Михайлова Л.И., Москва

 докт. соц. наук, профессор, академик РАСН

 

Человек в виртуальной реальностиновый образ жизни

В современных условиях происходит постепенный переход от индустриального к информационному обществу. А что дает современному человеку информационное общество? Оно дает новые технологии коммуникации, которые задают ему образ, способы и стиль жизни. Среди этих технологий – Интернет-коммуникация. В условиях информационного общества она формирует виртуальную реальность, которая вносит существенные изменения во все сферы жизнедеятельности личности, его последствия заметны уже сейчас, они проявляются в способах и стиле жизни отдельного человека, социальных групп и общностей. Доступность и одновременно отстраненность информации приводят к формированию виртуального пространства, которая характеризуется отсутствием эмоционального фактора взаимодействия между людьми, грани между реальностью и вымыслом. В результате воздействия этих факторов происходят изменения психики человека.

Виртуальная реальность формирует новые символы, знания, ценности, нормы, социальные образцы, составляющие элементы культуры общества, личности, следовательно, и образа жизни. Возникает параллельная реальной жизни виртуальная реальность, которая порождает раздвоенность сознания личности, новые ценностно-смысловые ориентации, порой весьма далекие от существующих в обществе. Усиливается состояние неопределенности в оценке текущей информации, резко снижаются критерии определенности. В связи с этими особенностями виртуальная реальность приобретает характер психологического оружия. Оно направлено:

- на понижение общего уровня сознания людей, живущих на определенной территории;

- разрушение у них устойчивой системы мировоззренческих ценностей и как следствие – уничтожение родовой и культурной памяти людей, психотизация и невротизация общества;

- разрушение традиционных механизмов самоидентификации, внедрение в общество специально конструируемой матрицы ценностей, норм поведения и реакций как единственно возможной жизнедеятельности людей;

- уничтожение способности ставить и реализовать глобальные стратегические цели.

Виртуальная реальность соответствует сегодняшней социальной ситуации. Она обеспечивает анонимность, утверждает иррациональность социального бытия, создает возможности включения личности в игры с различными ролями и созданием множественных Я-образов, обеспечивает самопрезентацию. Виртуальная реальность дает человеку максимум возможностей для конструирования новостей, образа партнера, норм взаимодействия и т.п., что способствует развитию креативного субъекта.

В условиях виртуальной коммуникации формируется виртуальная личность. В связи с этим внимание ряда ученых сосредоточено на вопросах выявления девиантных способов взаимодействия, а также на исследовании ценностей и норм общения. Особенности виртуальной личности проявляются в построения виртуального Я-образа в Интернет-коммуникации. Во-первых, коммуникация в Интернет-сети позволяет создавать множественные Я-образы; во-вторых создание виртуальных Я-образов дает возможность личности персонализоваться по своему усмотрению, т.е. в процессе вполне осознанной самопрезентации чем-то выделиться среди других за счет выдвижения каких-то особенных качеств и свойств или успехов и достижений, которые в реальности отсутствуют. Происходит самовыражение, самореализация в виртуальной среде, личность создает персональный образ, который может существенно отличаться от реального. Таким образом, под виртуальной личностью понимается осознанное создание некоторой сетевой персоны, существенно отличающейся от реальной личности, в процессе максимально управляемой самопрезентации.

Исследования виртуальной личности концентрированы вокруг проблемы мотивации. Создание виртуальной личности обеспечивается возможностью уйти как от внешнего облика, так и от статусной принадлежности и ее внешних атрибутов, а также от ряда социальных признаков: пола, возраста, национальности, экономического статуса и др. Возможность максимального самовыражения, вплоть до неузнаваемого самоизменения, является одной из распространенных мотиваций виртуальной коммуникации у наиболее активных ее участников.

На основе анализа исследований можно выделить мотивы, связанные с компенсацией недостатков и с желанием приобрести новый опыт, расширить возможности реальной социализации. Стремление к компенсации недостатков может быть связано:

1. С Я-концепцией, с идеальным образом своего «Я», со стремлением к его реализации. Создание идеального «Я» в виртуальной реальности позволяет личности, с одной стороны, компенсировать то, что невозможно достичь, с другой стороны, дает возможность переноса виртуального в реальное.

