К. ф. н., Дудина И.А.

Мурманский государственный технический университет, Россия

 

Социальная философия

в системе современных наук об обществе

 

Современная социальная философия неразрывно связана с целым корпусом наук, изучающих общество. Связь эта обусловлена в первую очередь генетически, потому что все социальные науки в процессе своего появления и развития определяли самостоятельный статус по отношению к философии, от которой они со временем обособлялись. Вот почему исследовательские подходы и проблематика социальной философии и других социальных наук во многом перекликается. На теоретическом уровне все частные социальные науки смыкаются с социальной философией, и чем больше социальный исследователь углубляется в теоретическую проблематику своих исследований, тем более философскими становятся его рассуждения.

Вопрос об особенностях социально-философского знания и предмете социальной философии включает в себя также и вопрос о соотношении социальной философии с другими науками, исследующими общественную жизнь людей. Объектом социальной философии, общественной истории, социальной психологии, социологии, политологии и многих других наук является общество, однако, совпадая по объекту исследования, каждая из наук, изучающая общество, различается по своему предмету. Это значит, что обществознание дифференцировано предметами знания об обществе. Ясно, что ни одна наука не в состоянии охватить все многообразие социальной действительности. Поэтому каждая наука берет тот или иной срез общества, который обозначается понятием «предмет», а все общество – понятием «объект»; по объему понятие объекта шире понятия предмета. Так, если предметом экономики выступают закономерности развития производственных отношений, правоведения – закономерности функционирования права, политологии – политических отношений (т. е. знание о какой-либо определенной сфере общественной жизни людей), то предметом социальной философии является знание об обществе в целом, в единстве всех сфер и компонентов общественной жизни.

Социальная философия направлена на исследование общих, фундаментальных характеристик общественного бытия людей, на выявление причин, оснований общественной деятельности людей, а также главных ценностей и конечных целей жизни человека в обществе. Социальная философия представляет собой философскую дисциплину, предметом которой является процесс общественного развития, всеобщие связи и отношения, а также специфические черты социального познания. В рамках теоретико-методологического основания в изучении закономерностей общественного развития в социальной философии сосуществуют и взаимно дополняют друг друга формационный и цивилизационный подходы. В современной социальной теории несколько иначе, чем в классической социальной теории марксизма, расставляются акценты. Так, в ней развиваются и формулируются такие проблемы, как социальная онтология, глобальные системы, социальная трансформация, социальные знания и социальные изменения, социальные противоречия. Расширение проблемно-теоретического поля социальной философии повлияло и на функции социального знания: к идеологической, мировоззренческой, гуманитарной, методологической, аксиологической функциям присоединились коммуникативная, интегрирующая и некоторые другие функции.

Определяя место социальной философии в системе научного знания, следует отметить, что социальная философия в органическом единстве с другими компонентами философского знания выступает в качестве мировоззренческого и методологического основания всех общественных наук. Обществознание включает в себя науки, изучающие тот или иной аспект общества: историю, социологию, политологию, культурологию, этику, эстетику, юриспруденцию и др. Мы не будем выявлять соотношение всех дисциплин с социальной философией, ограничимся лишь некоторыми из них. Особенно важными являются связи социальной философии с историей и социологией.

«История в узком смысле слова, – указывает С.В. Соколов, – есть наука о человеческом прошлом, которое определенным образом интерпретируется историком. История обществ и человечества представляет собой совокупность конкретных и уникальных событий, многообразных ситуаций и процессов, находящихся в определенной пространственной и временной взаимосвязи. История как наука изучает эти события во временной и логической последовательности» [6]. Поэтому В. О. Ключевский указывал, что «в научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени [людей, обществ, человечества], процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории... служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах» [4].

