К.ф.н. Калюжная И.А.

Волжский гуманитарный институт (филиал ВолГУ)

Социально-психологические характеристики концептов возраста

Концепты возраста имеют базовый характер, первичный для любого этноса и социума, так как возраст человека является фундаментальной антропологической характеристикой. Возрастная категоризация является объектом изучения целого ряда научных дисциплин (психологии, философии, социологии и культурологии). В народной культуре отражено представление о возрасте как сложной величине, устанавливаемой с учетом физического, психического, интеллектуального уровня развития человека. Календарный возраст, сказывающийся прежде всего на физическом состоянии человека, и возраст психический, интеллектуальный могут различаться: Сам стар, а душа молода; Молод годами, да стар умом. Чрезвычайно сложными и противоречивыми выглядят возрастные категории и в науке. По мнению И.С. Кона, любая периодизация жизненного цикла всегда соотносится с нормами культуры, она не столько описательна, сколько ценностно-нормативна. Это наглядно выступает в таких понятиях, как «созревание», «совершеннолетие», «зрелость», но фактически нормативны все возрастные категории, включая понятия «детство», «юность», «взрослость» и т.д. (Кон, 2003, с. 109).

В данном исследовании анализируются социально-психологические характеристики концептов возраста в русском языке. Для анализа нами были выбраны два базовых возрастных концепта – «детство» и «старость». В религиозно-мифологических представлениях детство и старость находятся на полярных полюсах: Дитя падает – бог перинку подстилает, стар падает – черт борону подставляет. Тем не менее, очень часто в русских паремиях пожилой человек уподобляется ребенку, в основном, по интеллектуальным характеристикам: Старый, что малый, а малый, что глупый.

Детство представляет собой неотъемлемую часть общества, выступает как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений. Как особое явление социального мира детство имеет свои определенные характеристики. В психологии детство рассматривается как этап онтогенетического развития индивида, начинающийся с рождения ребенка и кончающийся его непосредственным включением во взрослую жизнь. Традиционно детство разделяется на период младенчества (от рождения до 1 года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 6/7) и младший школьный возраст (6/7 — 11/12). В современной цивилизации детство отделено от взрослости специальными переходными этапами — отрочеством и юностью. В представлениях людей детство характеризуется некой социальной неполноценностью. В этом оно связано со старостью (выйти из годов/еще не войти в года). Можно сказать, что таким образом выявляется взаимоопределяющая связь старости и недееспособности, с одной стороны, и детства и недееспособности, с другой стороны. Еще один значимый признак для обеих возрастных категорий: неспособность к труду (или ограничение определенных трудовых обязательств, например, выход на пенсию), причем неспособность к труду определяется не состоянием здоровья, а принадлежностью к конкретной возрастной категории, что представляет собой неотъемлемую составляющую социальной роли стариков и детей.

