Григорьев В.И., Логунова Е.И.

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф, Лесгафта

 

ИННОВАЦИОННО-КРЕАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

 

Художественная гимнастика — это не только олимпийский вид спорта для женщин, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку, но и сложный, интегративный вид культуры, удовлетворяющий эстетические потребности человека. В основе ее происхождения лежит непреодолимое стремление человека к гармонии, к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции средствами пластики, связывая движение и музыку. За последние десятилетия художественная гимнастика и искусство вплотную сблизили свои границы, отдавая предпочтение в демонстрации физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей человека, проявляя творческие аспекты соревновательных действий, высокую зрелищность и образность спортивных выступлений.

В переживаемую в настоящее время эпоху сциентизма перед художественной гимнастикой стоит задача формирования инновационно-креативного потенциала (далее ИКП), обеспечивающего конкурентные преимущества российских гимнасток на интерконтинентальном уровне.

Несмотря на имеющиеся в литературе сведения, раскрывающие связи между уровнем спортивных достижений гимнасток и инновационно-креативным направлением развития художественной гимнастики, остаются недостаточно исследованными механизмы формирования инновационно-креативного потенциала (далее ИКП).

Предполагалось, что дальнейшее развитие художественной гимнастики обусловлено способностью тренеров достигать высоких целей и решать нестандартные задачи путем развития креативного мышления гимнасток. В основе перехода от традиционного к инновационному типу развития художественной гимнастики лежит достижение высокого уровня наукоемкости тренировочного процесса, обеспечивающего непрерывную генерацию новых идей, технологизацию управления и инструментализацию контроля. Представляется, что решение этой проблемы возможно при интеграции в тренировочный процесс технологий креативного коучинга (от англ. coaching – наставлять), ставшими популярными на западе в последние годы.

С целью определения типологизации проблем, на первом этапе нами проведено дискриптивное исследование, включающее опрос 14 тренеров и 26 спортсменок, анализ соревновательной деятельности спортсменок, результаты которых позволили определить тенденции развития художественной гимнастки, показать роль и место креативной подготовки спортсменок. На втором этапе проведено эксплораторное исследование процессов интеграции спорта и искусства, по результатам которого разработана экспериментальная программа подготовки, нацеленная на формирование креативного потенциала гимнасток. На третьем этапе проведен годичный педагогический эксперимент, целью которого является апробация программы. В нем приняли участие 16 студенток кафедры Теории и методики спортивной гимнастики  НГУ им. П.Ф. Лесгафта, мастеров спорта.

Результаты исследования. На первом этапе исследований установлено, что необходимость формирования креативного потенциала художественной гимнастики позиционирует ее не просто как вид спорта, а как философию спорта высших достижений ХХI века, субкультуру со своими законами, семиотикой, личными отношениями и ценностями. В условиях острой конкуренции вопрос стоит в том, как изменить траекторию инновационного развития художественной гимнастики, которая могла бы обеспечить более высокое качество учебного процесса. Конкурентные отношения создают условия для апробации инновационных технологий подготовки, обеспечивающих формирование культуры движений гимнасток, высокое качество их двигательных действий.

В результате опроса тренеров и спортсменок установлено, что достижение побед становится сегодня невозможным без инновационных подходов к построению подготовки гимнасток, связанных с определением новых приоритетов, использованием высокотехнологичных методик тренировки, направленным поиском новых специфических упражнений для получения желаемого тренировочного эффекта, с трансформацией структуры специальной подготовленности гимнасток. Креативность становится, таким образом, более важным качеством, чем умение следовать традиционному мышлению – это мейнстрим подготовки гимнасток высокого класса. В основе решения этой задачи лежит достижение более высокого уровня наукоемкости содержания подготовки спортсменок путем непрерывной генерации новых идей.

