Терещенко Р.Н..

Современная Гуманитарная Академия, Россия.

Эмоциональная креативность как личностная способность.

В психологии способности рассматриваются, как характеристики индивидуальности, обеспечивающие эффективность выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

Способность креативности впервые была выделена Дж.Гилфордом, как интегральная способность, связанная с дивергентным мышлением. Дивергентное мышление – это мышление «идущее одновременно во многих направлениях», оно направлено на то, чтобы породить множество различных вариантов решения задачи. Дивергентное мышление лежит в основе креативности.  По его определению, креативность – это способность генерировать идеи, придумывать и творить нечто новое. 

 В.Н.Дружинин предложил свою классификацию способностей. В качестве общих способностей он выделил способности интеллекта и креативности. Он  рассматривал интеллект и креативность, как две различные общие способности, он связывал их существование с процессами переработки информации. Креативность отвечает за преобразование имеющейся у человека информации и  порождение бесконечного множества новых моделей мира. Интеллект  - за применение этой информации в реальной практике, и за  адаптацию к окружающему миру [3].  

Позднее Т.Н.Березина разработала модель  трех  миров, и им соответствовали три вида креативности [2]. Первый вид креативности  это креативность в области науки (научная креативность) – это способность творить новые физические миры, а именно новые физические, материальные предметные миры.  Сюда относится создание новых научных теорий и изобретательство.  Второй вид креативности – это креативность в области искусства (художественная креативность) – это способность творить новые воображаемые миры. Креативность в социальной сфере (социальная креативность)  – это способность создавать новые социальные миры,  это  новые  отношении - миры которые возникают между людьми. 

В  самых современных теория креативности выделяется еще один вид креативности – эмоциональная креативность.   Понятие эмоциональной креативности было введено  Дж. Эйвриллом, он  представил собственную  конструктивистскую теорию эмоций, базовым понятием которой является понятие эмоциональной креативности как способности переживать и выражать новые оригинальные эмоции  [4].  

Т.Н.Березина  рассматривает эмоциональную креативность, как составляющую социальной, как креативность  обеспечивающую эмоциональное взаимодействие между людьми.

Согласно представлениям о креативности О.И. Власовой,  в основе эмоциональной креативности лежит эмоциональная одарённость, которая  проявляется в непринуждённости и нестандартности выражения эмоций, но с учётом ситуации и уместностью эмоционального поведения.

По И.Н. Андреевой эмоциональная креативность связана с генерацией эмоций, и основными структурными компонентами эмоциональной креативности являются: подготовленность (обучение пониманию эмоциональных переживаний), новизна (способность переживать необычные, с трудом поддающиеся описанию эмоции), эффективность/аутентичность (умение выражать эмоции искусно и искренне) [1].

Мы считаем, что необходимо рассматривать эмоциональную креативность, прежде всего как способность, т.е.. в ее взаимосвязи с деятельностью. Согласно определению, любая способность обеспечивает своему носителю: а) быстроту освоения   этой деятельности, б) успешность ее выполнения, в) положительные эмоции.

Именно поэтому, эмоциональная креативность,  как способность,  должна лежать в основе какой либо деятельности, и без нее эту деятельность было освоить практически невозможно. Так,  например, музыкальный слух – это способность, лежащая в основе деятельности музыканта.

Поскольку, согласно нашему определению, которое интегрирует определения Дж. Эйврилла,   Т.Н.Березиной и  И.Н. Андреевой,  Эмоциональная креативность  - это способность генерировать новые эмоциональные переживания,  включает в себя: понимание разнообразных  эмоциональных переживаний,   способность переживать необычные, с трудом поддающиеся описанию эмоции и умение выражать  свои эмоции.  В таком ракурсе эмоциональная креативность оказывается частью художественной креативности  (по классификации Т.Н.Березиной).  Художественная креативность – это способность, необходимая для того, чтобы овладеть профессиями из сферы искусства. Опираясь на этот тезис, мы предлагаем разделить художественную креативность на составляющие, соответственно  видам искусства. Во первых, сюда подойдет традиционное разделение креативности на вербальную и невербальную. Вербальная – необходима творцам в области речевого искусства: писателям, поэтам, драматургам. Невербальная – образная – необходима художникам, скульпторам. В этой связи эмоциональная креативность оказывается  профессионально важным качеством артистов театра и кино, режиссеров.

1.     Андреева И.Н. Эмоциональная креативность и ее отличия от эмоционального интеллекта // Вісник Чернігівського державного педагогічного університету. – Чернігів: ЧДПУ, 2006,  Вип 41, Том 1.

2.     Березина Т.Н. Интеллектуальные и творческие способности человека.  В 2 книгах. М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2009.

3.     Дружинин В. Н.   Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с

4.     Averill J.R. & Thomas –Knowles C. Emotional creativity. In K.T. Strongman (Ed.), International review of studies on emotion (Vol.1, p.p. 269-299). London: Wiley, 1991.