В русскоязычной картине мира детство ассоциируется, прежде всего, с невинностью. Невинность понимается как некий этап, предшествующий духовному взрослению человека и исчезающий в процесс духовного становления человека. Это определенный период человеческого существования – вне ценностных различий, вне норм и именно поэтому вне вины. В энциклопедиях состояние невинности описывается как состояние безмятежности, целостности и гармоничности, присущее невинному человеку, подобно блаженному состоянию младенца: оно естественно и внеморально. В психологии понятие невинности употребляют для описания свойственного ребенку состояния простодушия, открытости, доверчивости, которое обусловлено отсутствием опыта разочарований, неудач, отверженности и т.п. Невинность в собственном смысле слова ценностно нейтральна и не допускает ни положительной, ни отрицательной оценки. Однако в обыденном словоупотреблении, слово невинность может содержать в себе как положительную, так и отрицательную оценку. Положительно оцениваются такие качества человека, как его абсолютная невосприимчивость ко злу, а также цельность и гармоничность его натуры, что характеризует данного человека как невинного. Иногда, характеризуя взрослого человека «невинный как младенец», подразумевается инфантильность взрослого человека как выражение его душевной и духовной незрелости. В толковых словарях русского языка инфантильный трактуется как «обладающий чертами, присущими детскому возрасту (лат. infantis ребёнок)» или как «сходный с манерами, поведением, мировосприятием ребёнка» [ТСРЯ, 1995, с. 245]. Данная характеристика может проявляться по-разному: на уровне интеллектуальном (Мысли у тебя какие-то детские!); речевом (Болтаешь всякую ерунду, как ребенок!); но в основном как оценка поведения взрослого человека. Выражения Детский сад! или Детский лепет!, сказанные в отношении к взрослому, представляют собой отрицательную характеристику его поступков или слов. Сюда же относятся устойчивые выражения ребяческая выходка, непростительное ребячество. В русской картине мира вести себя по-детски означает вести себя глупо, несерьезно, смешно, вызывающе, естественно, наивно, простодушно, непрактично, трогательно (оценочные характеристики поведения). Анализ фактического материала показывает, что чаще всего сравнения с ребенком удостаивается взрослый мужчина. Уподобление взрослого человека ребенку оценивалось всегда резко отрицательно (Седой мужик обрился, а в детки не годился). Кроме того, такое поведение взрослого человека может трактоваться, как нежелание решать взрослые вопросы, прятаться от проблем и доставлять хлопоты окружающим людям. Характеристика по-детски представляет собой своего рода эталонную оценку, релевантную среди носителей данной лингвокультуры. Наличие такого рода эталонных оценок определяется культурной традицией носителей языка и является общим достоянием членов языкового коллектива. Оценочная характеристика по-детски чаще всего проявляется при описании таких качеств человека, как простодушие, наивность, неопытность. В русском социуме к такой системе оценочных стереотипов можно отнести такие характеристики как, по-детски любопытен, по-детски доверчив, по-детски наивен. В словаре В.И. Даля первое значение лексемы невинный – “невиновный, неповинный”, понимание невинности как нравственной чистоты эксплицируется в значении “непорочный, чистый, пречистый, незнающий греха, ни зла, не могущий и помышлять о них (невинный младенец)” [Электронный ресурс, URL: http://vidahl.agava.ru]. Понятие “наивный” имеет значение “прямой и невинный, простой, простодушный, простосердечный, милый за простоту, привлекательный простотою; ребячески прямой, детски откровенный; прямомилый, чистомилый”.

Детская наивность и простодушие в сознании человека напрямую связаны с отсутствием опыта – неопытностью. В сознании людей, ребенок предстает как некая «чистая доска», на которой взрослые пишут то, что им надо. В этой связи концепт «ребенок» обладает компонентом “с чистой душой”, что отражает мифологические представления о возникновении людей и наделении их душой. Взрослые члены общества осмысливают ребенка как существо, зависимое от взрослых. Эта зависимость выражается как на уровне физиологическом, так и на психологическом. В языке данная зависимость находит свое выражение в формировании у концепта «ребенок» таких характеризующих компонентов, как “требующий ухода”, “нуждающийся в матери”, “несамостоятельный”.

Старость является результатом процесса старения, т.е. стареть означает становиться старым или старше. Стареть означает состариться, устареть, достигнуть глубокой старости, самых преклонных лет, одряхлеть годами, стариться, дряхлеть, ветшать, изнашиваться (разг.); стареться (уст. и прост.) / о жен.: отцветать, увядать. В современном русском социуме образ старости ассоциируется, прежде всего, с физической неполноценностью, жалким и одиноким существованием. Большое количество повторяющихся подобных ассоциаций указывает на стандартизированный концептуальный образ старости в русской лингвокультуре [Блинова, 2009, с. 8 - 10].

Таким образом, возрастные концепты представляет собой комплексные социально-психологические феномены. Фигурируя в системе социальных отношений, они являются объектами социальной оценки. В различных обществах, аксиологические доминанты, связанные с отношением к детям и старикам, эксплицируются в виде норм.

Литература:

1.     Блинова,  И.С. Концепт старость в русской и немецкой лингвокультурах: автореф. дис. . канд. филол. наук. - Волгоград, 2009. - 22 стр.

2.     Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка // URL: http://vidahl.agava.ru

3.     Калюжная, И.А. Концепт «детство» в немецкой и русской лингвокультурах: автореф. дис. . канд. филол. наук. -  Волгоград, 2007. - 20с

4.     Кон, И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с.

5.     Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

6.     ТСРЯ 1995 – Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. – 2 изд., испр. и доп.– М.: АЗЪ, 1995.– 928 с.