История – это конкретная (эмпирическая) и теоретическая наука. Первый этап исторического познания включает в себя знание и точное описание социальных фактов (событий), их хронологии, места их происхождения. Собирание исторических (социальных) фактов – это основа (эмпирическая) исторической науки. Следующий теоретический этап исторического познания – систематизация и обобщение собранных исторических фактов, выявление общих конфигураций, повторяемости, взаимосвязи и соотношения объективных для истории событий. Ясно, что объяснение исторических конфигураций требует определенного общетеоретического принципа, объясняющего мозаику событий с позиций системности, единства. Оно предполагает наличие у историка определенной социально-философской гипотезы человеческой истории, включающей общее представление о строении общества, его движущих силах, взаимодействии обществ внутри человечества и т. п. Функцию выработки общих принципов исследования истории берет на себя социальная философия. Таким образом, социальная философия, образуя методологическую основу теоретической составляющей истории, объединяющей исторические факты, частично входит в структуру истории. Это можно отразить в следующей иерархической последовательности: исторические факты – история народов – история человечества – социальная философия.

Социальная философия раскрывает универсальные характеристики человечества как целостного образования. Историческая наука тоже изучает все человечество, но изучает не философски (не дает целостного обобщения всего исторического процесса), а исторически (рассматривает каждый социальный организм во всем его богатстве и конкретном проявлении). В курсе всеобщей истории все страны мира изучаются конкретно, в хронологической последовательности и изолированно, при этом главное внимание обращается не на их универсальные черты, свойства, а на специфические характеристики. Историческая наука, в отличие от социальной философии, должна строго соблюдать временную последовательность событий и исторических фактов. История не занимается концептуальным анализом категорий, не изучает закономерности всемирно-исторического развития человечества, а принимает их как данность, если под закономерностью понимаются объективные, внутренние, необходимые, повторяющиеся процессы и феномены действительности. Теоретическим обоснованием закономерностей и законов общественного развития занимается социальная философия. Историческое исследование проходит через эмпирическую стадию к теоретическому осмыслению и обобщению, но в целом история представляет собой теорию среднего уровня, т.е. теорию средней абстракции, и поэтому не может заниматься теоретической разработкой таких высоких абстрактных понятий, как закон или категория.

В свою очередь, социальная философия не может развиваться без использования достижений исторической науки, она не может делать научные обобщения без знания конкретных фактов и конкретной действительности. Поэтому она постоянно обращается к результатам исторической науки. История же также нуждается в социальной философии, так как только благодаря ей получает мощный методологический инструмент познания и изучения исторического прошлого.

Тесно связана социальная философия с социологией, однако здесь более сложно обстоит дело с определением типа отношений между социальной философией и социологией. Социология и социальная философия тесно связаны исторически и содержательно. Социология сложилась в качестве самостоятельной области знания в XIX веке в результате конкретизации традиционной социальной проблематики и развития эмпирических социальных исследований. Сам термин «социология»  (учение об обществе) был введен французским философом XIX века О. Контом, но социологические проблемы в истории философии ставились и освещались еще в античную эпоху. Социология изучает общество как целостное образование, имеющее свои законы развития и функционирования, однако в центре ее внимания находятся проблемы взаимоотношений общества и личности, социальной структуры и социальной стратификации, социальных институтов и социальных организаций, социального действия и социального поведения и др.

До настоящего времени не решена проблема самоопределения социологии (как и социальной философии) и по-разному трактуется ее предмет. Разнообразие определений попытался проанализировать и обобщить В.Е. Кемеров. Он пишет: «Социология – 1) область человеческого познания, исследующего, описывающего и объясняющего формы общественной жизни, которые возникают из различных человеческих взаимодействий, в них функционируют и изменяются; 2) совокупное знание о жизни общества, его законах, подсистемах, «механизмах» его действия и управления им; в этом расширительном смысле социология фактически отождествляется со всем научным обществознанием, неявным образом «перекрывает» предметность других социально-гуманитарных дисциплин» [7]. Существование разнообразных подходов к определению данной науки является не только следствием предпочтений, выражаемых представителями отдельных школ и направлений, но и характеристикой современного состояния социологии.

