Философские науки/4. Философия культуры

 

К.ф.н. Чижова И.А.

МОУ ДОД ДШИ «Лицей искусств», Россия

Перспективы развития предметных форм духовной

культуры

 

Исключительное воздействие духовной культуры на различные сферы общественной жизни вызывает потребность в философском осмыслении и рассмотрении перспектив развития предметных форм духовной культуры. К понятию предметной формы духовной культуры можно отнести рас­пространенные в социокультурной практике исходные формы, выраженные в предмете[1, 2], явлении или процессе[3, 4, 5], которые благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступают как ограниченные и в себе завершенные, и могут быть выражены в виде совокупности нематериальных элементов культуры (продуктов духовно­го производства, т.е. результататов целеориентированной человеческой деятель­ности и т. д.). Понятие предметной формы духовной культуры также распро­страняется на технологии, способы, методы и нормы, посредством которых осуществляется социальная практика людей [6, 7] –  производственная, регулятив­ная и коммуникативная деятельность, межличностное взаимодействие, любые социально обусловленные акты поведения, интеллектуальные и творческие действия [8, 9, 10, 11, 12]. Предметные формы охватывают различные стороны духовной жизни человека и общества, и выступают как обязательная составная часть художественной культуры, духовной культуры и культуры в целом, а также способны обобщенно передать мировоззрение, мировосприятие, миро­освоение, мироощущение человечества. Предметная форма духовной культуры находит свое выражение, как в реальной, так и в виртуальной форме [13, 14, 15, 16, 17, 18, 19].

В настоящее время происходит бурное и одновременное развитие новых технологий в науке, технике и культуре, это ведет к их взаимной интеграции.  При этом активно осуществляется процесс компьютеризации мира. Все перечисленные моменты оказывают влияние на возникновение новых предметных форм духовной культуры. Например, многие современные произведения искусства возникают на границе науки, техники и творчества. Так развиваются, и все более широко распространяются лазерные шоу, виртуальные и интерактивные выставки, появляются танцующие и поющие роботы, музыкальные инструменты из новейших материалов и т. д. [20, 21, 22, 23, 24]. При организации этих мероприятий, мир, освоенный и созданный человеком с одной стороны, персонифицируется, т.е. связывается с конкретными людьми, носителями культурных смыслов и исторической памяти, а с другой стороны в сферу творчества включаются значительные слои общества, которые присваивают духовные достижения человечества. Искусство, развивающееся параллельно с новейшими технологиями – наиболее актуальное и перспективное направление современного мирового культурного пространства, к которому относится широкий спектр самых разнообразных художественных практик, где задействуются наработки фундаментальных и прикладных наук, робототехнические, информационные, оптические, телекоммуникационные и другие технологии. Художники используют и исследуют их потенциал, позволяя прогнозировать и активно влиять на будущее не только художественной культуры, но и мира в целом. Таким образом, осуществляется визуализация физических явлений в художественной форме (например, электростатических), а виртуальные интерактивные инфо-среды, перформансы и инсталляции вскрывают телесный уровень коммуникации, выявляют самоорганизующиеся технические системы, позволяют создавать критически-поэтические электронные скульптуры. Все это способствует новому взгляду на использование технологий с провокационной и креативной стороны, привлекая внимание одновременно широкой аудитории, специалистов, и декларирует миру новые предметные формы духовной культуры.

Происходят изменения и в качественном составе предметных форм духовной культуры, которые обусловлены появлением нового типа мышления у человечества – компьютерного, и, как следствие, видоизменяется восприятие общества и индивидуумов материального и духовного мира. Все это приводит к формированию новых моральных, законодательных и психологических установок [25, 26]. Например, существующие моральные нормы перестают соответствовать новым интересам человечества и, следовательно, оптимально регулировать общественные отношения. В таких условиях незамедлительно меняется практическое массовое поведение людей, игнорирующих существующие моральные нормы; складываются новые отношения - и все это фиксируется общественным сознанием в виде новых норм. Таким образом, суть механизма морального развития заключается в том, что практика поведения находит оптимальные образцы, которые затем оформляются через новое мышление в виде так называемых моральных кодексов или официальных моральных систем. Одновременно компьютерное мышление обладает и интегральной характеристикой, которая основана на освоении человеком большого количества разнообразной информации, способствующей дальнейшему применению ее на практике [27? 28? 29? 30].

Перспективы развития предметных форм духовной культуры тесно связаны с тенденциями в общественных сферах жизни человеческого общества: экономической, педагогической, художественной, медицинской, управленческой, научной, экологической. Общество, формирующее новые потребности человечества, способствует появлению новых предметных форм духовной культуры.