2. Со стремлением реализовать свойственные личности неодобряемые окружающими негативные агрессивные тенденции, которые невозможно реализовать в реальной социальной среде. Реализация агрессивных тенденций в виртуальной среде позволяет личности освободиться от них и не проявлять их в процессе общения с окружающими людьми.

3. Создание виртуальной личности может быть связано с желанием контролировать себя, свои деструктивные тенденции, в результате происходит некоторый процесс научения, что дает возможность личности контролировать их и в реальной действительности.

4. С желанием произвести впечатление на окружающих в соответствии с существующими нормам или в противоречии с ними, что зависит от степени нормативности или модальности личности. Нормативная личность создает виртуальный образ с позитивными качествами, соответствующими нормам и ценностям общества. Модальная личность демонстрирует качества и свойства, не соответствующие общественным нормам, отклоняющиеся от идеала.

5. Мотивацией создания виртуальной личности может быть стремление к власти, основанное на соответствующих качествах и свойствах, но не реализуемое в социальной действительности в силу каких-либо обстоятельств.

6. Виртуальная смена пола, более характерная для мужчин, может быть связана со стремлением привлечь внимание, что легче сделать в образе женщины, поскольку женщин-пользователей в Интернете меньше, и возможностью в роли женщины реализовать власть над мужчинами.

Вся совокупность этих мотивов в той или иной степени связана с компенсаторным стремлением преодолеть объективные или субъективные трудности реального общения и взаимодействия. Поскольку потребность в общении является родовой потребностью, она составляет основу всей жизнедеятельности личности, стремление к ее реализации порождает множество мотиваций, которые не всегда отражают истинный глубинный мотив. Таким мотивом может оказаться стремление к общению, но неосознаваемое личностью. Идеальное «Я» невозможно реализовать вне общения, агрессивные и деструктивные тенденции затрудняют общение, чтобы произвести впечатление или добиться власти, необходимы коммуникативные способности.

Мотивы создания личностью виртуального образа могут быть связаны и со стремлением испытать нечто, ранее не испытанное. Это свойственно подростковому и юношескому возрасту. Виртуальная личность создается с целью испытать новый опыт, в процессе реализации которого происходит самовыражение, самореализация, самоутверждение. Можно сказать, что это поиск самого себя через виртуальное вхождение в различные социальные роли. Такой поиск самовыражения через социальные роли может быть позитивным в плане расширения социальных перспектив, подготовки к реальным социальным ролям, но вместе с тем может иметь и негативные тенденции «ухода» от реального социального взаимодействия или самовыражения в социально нежелательных формах, приобретающих девиантный характер.

Таким образом, виртуальная реальность формирует виртуальную личность, у которой иные способы и стиль жизни, чем прежде. В процессе коммуникации личность переносит в виртуальное пространство либо заданные обществом социокультурные символы и создает свой виртуальный образ в рамках уже наработанных обществом знаний, ценностей, норм, образцов, либо формирует новые и проявляет себя как активный субъект не только социального, но и информационного пространства. Виртуальная коммуникация позволяет проявить не только актуальные, но и потенциальные черты человеческого существования, не только актуального, но и возможного бытия.

С точки зрения социальной оценки виртуальная реальность представляет собой неоднозначную сферу коммуникации, в которой проявляются как позитивные, так и негативные тенденции поведения личности, ее способа и стиля жизни.

Литература:

1.     Александрова Л.Д. Культура виртуальной коммуникации: Автореферат … канд. филос. наук. – Челябинск, 2009. – 21 с.

2.     Белинская Е.П. Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. Т. 5. Вып. 7. – М.: РАО, 2000. – С. 395–431.

3.     Силаева В.Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества:  Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. – М.: МГТУ им.  Баумана. 2004. [online]. <http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2005/02/11/0000204183/DisserSilaeva.pdf>.

4.     Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Подросток: виртуальная и социальная реальность. – М., 2001. – 156 с.