Наговицына М.П., Наговицын А.В.

Пермский государственный институт искусства и культуры, Россия

Традиции «офенства» в современном провинциальном городе

 Важным явлением, связанным как с ярмарками, так и с розничной «передвижной» торговлей России, были офени или коробейники. Офеня был популярной фигурой, о чем говорит и разнообразие его прозваний. «В большей части случаев они известны под общим прозванием офеней, ходебщиков, корабейщиков, разнощиков; в Малороссии называют их варягами, в Белоруссии – маяками; на севере Великой России – торгованами, в Сибири – суздалами, на Кавказе  – вязниковцами; сами себя зовут они мазыками" [1, c. 288]. Эта профессия возникла в XVIII-XIX веках, когда деревня начала потреблять городские товары, а исчезла с установлением в селе постоянной торговли по городскому образцу. «Продажа товаров коробейниками и покупка их населением всецело обуславливается степенью культурного развития народонаселения в данной местности. Вот почему коробейники и ищут для своей торговли глухих и диких уголков нашего обширного и так богатого ими отечества, где почти совсем отсутствует правильное предложение товаров для удовлетворения испытываемых потребностей» [2].

Офени для привлечения деревенской аудитории использовали балагурство, зазывы, выкрики, так как понимали психологическую потребность сельского жителя в игре, рассказе, развлечении. Торговля приобретает черты «азартной» игры. В этом общении серьезное и комическое начало сливалось воедино. Данное общение порой именно ради этой «азартной игры» не способствовало торговле, а наоборот отталкивало наивного покупателя от шутливого торговца: «Здравствуйте, здравствуйте! Чем услужу? У меня для вас сегодня выбор, что невест…Девок уйма, а ни одной путной. Я сегодня с веселым словом продать хочу. Возьмите словарек – с испанского на французский. Случайная вещь, заграничного издания! Кому ни предложу - все к черту меня с ней посылают. По совести говорю!» [3]. Помимо тех товаров, которые были необходимы в деревенском быту, офени приносили различные лубочные картинки, дешевые книжки, различные «безделушки». Для продажи этого товара возникла так называемая «игра с лубком», которая была одной из форм коллективного «переживания приключений», изображенных на картинках и своеобразной эмоциональной разрядкой. Что касается продажи книг, то по воспоминаниям современников «серьезных книг не любили и на людей, любивших читать, смотрели враждебно, и они были на плохом счету у начальства и общества. Впрочем, позволялось читать глупейшие романы, вроде «Тайн мадридского двора», которые в изобилии доставлялись молодежи услужливыми коробейниками из Ярославской и Владимирской губерний. У них ловко расходились молитвенники, поминальники. песенники, оракулы, сонники и т. д. По городу распространялась и переписывалась нелепая молитва с надписью: «Кто перепишет эту молитву, будет ежедневно читать и даст другим списать, получит отпущение грехов. Тех, кто увлекался серьезным чтением, предостерегали, чтобы «не зачитался» [4, c. 148].

Закупка книг, к примеру, нередко осуществлялась неграмотными офенями, которые, доверяя продавцу, увозили с собой помимо необходимых книг еще и немало совершенно ненужных изданий. Опытные же коробейники - офени четко знали, что «из книг больше всего идут календари, затем рассказы о войнах и из отечественной истории, повести, биографии, сценки, сказки, научные и сельскохозяйственные книжки, потом уже жития Святых и сочинения некоторых русских писателей, например, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева, Гаршина и проч.» [5].

Книгоиздатель И. Д. Сытин в своем труде «Жизнь для книги» упоминает о вятских офенях – дяде Якове и его товарище Леонтии, которые вели торговлю недорогими божественными картинами дешевыми книгами, а через несколько лет обучили этому ремеслу более 100 человек в Орловском уезде. С их помощью торговлей книг занялись торговцы в Вятке, Слободском, Котельниче, Яранске и Кукарке [6, С. 43].

Данная профессия стала вновь востребованной в 90-х гг. ХХ века. Офени стали привычными гостями в офисах, квартирах, поездах и просто на улицах. Они либо сами закупают нужные книги, либо поступают в специализированное агентство и получают укомплектованную «сумку», с которой и отправляются к покупателям. В профессиональные навыки современных офеней, как и в былые времена, входит владение навыками ораторского искусства, умение убеждать и умело преподносить информацию о своем товаре.

Как правило, свой приход к предполагаемым покупателям сопровождается энергичным приветствием:

- Здравствуйте! Посмотрим книжечки! Надолго не задержу!

- Девушки, покупаем календари в подарок! Все со скидкой!

- Книги для всей семьи! Цены лучшие в городе!

