Крымова А.Д.

ГОУ ВПО  ДГПУ  Россия

 

Толерантность как условие успешной адаптации учащихся  

«Если я чем-то на тебя не похож,я этим вовсе не оскорбляю тебя,а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Проблема нетерпимости, в том числе и национальной в последние годы стала очень серьезной.  Все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, агрессивность, озлобленность и равнодушие. Причин этому много, но основная, на наш взгляд, ослабление в последние годы  работы по нравственно-патриотическому воспитанию в обществе. Взаимная нетерпимость, черствость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают в школу. Сегодня  стало понятно, что без пристального, внимательного, методически грамотного изучения специфики поведения того или иного этноса невозможно формирование  адекватной социальной и государственной политики. Говоря о многонациональной школе, мы должны в первую очередь говорить о том, как научить детей не только уважать себя, но и тех, кто рядом. Научить видеть в каждом человеке уникальную и самобытную личность, уважать права человека. «Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для обществ в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам жизни общества стала первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мэрам больших и малых городов, деревень и поселков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов» призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

 «Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу» - считает президент страны Д.А.Медведев. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в  нашем обществе. Толерантность – это терпение друг к другу, к другому, который не похож на тебя. Разнообразие людей украшает и обогащает нашу жизнь.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО – толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Слово толерантность (от латинского «tolerantia») – терпение, переносимость, снисходительность (7). Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций. Сегодня толерантность рассматривается в контексте таких понятий, как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.  Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его митр одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

«Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа». (1)

Толерантность сегодня – это единственный способ выживания человечества, условие сохранения гармоничных отношений в обществе. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Толерантность определяется направленностью личности, отношениями в семье, классе, школе, социуме и т.д. Все это предполагает наличие у личности таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. В многонациональном, поликонфессиональном дагестанском обществе, к сожалению, еще продолжает существовать дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам. Не является исключением и школа. «В многонациональных ученических коллективах иногда возникают конфликты на национальной почве… чему причиной обычно бывают недостаточность семейного воспитания, отрицательное влияние современное социальной среды, средств массовой информации и т.д.» (6) Продолжая автор говорит о доминирующей роли педагога в формировании толерантного мышления у учащихся «…педагоги должны обладать  высокой культурой межнационального общения, чувством такта, деликатностью в отношениях с представителями различных этносов. Чтобы оказать на них воспитательное воздействие необходимо быть знакомым с их национально-психологическими ценностями». (6, с.34)

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления. Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения вы науке, допущение разных теорий и научных школ. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства. Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

В современной педагогике подчеркивается, что объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней  установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов. Выпускник современной школы «должен выходить из школы гражданином, который понимает, что первично - это личность,  права человека, а государство – вторично. И государство должно служить человеку» (Александр Шишков, председатель комитета  ГД по образованию и науке).

Профессор Дмитриев Т.Д. (3) в своей работе “Многокультурное образование» выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

1.     Обучение толерантности.

·        Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

·        Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

2.     Изучение и поддержка другой культуры.

·        Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

3.     Уважение культурных различий.

·        Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

4.     Утверждение культурных различий.

Это утверждение учителя  и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание  необходимости активной позиции.

         Обучаясь проявлять терпимость, учащиеся признают тем самым  то, что люди различаются по интересам, положению, внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. В психологической литературе введено понятие толерантной и интолерантной личности. Это деление условное, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.  В психологии выделены некоторые черты толерантного и интолерантного человека

        

Критерии

Толерантный человек

Интолерантный человек

1. Знание самого себя

Относится к себе критически, сам старается разобраться в своих проблемах, в своих достоинствах и недостатках.

Замечает у себя только достоинства, обвиняет других.

2. Защищенность

Уверен в себе, убежден, что справится со всем. Это наиболее важное условие формирования толерантной личности.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3.Ответственность

Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.

Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что не он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении

Сам стремится к работе, творчеству, к решению своих проблем.

Отодвигает себя на второй план (только не я).

5. Способность к эмпатии

Может правильно оценивать и себя и интолерантного человека.

Оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора

Способен посмеяться над собой.

