Социально-психологические факторы развития поликультурного сознания современных подростков

 

                                          Туктабаева Л.Р., студент 5  к. ФИЯ

                                           ТГСПА им. Д.И. Менделеева

                                              Научный руководитель Бостанджиева Т.М.,                    

                                              к.пс.н., доцент кафедры «Психология»                

                                              ТГСПА им. Д.И. Менделеева

 

 

 

Глобализации это процесс,  который ознаменовал  нашу эпоху, определив  современное  общество как  единую сложную динамично-развивающуюся систему,  в основе которой взаимодействие различных культур, где каждый является индивидом, с правом на свободу мировоззрения, вероисповедания и самовыражения.

Согласно декларации «Принципов толерантности» ООН Базовой позицией межнациональных и межкультурных отношений в современном мире провозглашается толерантность, как регулятор социальных взаимоотношений полиэтнических государств.

Полагая, что молодёжь, как объективный источник общественного мнения, может предоставить сведения о проблеме межкультурных коммуникаций, а также может предложить пути решения данной проблемы, именно, мнение современных подростков стало предметом изучения данной работы.

 Приступая к изучению вопроса, перед авторами работы была поставлена цель не только оценить, но  и проанализировать уровень толерантности в подростковой среде, но и предложить возможные методы решения данной проблемы.

Для мониторинга и диагностики сложившейся ситуации было проведено исследование на базе МОУ СОШ № 18 г. Тобольска среди учеников 10-го класса в возрасте 15-16 лет.

По результатам исследования было установлено, что большинство респондентов (66%) считают себя толерантными, говоря о том, что они «стремятся  и способны к установлению и поддержанию  общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений».

Достаточно  сформировано понимание национального самосознания современных подростков. Согласно мнению респондентов  «главное при определении национальности» - это национальность отца (34%), национальность матери (20%), собственное положение (19%), принятый в семье язык (15%). Выбор национальности отца как определителя национальности подтверждает мнение о том что, доминирующая роль мужчины  связана с традиционной моделью распределения  ролей в семье.

Для выявления этнодифференциальных определяющих, был использован следующий вопрос: «Что пот Вашему мнению сближает Вас с представителями Вашей национальности?». Предложенные варианты ответов были достаточно разнородны по содержанию и по сложности, что давало возможность респондентам наиболее объективно выражать свое мнение. По результатам исследования, можно сделать вывод,  о том, что в сознании подростков, национальные чувства неразрывно связаны с обычаями и традициями. К ведущим элементам национальной дифференциации были отнесены «культурные  традиции и обычаи» - 31%, «национальный язык» - 23%, а так же «верование» и «особенности поведения» - 16%. Приоритетное выделение культурных обычаи и традиций неслучайно. Данные явления национального самосознания, вырабатывающиеся в процессе длительной эволюции, передающиеся из поколения в поколение и прочно закрепляющиеся в сознании людей, становятся их духовной потребностью и выступают как могучее средство  объединения и сплочения людей.

Современные подростки обладают полиэтнической идентичностью, которая характеризуется равноценным отношением к нескольким этносам, знанием и желанием  знать несколько языков, желанием пребывать в двух или нескольких культурных средах. Они «любят  свой народ, но уважают язык и культуру других народов» (90%). Такой ответ позволяет оценить достаточно сформированный взгляд молодого поколения на вопросы межнациональной коммуникации, в соответствии с мировыми тенденциями развития данного вопроса.  Аффирмацией к положению о полиэтнической идентичности подростков выступает опровержение религиозных традиций и национальных предубеждений, которые препятствуют национально-смешанной брачности. На вопрос «Как бы Вы отнеслись, если кто-то из Ваших родственников вступил в брак с человеком другой национальности?», были получены следующие результаты: 47% опрошенных полагают, что «национальность в браке не имеет никакого значения», 17% - считают такой брак нежелательным, 16% - предпочли бы человека своей национальности, 16% - полагают, что национальность в браке, не имеет значения, если супруг соблюдает обычаи рода респондента.  70% подростков, принявших участие в исследование не согласны с утверждением, что «межнациональные браки разрушают народ», заверяя,  что готовы принять образ жизни другого народа (55%).

Современное поколение открыто к межкультурной коммуникации, пологая, что взаимодействие людей различной национальной принадлежности «не является источником проблем» (70%), возникающих в обществе, поскольку «национальность в повседневном общение не имеет значения» (75%). Респонденты абсолютно опровергают утверждение о том, что «настоящая дружба может быть между людьми одной национальности» и они «готовы иметь дело с представителями любого народа, несмотря на национальные различия».

Ответы, касающиеся вопросов патриотизма, дают основание для достаточно позитивного прогнозирования дальнейшего развития общества.  Ощущая себя составляющей многонационального государства, большинство позиционируют себя как патриоты России (80%), вкладывая в это слово следующие значения: любовь к Родине (60%), знание и бережное отношение к культурам народов России (27%), вера в будущее страны (13%).

Не оставляют безразличными респондентов и проблемы межнациональных конфликтов. Уважая традиции и культуру своего народа, подростки поддерживают глобалистические идеи, говоря о том, что «права человека, выше прав нации» (80%).

При этом утверждение ученика, что «толерантность – это понимание и уважение, которое не каждому это дано», подтверждает существующую необходимость изучения данного вопроса. В этих словах отражение действительности, где перед обществом ставится главная задача  - взрастить толерантность в сознании современной молодежи.