В современном мире мы столкнулись с проблемой быстрой трансформации предметных форм духовной культуры, которые ведут к возникновению новых культурных и социальных форм и изменению информационно-теоретической модели нашего общества. Изучение и построение на их основе прогнозов позволит нам видеть не только наше прошлое, но и будущее.

 

Библиографический список

1.           Демин, М.В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности [Текст] / М.В. Демин  // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. – 1983. – № 1. – С.52–29.

2.           Лихтарников Л.М. Первое знакомство  с математической логикой [Текст] / Л.М. Лихтарников. – Спб.: Лань,1997. – 112 с.

3.           Соколов, В.Э. Понятие, сущность и основные функции культуры: уч. пособие [Текст] / В.Э. Соколов. Ленинград, 1989. – 83 с.

4.           Доре, В. Ценность и смысл труда: вклад психоанализа в понимание субъективизации производственной деятельности [Текст] / В. Доре // Вопросы философии. – 1993. – № 12. – С.42–48.

5.           Гусейнов, А.А. «Золотое правило» нравственности [Текст] / А.А. Гусейнов   // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1972. № 4. – С. 2937.

6.           Пармон, Э.А. Роль фантазии в научном познании [Текст] / Э.А. Пармон. – Минск: Изд-во Университетское, 1984. – 176 с.

7.           Флиер, А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура [Текст] / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. – 1997. – № 2. – С. 47–55.

8.           Дробницкий, О.Г. Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия [Текст] / О.Г. Дробницкий. – М.: Политиздат, 1967. – 428 с.

9.           Бердяев, Н.А. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев. – М.: ИМКА-ПРЕСС, 1989. – 276 с.

10.       Адамар, Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики [Текст] / Ж. Адамар. – М.: Сов. радио, 1970. – 152 с.

11.       Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление [Текст] / С.Ф. Анисимов. – М.: Мысль, 1988. – 253 с.

12.       Бодрийяр, Ж. Система вещей [Текст] / Ж. Бодрийяр. – М.: Рудомино, 1999. – 222 с.

13.       Агошков, А.В. Культура человечности [Текст] / А.В. Агошков // Личность. Культура. Общество. Т. 2. Выпуск 3 (4). – 2000. – С. 7-24

14.       Ростовцева, Т.А. Философия общественного сознания: Опыт феноменологического анализа: учеб. пособие [Текст] / Т.А. Ростовцева. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1996. – 79 с.

15.       Солопов, Е.Ф. Соотношение форм движения и видов материи в природе [Текст] / Е.Ф.  Солопов // Вопросы философии. – 1963.  – № 8. – С. 28–35.

16.       Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л.П. Буева. - М.: Мысль, 1978. – 376 с.

17.       Гудинг, Д. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности [Текст] / Д. Гудинг, Дж. Леоннокс; пер. с англ. Т.В. Барчуновой. Т.2, кн.1. – Ярославль: Норд, 2004. – 384 с.

18.       Маркарян, Э.С. Культура как система [Текст] / Э.С. Маркарян // Вопросы философии.  – 1984. – № 1. – С. 49-55.

19.       Ионин, Л.Г. Социология культуры [Текст] / Л.Г. Ионин. – М.: Логос, 1996. – 418 с.

20.       Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного [Текст] / Г.-Г. Гадамер; пер. с нем. – М.: Искусство, 1991. – 367 с.

21.       Анисимов, К.Л. Человек и техника: Современные проблемы [Текст] / К.Л. Анисимов . – М.: Наука и техника, 1995. – 241 с.

22.       Ильенков, Э.В. Природа науки [Текст] / Э.В. Ильенков, А.Т. Калинкин. – М.: Высшая школа, 1985. – 294 с.

23.       Мелещенко, Ю.С. Техника и закономерности ее развития [Текст] / Ю.С. Мелещенко. – Л.: Лениздат, 1970. – 248 с.

24.       Духовное производство: Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности [Текст] / Академия наук СССР. Институт философии. – М.: Наука, 1981. – 352 с.    

25.       Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира [Текст] / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. – М.: Наука, 1988. – 216 с.

26.       Зарецкая, Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации [Текст] / Е.Н. Зарецкая. – М.: Дело, 2001. – 284 с.

27.       Ильин, И.А. Путь духовного обновления [Текст] / И.А. Ильин // Ильин И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. – М.: Республика, 1993. – 431 с.

28.       Артановский, С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур [Текст] / С.Н. Артановский. – Л.: Наука, 1967. – 394 с.

29.       Боно, Э. Рождение новой идеи [Текст] / Э. Боно. – М.: Прогресс, 1976. – 325 с.

30.       Уледов А.К. Духовное обновление общества [Текст] / А.К.Уледов. – М.: Мысль, 1990 – 336 с.