Конкретизируя позицию социологии в социальном пространстве и социальном времени, следует указать, что она по своему происхождению в основном – европейская дисциплина, а по своим социально-историческим параметрам относится к обществам индустриального типа. Именно в них она оформляется институционально и начинает выявлять и описывать проблемы данных обществ. Развитие социологии как науки проходило в условиях господства в общественном сознании научных стандартов естествознания и соответствующих представлений о фактических основаниях знаний, их экспериментальной проверке, их общезначимости и объективности, их «включенности» в логику вещей. Становление социологии по времени совпадает с крушением системы классического философствования, причем совпадение это не случайно: социология является одним из продуктов распада классической философии. Она выступает с критикой классической философии и стремится преодолеть абстрактно-общие философские представления о человеке, обществе, индивиде, порядках и законах социальной истории.

Вопрос о различии между философским и социологическим анализом общества издавна интересовал теоретиков, по-разному решающих эту проблему. Часть из них настаивает на абсолютном отличии социальной философии от теоретической социологии. Такова, например, позиция сторонников зиммелевского понимания социологии, уступающих философии проблему социальной целостности и весь блок вопросов, которые выходят за рамки специальной науки о социальных группах.

С другой стороны, многие мыслители не видели в проблемной близости философии и социологии ничего плохого. Такова была, в частности, позиция П. Сорокина в поздний период его творчества, когда он считал, что всякая серьезная социология «философична», а всякая неспекулятивная философия общества неизбежно включает в себя социологический материал и социологические подходы. Аналогичную позицию занимал и Раймон Арон. Социология тоже изучает общество, но не со стороны отношения общественного сознания и общественного бытия, а со стороны некоторых структурных элементов общества, их деятельности и взаимоотношений между ними. В этой связи одни социологи (Э. Дюркгейм и др.) полагают, что предметом социологии выступают социальные факты (результат коллективной деятельности), другие (М. Вебер, Т. Парсонс и др.) – социальное поведение (его интересы и мотивы), а третьи (марксисты) – законы функционирования и развития общества как целостной экономической системы (формации). Наиболее правомерно считать социологию наукой о системной организации общества: социология исследует не социальные общности (род, семья, этнос, раса, нация, социальная страта и т. д.) сами по себе, а системную организацию всего общества и отношение к ней ее отдельных элементов.

В этом плане социология предполагает три уровня исследования системной организации общества: 1)  эмпирический (конкретно-социологические исследования), направленный на получение социологических фактов и эмпирических выводов; 2)  отраслевой (социология труда, социология семьи, социология образования и т.п.), представляющий специальные социологические теории среднего уровня (отраслевые); 3)  теоретический уровень (теоретическая социология), на котором общество изучается как общественный организм с присущими ему законами функционирования и развития [6].

Общая социологическая теория (последний уровень) входит в социальную философию как один из основных компонентов: он представляет собой часть социальной философии, но не социальную философию в целом. Социальная философия значительно шире и глубже той части теоретической социологии, которая входит в структуру последней. В отличие от социологии история не включает в свой состав социальную философию, которая остается лишь методологической (внешней) основой исторического исследования.

Ряд отечественных социальных философов считает, что общая теоретическая социология и социальная философия различаются не по предмету, а по контексту включения в систему общественного знания в составе социологической или философской подсистемы и, соответственно, по мировоззренческой и методологической функциям в социальном познании. Философская подсистема обществознания нацелена на логику социального развития, социология – на структурный аспект. Вместе они представляют собой социально-гуманитарное знание, выступая не только наукой об обществе, но и наукой о человеке, наукой о гармоническом сочетании общества и человека, а не в очередности или приоритете одного над другим. По этой причине современное обществознание нацелено не только и не столько на реализацию умозрительных схем исторического процесса, сколько на познание того, как осуществляются различные способы жизнедеятельности общественного организма; не столько на всеобщее, сколько на сочетание общего и уникального, неповторимого, хотя и детерминированного экзистенцией и феноменологией общества.