Современные офени, как правило, четко соблюдают отведенную им для работы территорию. Таким образом, они, по сути, являются постоянными посетителями определенных организаций, офисов, домов. Это позволяет офеням ориентироваться в предпочтениях своих покупателей, выборе удобного времени для посещений и возможности оставлять книги «в долг». Типичным является подобный «речитативный уговор» [7] офени :

- Здравствуйте, здравствуйте! Вот я и пришел! Извините, что немного опоздал. Как не ждали? Давайте девушки будем книжечки смотреть. У кого есть детишки? Вот новые раскраски и детская энциклопедия. В магазинах такого не найдете. Все очень дорого, а я вам уступлю. Можете денежки потом отдать. Я зайду через недельку. Еще новый прекрасный иллюстрированный «Сонник» появился. Девушки надо обязательно брать – и цена хорошая и вещь совершенно необходимая! Если возьмете все сразу, то я сделаю хорошую скидочку. Девушки, берем все! Не раздумываем! (записано в офисе стоматологической поликлиники г. Киров, 2011). Использование фраз - «я вам уступлю», «в магазинах такого не найдете» является распространенной уловкой для привлечения внимания экономных покупателей. А многочисленные характеристики - «новые, прекрасные, иллюстрированные» не оставляет никаких сомнений в хорошем качестве товара. Кроме того, продавец использует юмор в своем уговоре для поднятия настроения потенциальных покупателей.

При беседе с книготорговцем (Алексей М., 24 года, Киров, 2010), удалось выяснить, что в данной профессии молодой человек два года. Сам является студентом-выпускником одного из Кировских вузов. Данная работа является хорошей материальной поддержкой и способом реализации определенного творческого потенциала молодого человека. При подготовке к очередному трудовому дню, юноша сочиняет небольшие заготовки - прибаутки, которые, по его мнению, помогает создать нужную атмосферу для общения с потенциальными покупателями:

Девушки-красавицы,

Книги покупаем!

Коли скучно вечером –

Сядем и читаем!

 

Книги берите,

Книги читайте,

Купите сейчас –

Вот вам и счастье!

При разговоре с еще одним торговцем книгами (Александр К., 43 года, Киров, 2011) выясняется, что в данной профессии мужчина уже шесть лет. Александр К. подчеркивает, что профессия имеет определенные финансовые риски, так как бывают случаи обмана со стороны покупателей, взявших книгу «в долг». Сейчас работа, по мнению опытного офени, стала более спокойной и творческой. В своей работе он также использует определенные домашние заготовки – заклички для привлечения искушенных покупателей:

Книжки новые несу-

Пусть вам радость принесут!

 

Покупаем книжки

У кого в дому детишки!

Современные вятские офени в своих уговорах и прибаутках прибегают к следующие приемам устной рекламы: использование юмора, обращение к покупателям с использованием комплиментов и положительных характеристик, мотивы бережливости и рациональности, добрые пожелания. А глаголы поторапливания - «купите сейчас», «не раздумываем» еще более приближают человека к принятию решения о немедленной покупке порой совершенно ненужной книги.

Таким образом, профессия «офени» в наши дни получила второе рождение. Данная профессии для многих людей остановится единственным источником доходов, средством реализации своих предпринимательских и творческих способностей. Следует отметить, что эмоциональные тексты современных офеней и соответствующее «речевое поведение», вызывают определенную реакцию покупателей: улыбку, смех, иронию и т. п.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Максимов, С. В. Избр. соч. / С.В. Максимов. – М., 1981. – С. 288.
  2. Коробейники и коробейничество в Навалихинской волости, Орловского уезда // Вят. губер. ведомости. – 1895. – 2 дек. (№ 95).
  3. Верхоланцев, В. Город Пермь, его прошлое и настоящее : краткий историко-статистический очерк / В. Верхоланцев. – Пермь, 1913. – 203 с.
  4. Иванов, Е.П. Меткое московское слово / Е. П. Иванов. - 2-е изд. – М.: Моск. рабочий, 1986. – С. 95.
  5. Коробейники и коробейничество в Навалихинской волости…
  6. См. : Сытин, И. Д. Жизнь для книги / И. Д. Сытин. – М., 1978. – 350 с.
  7. См. : Ученова, В. В. История рекламы / В.В. Ученова, Н. В.Старых. –СПб., 2002. – 304 c.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

1.     Наговицын Алексей Валерьевич

2.     Студент 6 курса Кировского филиала ПГИИК специальность

«Социально-культурная деятельность»

3.     Тел: 8-922-955-64-15

e-mail: nagovicynav@yandex.ru

 

1.     Наговицына Марина Петровна

2.     Старший преподаватель кафедры общенаучных дисциплин Кировского филиала ПГИИК, аспирантка Вятского государственного гуманитарного университета

Тел: 53-61-48, 8-922-955-64-10

3.     e-mail: NagovicynaMP@yandex.ru