Более 80% опрошенных тренеров и спортсменок отметили, что художественная гимнастика и искусство вплотную сблизили свои границы, что оказало сильное влияние на содержание подготовки спортсменок. Наблюдаемая сегодня интеграция элементов спортивной гимнастики и акробатики, балета, танца преломляет гетерономные воздействия и тем самым создает необходимый баланс структуры специальной готовности и соревновательной деятельности спортсменок, основанных на их специфической идентичности.

Наиболее слабым звеном подготовки является фактор герметичности, неполноты информационного обеспечения тренировочного процесса, возникающий в силу многомерности объектов управления; неконтролируемой нестационарности характеристик морфофункциональных преобразований объекта; стохастической природы тренировочных воздействий.

В рамках указанной проблемы необходимо определить технологический базис формирования ИКП, поскольку художественная гимнастика и искусство вплотную сблизили свои границы. Структуру  ИКП составляют информационные («information technology»), когнитивные («cognitive science»), нано («nanotechnology») и биотехнологии (biotechnology). Это информационное поле рассматривается как целевая структура приоритетов формирования технологических платформ ИКП художественной гимнастики. Здесь формируется особая инновационная среда, способствующая повышению ее конкурентоспособности. Поэтому выделенные узлы (nano-bio-info-cogn) должны быть центром притяжения исследовательских программ и прикладных НИОКР, поскольку они являются перспективной конфигурацией, обладают выраженной синергией и соответствуют долгосрочным ориентирам развития.

В международной практике приняты следующие методы оценки уровня ИКП. В качестве индикатора  используется индекс развития интеллектуального потенциала художественной гимнастики  (IP), который можно определить по формуле 1:

                                                                                                                    (1)                                    

где: IP – интегральный индекс;

EP – образовательный потенциал художественной гимнастики;

SP – научный потенциал.

 

Образовательный потенциал художественной гимнастики определяется по формуле (2):

                                                                                                                  (2)

где: EP – образовательный потенциал художественной гимнастики;

l 1  – уровень образованности спортсменок;

l 2   квалификационный уровень спортсменок;

l 2 – доля расходов на проведение НИОКР.

Формирование ИКП на личностном уровне предусматривает коррекцию когнитивной сферы, эндогенных механизмов внутреннего мира, комплекса мотивационных подструктур, стимулирующих мотивы отношения спортсменок к спортивной тренировке, нацеленности на достижение максимальных результатов.

Креативный характер подготовки приводит к повышению ее эффективности за счет увеличения резервов адаптации спортсменок к специальным нагрузкам и повышения соревновательных амбиций, нацеленности на максимальный результат. Достигнув высшей ступени совершенства гимнастки обретают способность к воплощению эстетического идеала, отражающего их душевное состояние. От уровня развитости креативных ресурсов, используемых в подготовке спортсменок высокого класса, зависит уровень спортивных достижений художественной гимнастики. Таким образом креативность становится более важным качеством, чем умение следовать традиционному мышлению – это мейнстрим подготовки квалифицированных гимнасток.

Предлагаемый подход ставит гимнастку в центр педагогического воздействия, обеспечивает условия для ее личностного развития, способствует достижению максимальных результатов, росту физического и интеллектуального потенциала, формирует духовность. Неизбежная при этом интеллектуализация содержания подготовки приводит к глубокой трансформации тренировочного процесса и соревновательной деятельности, ее ориентации на освоение новых знаний с целью их последующего воплощения в более высоких спортивных результатах. Содержание подготовки обретает, в этой связи, устойчивое инновационное развитие – как результат внедрения в практику системных новшеств и условий их применения. Его уникальность проявляется в актуализации осознанных и бессознательных механизмов мышления гимнасток в момент творческой активности, за счет которых и  достигается более высокое качество тренировки.