Таким образом, социология в ее современном понимании изучает общество на уровне средней абстракции: в поле ее зрения находятся вопросы взаимодействия и взаимообусловленности разных сфер общественной жизни – материальной, политической, социальной, духовной. Социология рассматривает эти сферы на микроуровне, т.е. интересуется проблемами, касающимися социальных групп, коллективов, взаимоотношений индивидов, общества, государства и т. д. Например, феномен демократии изучается и социологией, и социальной философией. Но социолога интересует конкретный механизм функционирования демократических институтов, политических партий, выборных кампаний и т.д. Социальный философ демократию рассматривает в историческом аспекте, вычленяет ее сущностные черты и особенности, сравнивает с другими формами государственного правления – монархией, олигархией, аристократией и т.д.

Социальная философия, как замечает И.А. Гобозов, изучает общество как некий универсальный объект с универсальными характеристиками, социолог же анализирует его конкретное функционирование. Социальный философ имеет дело с обществом вообще, социолог же – с конкретным социальным организмом [1].

Социальная философия нуждается в социологии как в строительном материале, так как она поставляет конкретные факты и результаты, опираясь на которые социальный философ делает универсальные обобщения и выводы относительно всего исторического процесса. Эти заключения социальной философии не носят спекулятивного характера, а представляют собой глубоко продуманные научные знания. Социология, в свою очередь, использует социальную философию как методологический принцип исследования общественных процессов и феноменов.

Явно просматривается связь социальной философии с философией истории. Философия истории представляет собой осмысление истории человечества с точки зрения взаимодействия в реальной истории субъективных сил и объективных условий, необходимостей и случайностей и т. п. Термин «философия истории» был введен французским философом XVIII века Вольтером. Он считал, что историк не просто должен описывать события, излагать их в хронологической последовательности, а философски истолковывать исторический процесс, рефлексировать над его бытием. Хотя сам термин появился в XVIII веке, тем не менее, философско-исторические проблемы существовали давно, уже в трудах античных историков и философов можно встретить философско-исторические размышления над социальной действительностью. В этой связи Гегель всю историографию разделил на три вида: 1) первоначальная история; 2) рефлективная история; 3) философская история.

Представители первоначальной истории, к которым Гегель причислял Геродота и Фукидида, излагали исторические события, свидетелями которых были сами. Содержание трудов таких историков пространственно ограничено, т. к. они излагали только то, что их окружало и что они сами видели. В рефлективной истории изложение материала уже не связывается с участием историка в описываемых событиях. Что касается философской истории, то она представляет собой, по выражению Гегеля, мыслящее рассмотрение ее, в том виде, в каком она существовала, не допуская вымыслов и опираясь на факты и события. Философия истории, по мысли Гегеля, ищет некие общие принципы в истории, которые присущи всей мировой истории. Главным из этих принципов является разум, под которым в данном случае немецкий мыслитель подразумевал закономерности развития исторического процесса. С его точки зрения, все действительное разумно и все разумное действительно. Разумно то, что необходимо и закономерно, а то, что необходимо и закономерно в то же время действительно.

Другим принципом выступает поиск конечной цели мира – свободы. Поэтому всемирная история выступает как прогресс в сознании свободы. Философия истории, по мысли Гегеля, показывает, как народы и государства стремились к свободе, как ради нее в течение долгого исторического времени приносились всевозможные жертвы. Она скрупулезно изучает реальную историю людей, действия которых вытекают из их потребностей, страстей и интересов. Кроме того, задачей философии истории, по мнению Гегеля, является выявление того материала, в котором осуществляется разумная цель. Таким материалом оказывается сам субъект со своими потребностями.

Гегель-диалектик настаивает на том, чтобы философский анализ всемирной истории руководствовался принципом развития, которое является не просто спокойным процессом, совершающимся без борьбы, а тяжелой недобровольной работой. Исторический процесс диалектичен, и философия истории тоже должна рассматривать его диалектически, показывать в движении и развитии.

