровский, автор всемирно известных и переведенных на многие иностранные языки романов «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей». Представляет несомненный научный интерес изучение не только опыта усвоения этими и другими авторами традиций казахской культуры, но и опыт «переклички» с ней, основанный на взаимодействии разных типов ментальности.

     Важно глубокое осмысление на конкретных примерах творчества разных художников слова и того обстоятельства, что  литературный процесс суверенного Казахстана продолжает на новом уровне диалог культур Востока и Запада. В частности, в ходе изучения курса нельзя упускать из виду и такие литературные связи как билингвизм, автоперевод, перевод. Все вышеобозначенное побуждает лектора, ведущего фундаментальные теоретические или историко-литературные курсы, шире практиковать в организации и проведении самостоятельной работы студентов различные виды заданий с  данной экспериментально-практической направленностью.

     Казахстан выступает одним из связующих звеньев в глобальном процессе диалога цивилизаций, культур и религий: председательствовал в ОБСЕ в 2010 г., в сентябре в столице Казахстана г. Астана состоялась международная научно-практическая конференция «Духовная культура – ключ к преображению мира». Как отмечалось, одной из приоритетных задач гуманитарного образования становится сохранение общего культурного наследия стран СНГ, развитие диалога культур, осознание важности сохранения общих гуманитарных ценностей. Создан специальный Международный фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ. При поддержке фонда создается Интернет-портал, включающий раздел по гуманитарному сотрудничеству, соответствующие теле- и радиопрограммы, материалы которых также целесообразно использовать в процессе обучения.           

     Все современные технологии обучения так или иначе ориентированы на диалоговое обучение, в каких бы формах они не осуществлялись. Учебная деятельность все более принимает характер совместной деятельности, сотрудничества. Соответственно, основной задачей преподавателя становится необходимость поддержать и направить усилия студентов, их творческий поиск. Для повышения эффективности процесса обучения целесообразно использование средств и приемов, применяемых в новых информационно-педагогических технологиях. В своей основе эти технологии соответствуют требованиям наглядности, информативности, адаптивности, интегративности.

     Заслуженной популярностью пользуются у обучаемых электронные учебники – программно-педагогические комплексы по изучению языка и литературы, предоставляющие возможность для самостоятельного или совместного с преподавателем изучения учебного материала посредством компьютера и представленные на сайте КазНУ/4/. Современные методы обучения предопределяют применение информационных технологий, способствуют реализации основного принципа работы современных университетов - «обучение через исследование». Смысл и назначение новых технологий обучения и методик преподавания состоит в формировании сознательного отношения к учебной деятельности, а основной задачей преподавателя становится стимулирование учебно-познавательной деятельности студента, его научно - творческого потенциала.

     Следует увеличивать объем практических и творческих работ поисково-исследовательского характера. Использование электронных  учебников и пособий развивает творческий потенциал студентов, повышает мотивацию обучения и самостоятельность, развивает  мышление, культуру, способствует интеграции имеющихся знаний, а также решает проблему дифференцированного подхода к обучению студентов. Тем самым из пассивно воспринимающей стороны студент превращается в активного участника учебного процесса, вовлекается в сотрудничество и диалог с преподавателем.       

 

                                                     Литература:

1. Евразийский талисман /Под ред. Ш.Р.Елеукенова.-Алматы: Бiлiм, 1996.-184 с

2. Литература народов Казахстана.- Алматы: Ниц Гылым, 2004.- 352 с.

3. Литературы народов России: ХХ век. /Отв.редактор Н.Надъярных.- М.: Наука, 2005.-365 с.  

4. Сайт КазНУ им.аль-Фараби //www.kaznu.kz.