Филологические науки / 8. Родной язык и литература.

К. филол. н. Перцева В.А.

Харьковский университет внутренних дел, Украина

 

Роль художественного пространства в романе

В.В. Крестовского «Петербургские трущобы»

 

В романе «Петербургские трущобы» по-настоящему раскрывается писательский талант В.В.Крестовского не только как тонкого писателя-аналитика, изучающего сложные человеческие проблемы, но и как художника слова, который умело оперирует различными художественными средствами, способными убедительно воссоздать всю сложность и многогранность человеческого характера. Среди тех художественно-креативных способов изображения, которым обращается Крестовский в романе, особого внимания заслуживает художественное пространство.

Художественный мир Крестовского одномерен, материален. И этот мир адекватно отражается человеческими ощущениями. Не случайно, в качестве модели мироустройства писатель избирает именно «холодный и суровый» Петербург. Крестовский избегает недоговоренности, полутонов и оттенков при описании города. В романе Петербург существует в двух пространствах, двух ипостасях: мир «сытых» и мир «голодных», И цвет, и шум, и запах, и вкус - все это образует единую картину двуликого Петербурга. Для Крестовского важна объективность человеческих ощущений, подчеркивающих достоверность художественного изображения действительности. Поэтому главные персонажи романа  становятся не столько героями повествования, сколько средством проникновения в разные социальные группы Петербурга конца XIX века.

Человек всегда находится в определенном локализированном пространстве, которое влияет на него, формируя экзистенциональную ауру. Если среда отвечает психологической природе личности, то между ними устанавливаются гармоничные связи, в противном случае происходит взаимное противодействие внутреннего и внешнего миров человека и окружения. Художественное пространство в романе Крестовского создает тот особенный психологический диапазон, в котором существуют персонажи. Внешнее пространство трансформируется во внутреннее и последнее становится эквивалентом психологического бытия человека.

Поэтому для Крестовского важно было проследить, какое пространство окружает преступника, как влияет оно на духовную экзистенцию и как в этом ареале происходит развитие его характера. Чтобы показать этот сложный психический механизм, Крестовский чаще всего моделирует тип монотонного (лейтмотивного) пространства - постоянного продолжения в произведении места пребывания персонажа. Пространственная монотонность по-разному характеризует человека. Чаще всего монотонное пространство трансформируется в замкнутый, своеобразный тупиковый мир, который ограничивает существование человека, создает духовную, психологическую изоляцию личности. При этом пространство, представленное в романе, характеризует персонажи преступного мира по признаку его прикрепленности к определенному месту.

Самые сильные главы романа посвящены описанию тюремной жизни. Тюрьма - это настоящее status in statu. Она нагнетает ощущение нравственного и физического отмежевания. Мир «заключенников» - этот замкнутый прямоугольник камеры - блокирует деятельность сознания, зарешеченное пространство обезличивает, тормозит природные рефлексы. Замкнутое пространство старый «жиган» Дрожин и его сокамерники воспринимают как внутреннюю пропасть, именно этим объясняется их пессимистическое восприятие времени - не как полноценного жизненного ритма, а как вынужденного физического существования, совершенно индифферентного к жизни. Крестовский фиксирует в характере преступников феномен потерянной души, которая утратила все самое лучшее на социальном дне.

Иную психологическую семантику несет ограниченное пространство арестанта Рамзи. Для него тюремная камера становится онтологическим центром, так как здесь его душа возродилась для добропорядочности, в сознании произошел своеобразный катарсис. Замкнутое пространство заставляет Рамзю осмыслить, пережить, понять собственное предназначение и смысл жизни. Он исповедуется перед собственной совестью.

Крестовский по-разному изображает психологическую природу преступника, соединяя разные характерологические черты, динамическое изменение психических состояний и чувств. Он показывает, как длительное пребывание в тюремной камере приводит к значительным личностным трансформациям, в частности, к увеличению чувства тревоги, агрессивности. Под влиянием тюремной среды, под давлением ее требований происходит постепенная адаптационная перестройка личности, человек теряет границы собственного мира. Снижается значимость таких ценностей, как дружба, активная деятельная жизнь, в тоже время возрастает значимость чуткости.

Если бы нужно было указать самую характерную черту тюремной психологии, то отыскать ее было бы нетрудно; она на виду у всех. Это скука, тоска - «краеугольный камень всей тюремной жизни», как писал Н.М.Гернет. Героев объединяет сознание неинтересности, сознание беспросветности, чувство вынужденной пассивности. Переживая скуку, человек в огромном большинстве случаев старается выйти из этого состояния безнадежности и обреченности. Этот выход может быть сделан разными путями. И Крестовский описывает различные варианты тюремного времяпровождения. Тюрьма непритязательна, и довольствуется подделкой. В таких случаях психология развлекающегося тюремного мира напоминает психологию ребенка, порой очень наивного, порой невероятно жестокого. То они под властью «кровожадных инстинктов с наслаждением любуются на пытку человека», жестоко издеваясь над ним, то слушают некрасовские стихи и сказки, в которые по-детски наивно верят.

 Однообразная и монотонная жизнь в тюрьме, лишенная всякого здравого смысла, порождает черствость, жестокость, озлобленность, угодничество. Крестовский наглядно показывает, что слабовольных такое состояние приводит к обезличиванию, потере индивидуальности, а сильные духом пользуются авторитетом. Крайнее унижение, полная обездоленность осужденных людей, изъятых из мира человеческих связей, поставленных в положение отверженных, их жалкая беззащитность - все это осмысливается в «Петербургских трущобах» как такая власть обстоятельств, которая оказывает самое роковое, губительное воздействие на психику арестантов. Она не только не содействует исправлению этих людей, восстановлению их достоинства, но, наоборот, провоцирует их на новую жестокость, злобу, разгул. Так обнажается Крестовским сам механизм процесса разрушения личности в тюремных условиях.

В своем романе Крестовский показывает, как формируется личность, как внешнее пространство приобретает онтологическую значимость для судьбы индивидуума, под влиянием чего человек становится преступником. Своеобразный микромир персонажа-преступника рассматривается писателем в некоем социальном макрокосме, который становится детерминистическим фактором человеческой психологии. Крестовский осмысливает не столько биопсихическую эволюцию характера, сколько влияние среды на его психологические механизмы. Он не просто рассматривает преступника как личность, а, анализируя его психологическую эволюцию, верит в его имманентную добрую сущность.

 

Литература

1. Викторович В.А. Всеволод Крестовский: легенды и факты.// Русская литература. - 1990. – №2 -  С.44-59.

2. Гернет Н.М. В тюрьме. // Столица. - 1991. - №5. - С. 23-27.

3. Крестовский В.В. Петербургские трущобы. Роман в 6-ти частях. - М., 1994.