В России на ниве философии истории работали такие крупные философы и историки, как Н. И. Кареев, В. М. Хвостов, В. И. Герье, Л. П. Карсавин и другие. Н. В. Кареев утверждал, что философия истории должна заниматься как онтологическими, так и гносеологическими проблемами. Содержание предмета философии истории охватывает широкий спектр вопросов, касающихся всего исторического процесса: роль географической среды в общественном развитии, культурно-историческая среда, законы общества, необходимость и случайность в истории, источники исторических перемен, прогресс и регресс в истории и т. д.  Л. П. Карсавин так определял задачи философии истории: «Философия истории определяется тремя основными своими задачами. Во-первых, она исследует первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания, истории как науки. Во-вторых, она рассматривает эти основоначала в единстве бытия и знания, т. е. указывает значение и место исторического в целом мира и в отношении к абсолютному Бытию. В-третьих, задача ее заключается в познании и изображении конкретного исторического процесса в целом, в раскрытии смысла этого процесса» [3].

В современной западной философии истории условно можно выделить два основных направления – онтологическое и гносеологическое [2]. Сторонники первого направления главное внимание обращают на исследование бытия исторического процесса, смысла истории, социального прогресса, социального детерминизма и т. д. Философия истории, по их мнению, должна изучать имманентную логику развития общества, взаимосвязь и взаимообусловленность его различных сторон. Философия истории в качестве объекта исследования берет не какую-то конкретную социальную группу, не тот или иной город или отдельный социальный организм, а весь исторический процесс, представляющий сложный комплекс различных элементов. Гносеологическое направление, или критическая философия истории, главное внимание уделяет проблемам познания исторических фактов и событий. Его представители полагают, что предмет философии истории – логико-теоретические и методологические проблемы исследования исторического прошлого, его теоретическая реконструкция и установление истинности исторических фактов.

Но нельзя отрывать друг от друга онтологию и гносеологию. Теория познания (гносеология) без объекта познания перестает быть теорией, т. к. без исследования практической деятельности людей, без анализа общественных отношений, без выяснения логики исторического развития она не может претендовать на подлинно научную теорию. Поэтому предметом философии истории являются как гносеологические, так и онтологические проблемы в их единстве и во взаимной связи. Таким образом, «философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многообразие исторического процесса, проблемы законов, социального детерминизма и социального прогресса. Она дает теоретическую реконструкцию исторического прошлого, устанавливает истинность исторических фактов и событий» [2].

Философия истории представляет философско-исторический анализ общества. Философ истории, так сказать, читает философски исторический процесс. Он исходит из того, что человеческое общество непрерывно развивается, изменяется, что исторический процесс носит континуистский характер, что прошлое и настоящее неразрывно связаны, и что человек выступает связующим звеном всех исторических этапов и стадий. Философия истории – это логическое рассмотрение человеческого общества, очищенное от зигзагов и поворотов. Она абстрагируется от конкретного многообразия и главное внимание уделяет имманентной логике всемирной истории, ее сущности, ее внутренним механизмам функционирования и развития. Она синтезирует все человечество, выделяет в нем некие общие законы, черты и свойства, присущие всем социальным организмам, но проявляющиеся по-разному в зависимости от исторических обстоятельств, конкретной ситуации и природных условий.

Философия истории не есть ни историческая наука отдельных государств и народов, ни универсальная или всемирная история. Последняя тоже изучает все человечество, но изучает не философски, т. е. не дает философского обобщения всего исторического процесса, а исторически, т. е. каждый социальный организм рассматривается во всем своем богатстве и конкретном проявлении. Историческая наука, в отличие от философии истории, должна соблюдать временную последовательность событий и исторических фактов. Если философия истории есть сущность, схваченная во времени, т. е. такая сущность, которая постоянно меняется, но, тем не менее, сохраняется, то историческая наука есть изложение фактов и событий в хронологическом порядке.

Философия истории имеет определенный категориальный и понятийный аппарат, посредством которого дается философско-историческое изложение исторического процесса: социальный детерминизм, прогресс, цивилизация, закон, формация, общественные отношения, географический фактор, разум, способ производства, историческое объяснение, самосознание, историческое сознание, менталитет и др. Она является теорией высшей абстракции, но абстракции глубокой, адекватно отражающей объективную действительность. Она не есть схоластическое и спекулятивное рассуждение о социальной материи. Напротив, философский анализ исторического процесса глубже раскрывает сущность социальных феноменов, механизмы их взаимодействия и функционирования.