Сегодня национальное самосознание – это основа формирование личности. В современном понимании, данное явление заключает в себе не только перцепцию этнической принадлежности, формирующейся на уровне обыденного сознания, устойчивость которого определяется общностью происхождения, национальным языком, этническим бытом, особенностями культуры и поведения, но и взаимодействие с представителями иных культур. Полиэтническое самосознание – это характеристика представителей современного поколения. Именно по этой причине сегодня общество, на стадии градиентного перехода к глобализации, определяет толерантность как важнейший элемент самосознания. 

Современные подростки – это представители нового поколения,  моральные взгляды и принципы которых формировались в переломные эпохи, когда происходила смена ценностных ориентиров, менялось социальное положение и интересы всех слоев и групп. И будучи представителями одной из важнейших категорий социума, они  являются достойными приемниками существующих тенденций развития человечества.

Проявляя уважение и интерес к иным культурам, они бережно чтут традиции своего народа. Но ясно говорят о том, что проблема межкультурных коммуникаций все, же существует.  

Именно по этой причине, толерантное сознание и формирование оптимальных отношений между народами и культурно-цивилизационными объектами  - безальтернативные условия формирования единого гуманитарного и образовательного пространства РФ.

На сегодняшний день существует необходимость в разработке нового подхода в системе социо-культурного воспитания подростков, где ведущей линей выступает формирование этнической самоидентификационной личности, адаптированной к ценностям и приоритетам современного общества в едином толерантном сознании.

Для решения данной проблемы следует обратиться образовательному потенциалу этнографического туризма, как одного из способов этнокультурного воспитания в современном обществе.

Этнографический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Этнографический туризм предполагает максимальную информативность, так как он позволяет в естественных условиях познакомиться с бытовыми, хозяйственными и духовными аспектами этнокультурного сообществ, то есть приобщиться к сохранившейся традиционной культуре различных народов. Он предполагает проникновение в культуру другого народа. Культурно-образовательная основа данного направления развития туризма дает возможность познакомиться с традициями, обычаями, обрядами этнокультурных сообществ, с их фольклором, искусством, национальной кухней, то есть приобщиться к сохранившейся традиционной жизни. [9, с. 26] .

Выше изложенные положения  уже сегодня находят свое практическое воплощение в реализации «Концепция программы развития туризма в части сохранения и использования потенциала историко-культурного наследия этнокультурных сообществ (татар) на территории юга Тюменской области», под руководством Департамента стратегического развития Тюменской области  и автора данной концепции Туктабаеваой Г.Х.  [10]

Разработанный туристский продукт – «Лайтамак – живая история древнего народа» имеет ряд уникальных характеристик, основанных на особенностях историко и этнокультурного сообщества (татар) Тюменской области и на своеобразии географического положения д. Лайтамак (Тюменская область, Тобольский район). Посещение туристами д. Лайтамак позволяет прикоснуться к уникальной культуре сибирских татар, обычаями и укладом, лучше сохранившимся в глубинке. Особенность и преимущество данного турпродукта – это возможность объединить разнообразные виды туризма, (экологический, образовательный, религиозный, этнографический, событийный и культурный, промысловый) [10, с.25]. Присущая татарскому населению Тюменской области гетерогенность нашла отражение при формировании маршрута, что также является своеобразием представленного турпродукта. Культурно-образовательная основа этнографического турпроодукта дает возможность познакомиться с традициями, обычаями, обрядами этнокультурных сообществ, с их фольклором, искусством, национальной кухней.

На сегодняшний день, Тюменская область представляет собой своеобразное в своем развитии явление, обусловленное полиэтничностью региона, в котором сложилось наличие трех компонентов: европейцев, тюрков и угров. На сегодняшний день,  на территории области ныне компактно проживают свыше 150 этносов, языки которых принадлежат к различным языковым семьям [2]. Каждый из народов имеет богатую культуру и традиции. И на примере реализации туристического продукта «Лайтама – живая  история древнего народа»,  при условии организации соответствующих исследований данного вопроса, можно предположить широкое  распространение и популяризацию развития этнографического туризма  на базе историко-культурного наследия других народов проживающих на территории Тюменской области.

Таким образом, возможно оценить значимость развития этнографического туризма, как важной составляющей этнокультурного образования современных подростков, в основе которого образовательный потенциал  богатого наследия этносов в совокупности с определенными условиями формирования подлинного интереса и позитивного отношения к иной культуре и ее ценностям, в процессе знакомства с жизнью других народов, осмысления значения культуры в целом.

 

Литература:

 

1.                 Борисова Е. Русский пессимизм и национальный вопрос // Эксперт. 2005. 23 – 29 мая. №19. С.39.

2.                 Волокитина В.Я. Формирование толерантной личности в системе ценнотсно-целевых приоритетов образования. Г. Тобольск 2009. – 3 с.

3.                 Вульфсон Б.Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глоболизации и встречи культур. / Б.Л. Вульфсон – Мю: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. – 80 с.

4.          ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ Утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года

5.          Иванова С.Ю. Патриотизм как фактор развития духовности русского народа и российского общества//Честь и свет – клуб практической философии

6.                 Крупник Е.П. Национальное самосознание. Введение в проблему: монография.  – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 144с.

7.                 Рощупкина В.Г. Кросскультурная грамотность студента – будущего учителя: диагностика, формирование. - М.: Московский психолого-социального института, 2006 – 240 с.

8.                 Рябов Г. П. Глобальное образование и проблемы межкультурной коммуникации//Межкультурная коммуникация. Учебное пособие.

9.                 Туктабаева Г.Х. Концепция программы развития туризма в части сохранения и использования потенциала историко-культурного наследия этнокультурных сообществ (татар) на территории юга Тюменской области, Тобольск 2008. – 144 с.

10.            Эко У. Миграции, терпимость и нестерпимое // Пять эссе на темы этики (Cinque scritti morali) - эссе, 1997 г.

11.            www.tolerance.ru