Мониторинг процессов, направленных на оценку социальных позиций художественной гимнастики на основе контроля над достижениями основных конкурентов, анализа входных и выходных переменных подготовки осуществляется при использовании технологий Work Flow и Enterprise Application Integration. Их использование становятся стратегическим  ресурсом повышения качества и эффективности подготовки спортсменок. Информатизация подготовки перерастает из экзистенциальной категории в категорию практического знания о законах формирования спортивного мастерства. Содержание подготовки обретает устойчивое инновационное развитие – как результат внедрения в практику системных новшеств и условий их применения. Неизбежная при этом интеллектуализация ее содержания приводит к глубокой трансформации тренировочного процесса и соревновательной деятельности, ее ориентации на освоение новых знаний с целью их последующего воплощения в более высоких спортивных результатах.

Результаты первого этапа исследования были положены в основу экспериментальной программы подготовки. Конкретизируясь в гносеологической и конструктивно-преобразующей функциях, программа оптимизирует баланс управленческих функций по параметрам целенаправленности, организованности и комплексности тренировки. Разработанная программа выполняет функции цели-проекта, цели-программы и цели-результата, ориентированная на стратегию достижения успеха в соревнованиях.

В кейсах тренировочных заданий предусмотрено использование современных обучающих технологий – innovatie learning, advanced control, feedback, cardio-step, ABT, за счет чего преодолевается бихевиористская и рефлексологическая направленность тренировки, достигается более высокая сложность гимнастических комбинаций, включая повороты, прыжки, равновесия и бросковые элементы, снижаются риски совершения ошибок. При конвергентном воздействии на глубинные структуры мозга, они формируют «порождающие модели сознания», позволяющие повысить трудность программ, артистизм, исполнение, оригинальность, соответствие характеру музыкального произведения и эмоциональность.

Ориентация тренировочного процесса на индивидуальность, как программируемый компонент подготовки, детерминирована не только эволюционно-генетическими закономерностями, но и подчинены духовно-нравственным, семантическим законам ментальности спортсменки.

В ходе эксперимента установлено, что необходимым условием реализации экспериментальной программы является создание креативной среды, ориентирующей подготовку на максимальное раскрытие таланта гимнастки. Особенностью предлагаемого подхода является значимость референтов спортивной деятельности (выдающихся спортсменов и тренеров), идентификация с которыми способствует росту спортивно-технического мастерства.

Для проверки эффективности разработанной программы подготовки, проведен педагогический эксперимент продолжительностью один год. Подготовка гимнасток ориентирована на Всемирную студенческую Универсиаду. После окончания эксперимента у гимнасток достигнуто улучшение регистрируемых параметров, что свидетельствует об эффективности разработанной программы подготовки. К числу факторов, обеспечивающих более высокий результат гимнасток, относится:

– повышение функциональных резервов, гармонизация соревновательной деятельности, функционального состояния и механизмов энергообеспечения.

– мобилизация готовности спортсменок к достижению максимальных результатов;

– повышение психической концентрации и уровня мотивации спортсменок к достижению максимальных результатов.

Гимнастки, осуществляющие подготовку по экспериментальной программе, повысили индивидуальный уровень спортивных достижений. Таким образом, реализация программы обеспечила: повышение эффективности и качества подготовки, ее структурную целостность и гибкость; более эффективное использование имеющихся ресурсов; повышение развивающей направленности подготовки. Существенно более сложный механизм управления подготовкой гимнасток и порождаемые этим проблемы проектирования состояний готовности к высоким спортивным результатам – та цена, которую приходится платить за полезные свойства предлагаемого управленческого подхода.

Критерием эффективности предложенной программы является успешное выступление гимнасток НГУ им. П.Ф. Лесгафта на Всемирной студенческой универсиаде в групповых упражнениях.

Результаты проведенных исследований показали, что креативный вектор развития становится сегодня самоценной альтернативной реальностью подготовки квалифицированных гимнасток, способствующий раскрытию и реализации личностного потенциала в соревнованиях. Не будет преувеличением утверждение, что использование креативных технологий является стратегическим  ресурсом повышения эффективности подготовки. Это позволяет рассматривать его как новое синтетическое междисциплинарное направление теории и методики спорта, современный инструмент развития художественной гимнастики.