Философия история – важная составная часть обществознания. Она позволяет создать некую теоретическую картину человеческого общества, помогает людям правильно ориентироваться в сложной сети общественной жизни, рассматривать всю мировую историю как единый и непрерывный процесс.

Таким образом, предмет философии истории и предмет социальной философии тесно переплетаются. Однако в отличие от философии истории социальная философия рассматривает взаимосвязь человека и общества исторически – в виде истории отдельных цивилизаций, в которых общее (социальная философия) становится особенным, т. е. конкретизируется. Такие проблемы социальной философии как детерминизм исторического процесса, его движущие силы, единство природного и социального в историческом процессе, его периодизация и типологизация, единство и многообразие исторического процесса и т. п. в философии истории приобретают определенную конкретность, приближение к реальному историческому процессу.

Русский философ С.Л. Франк, анализируя соотношение социальной философии и философии истории, отмечал, что «философия истории есть конкретное самосознание человечества, в котором оно, обозревая все перипетии и драматические коллизии своей жизни, все свои упования и разочарования, достижения и неудачи, научается понимать свое истинное существование и истинные условия своего существования» [8]. Что касается социальной философии, то она, по его мнению, занимается познанием вечного в общественной жизни.

Таким образом, философия истории и социальная философия имеют не только общие, но и специфические черты, которые проявляются, прежде всего, в методах исследования общественной жизни. Если философия истории рассматривает исторический процесс большей частью как становящийся процесс в ходе длительного развития социума, то социальная философия главное внимание обращает на процесс, находящийся на стадии завершения. Иначе говоря, как указывает И. А. Гобозов, «философия истории рассматривает общество в динамике, а социальная философия – в статике, т.е. на конкретно-историческом этапе развития общества» [1].

Социальная философия тесно связана также с социально-исторической антропологией. Слово "антропология" свидетельствует об изучении человека, "социально-исторический" – говорит об изучении истории человека с социологической стороны. В целом же социально-историческая антропология представляет собой науку о человеке, который рождается, социализируется, действует, развивается в определенном конкретно-историческом обществе: Руси, Российской империи, Советском Союзе, постсоветской России и т. п. [6]. В этой науке внимание обращается на то, что человек, рождаясь в конкретно-историческом обществе, в процессе обучения и воспитания воспринимает и усваивает нормы, традиции, институты общества как данность, которая предшествует ему. В результате он становится представителем именно данного общества, например, советским рабочим, учителем, партократом и т. д. Но в процессе своей деятельности в зрелом возрасте люди через своих выдающихся представителей начинают совершенствовать старые, изобретать новые формы, традиции, институты и тем самым менять конкретно-исторические условия формирования других поколений людей. 

Философский анализ общества не может обойтись без социально-исторической антропологии, которая почти не использовалась в историческом идеализме и историческом материализме: в них исследовались проблемы определения роли выдающихся личностей в истории и роли объективных факторов в деятельности классов, наций и т.п. Но выдающиеся личности ничего не могут сделать без поддержки других социальных общностей (возрастных, экономических, политических и т. п.). С другой стороны, далеко не только объективные факторы влияют на формирование и жизнедеятельность людей. С этой точки зрения социальная философия – это наука, изучающая с философской точки зрения общество как жилище людей, которое они обустраивают для большего комфорта и продолжительности жизни. И в этом процессе важную роль играют и общественное бытие, и общественное сознание, выступающие в социально-исторической антропологии в виде социальной среды и отдельной личности или социальной общности.

Отношения между социальной философией и социально-философской антропологией вскрывают особый тип связи между различными философскими направлениями, изучающими взаимоотношения человека и общества. И человек, и общество – совершенно уникальные явления, отсюда – бездонность, беспредельность различных ракурсов философской рефлексии. С позиций социально-философской антропологии все богатство, разнообразие предметной ориентации социальной философии, включая и социально-философские исследования человека, остается безусловной суверенной территорией социальной философии. Но что касается притязаний на универсальность, единственность социальной философии в смысле философского осмысления отношений человека и общества, то в этом отношении социально-философская антропология анализирует и как бы ярче высвечивает качественные позиции взаимосвязи человека и общества. Отношение между данными философскими направлениями не являются взаимным соперничеством, а скорее взаимодополняющим отражением в философском познании сложной, противоречивой, многокачественной реальности – взаимосвязи человека и общества.

Социальная философия политики и политология. За последнее время политология заняла довольно солидное место в системе обществознания. Но проблемы политологии возникли вместе с политикой. Исследователи по-разному интерпретируют предмет политологии, или политической науки.

Немецкий исследователь М. Молс считает, что в центре внимания политической науки должны находиться политические институты и процессы, конфликты и политическая власть и т.д. Его английский коллега Д. Миллер, отождествляя политическую теорию с политологией, отмечает: «Политическая теория – это систематическое отображение характера и целей правительства, включая анализ существующих политических институтов, и представление о том, как они должны изменяться» [1]. В учебнике «Политология» дается такое определение: «В широком смысле политология (как политическая наука) включает в себя все политическое знание, представляя собой комплекс дисциплин, изучающих политику, тогда как в более строгом значении политология (или общая теория политики) изучает лишь специфическую группу закономерностей отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, исследуя особый тип механизмов отношений и взаимодействий между властвующими и подвластными, управляемыми и управляющими» [5].

Сравнивая социальную философию и политологию, следует заметить, что политическая наука, или политология, имеет в качестве объекта исследования только политическую сферу общества и изучает политические процессы конкретных социальных организмов, выявляет механизм функционирования и взаимодействия различных политических институтов и учреждений. Область политической науки – политическая жизнь общества, а не все общество. Политическая наука – это теория среднего уровня, т.е. теория, которая не претендует на философские обобщения политики. Этим занимается социальная философия, предметом которой является общество в целом, а не та или иная его сфера.

Итак, социальная философия занимает важное место в системе обществознания. Она не претендует на какой-то особый статус. Она использует все достижения других общественных дисциплин и вместе с тем оказывает им эффективную методологическую помощь. В конце концов, все общественные науки тесно связаны между собой и плодотворно сотрудничают.

Социальная философия и негуманитарное научное знание. Методологическую функцию социальной философии было бы неверно ограничивать только сферой гуманитарных наук. Как наука философская, социальная философия выполняет эту функцию по отношению ко всем наукам, в том числе и к естествознанию. Многие проблемы и здесь могут быть решены только при методологическом обосновании с помощью законов, открытых социальной философией (например, периодизация истории той или иной частной науки, роль общественных условий в появлении и решении научных проблем; роль мировоззрения в научном творчестве; моральная ответственность ученого; классификация наук; превращение науки в непосредственную производительную силу общества и т.д.). Кроме того, необходимо учитывать, что в современном естествознании есть множество отраслей, которые изучают объекты, относящиеся одновременно и к природе и к обществу. Достижения этих наук для того, чтобы быть эффективными, должны опираться на знание не только законов природы, но и законов общественного развития, возникновения и функционирования потребностей общества. Архитекторы, например, разрабатывая проекты жилых комплексов, должны учитывать тенденции развития быта (домашнего хозяйства, общественного питания), общественного воспитания детей, удовлетворения духовных потребностей и т.д. Большое значение имеет социальная философия и для медицины, поскольку болезнь есть явление не только биологическое, но и социальное.

Таким образом, социальная философия в органическом единстве с другими компонентами философского знания выступает в качестве важного мировоззренческого и методологического основания для всех общественных наук, а также играет заметную роль в системе научного знания в целом.

 

Литература

1. Гобозов И.А. Социальная философия: учебник для вузов. – М., 2010.

2. Гобозов И.А. Социальная философия: Учебный словарь. – М., 2008.

3. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

4. Ключевский В.О. Сочинения: В 8 т. Т. 1. – М., 1956.

5. Политология. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2003.

6. Соколов С.В. Социальная философия: учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

7. Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. – М., Екатеринбург, 2006.

8. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.