Не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм

Предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

 

Таким образом, толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь,  с доброжелательным отношением к иным культурам, традициям и взглядам. А инвариантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Вывод: В свете модернизации российского образования  возникает необходимость в целенаправленном формировании чувства толерантности у учащихся школы, в отношении к нему как важнейшей ценности общества, призванной воспитать в дальнейшем чутких и ответственных граждан, способных воспринимать иную культуру, ценить свободу другой личности, уважать человеческое достоинство и индивидуальность. Толерантность в Дагестане – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между представителями разных национальностей, в условиях многообразия  культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Проблема развития культуры межнациональных отношений. Наше общество исторически складывается как сообщество разных этносов, культур и религий. В последние годы с преобразованием государства и демократических изменений происходит рост национального самосознания этносов. В обществе появляются тенденции к межэтническому обособлению, часто переходящие в национальную непримиримость. Государство должно уделять особое внимание развитию культуры межнациональных отношений, улучшению этнических взаимоотношений. «Дети и молодежь вовлекаются в ту или иную систему отношений, сложившихся между народами страны, республики, области, провинции. Эти отношения оказывают определяющее влияние на формирование у людей культуры межнационального общения». (2, с.10) Результатом  ослабления за последние годы государственной политики по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи явилось обострение межнациональных отношений в государстве в целом и в республике в частности, что приводит к формированию таких неформальных группировок как различного плана национальные движения. Особенность нашего региона такова, что «исконно дагестанские, обусловленные этносоциальной спецификой края, и воспринятые аборигенным населением от пришельцев черты характера, быта и культуры переплелись так, что образовались интегрированный общенациоанльный характер и образ мира». (2, с.99) Однако, в среде дагестанской молодежи в последнее время нет-нет, да и проявляются не присущие нашему народу черты национальной исключительности, подпитываемые экстремистски настроенными антигосударственными лицами. О необходимости духовного возрождения в Дагестане через сближение его народностей, формирование веротерпимости и межконфессиональной базы говорят многие ученые и научные деятели республики. (Гасанов З.Т., Маллаев Д.М., Омарова П.О.) «В этих условиях учебные заведения призваны нейтрализовать влияние на личность отрицательных явлений среды, воспитывать молодежь на основе общечеловеческих, национальных и патриотических ценностей» (2, с.11)

Школа в целом, а класс в частности являются тем социумом, который оказывает наиболее мощное влияние на воспитание толерантности у школьника. Все участники педагогического процесса – педагог, учащийся, родители влияют на успешность его формирования. Однако, ключевая роль все же принадлежит, на наш взгляд, учителю. «Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы толерантности и сотрудничества в группе и классе. А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми воспитателями и учителями…Интолерантный учитель не способен к воспитанию толерантности» (8, с.216) Идеи толерантности в современной педагогике встречаются в работах педагогов-новаторов, таких, как  Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, С.И. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и др.,  реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике успеха, диалоговой педагогике, педагогике ненасилия..

Успешность реализации идей толерантности зависит от многих факторов. «Первым условием может являться организация толерантного пространства в образовательных учреждениях… Вторым педагогическим условием реализации целей и задач педагогики  толерантности является повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров, а третьим – актуализация мотивационной готовности педагогического коллектива к организации толерантного пространства в детском учреждении» (4)

Роль учителя для  воспитания толерантных черт школьника очень высока. Учитель может и должен:

·                     Воспитывать в духе мира;

·                     Признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;

·                     Быть примером для детей;

·                     Уметь слушать;

·                     Поддерживать эмоциональные привязанности;

·                     Развивать у учащихся чувство взаимного расположения;

·                     Давать возможность учащимся возможность самостоятельно решать проблемы;

·                     Избегать жестких иерархических отношений;

·                     Не допускать проявлений авторитаризма;

Поощрять совместную деятельность.

Методы и формы  развития этнической толерантности – урочная и внеурочная работа.

На уроках учителя могут решать задачу формирования этнической толерантности  за счет использования активных методов обучения, которые повышают активность учащихся на уроке и способствуют осознанному изучению материала, составляющего содержание национально-регионального компонента. Образование – это может быть элемент проблематики. (В чем сходство? В чем различие? Что общего?).

·  Письменные проекты как индивидуальные, так групповые, домашние творческие работы;

·  Устные сообщения учащихся;

·  Работа в парах, группах;

·  Выпуск школьной газеты; составление кроссвордов, с использованием «национального» решения, национальных мотивов, традиционных национальных иллюстраций.

Педагогические технологии реализации поставленной задачи во внеурочное время: тренинг общения, психодрама (социодрама), посещение музея национального искусства, краеведческого музея, выставок декоративно-прикладного творчества. Все эти техники призваны внести разнообразие в учебную деятельность и оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов. Б.Э. Риэрдон полагает, что тема толерантности должна быть сквозной во всех изучаемых дисциплинах. Ею выделяются для планирования работы семь областей обучения толерантности:

·                   толерантность,

·                    знакомство,

·                   уважение различий,

·                   понимание индивидуальной неповторимости,

·                   взаимодополняемость как основная черта различий,

·                    взаимозависимость как основа совместных действий,

·                   культура мира

Толерантность – это уважение, принятие и понимание многообразия мировых культур. Выполнение Программы должно привести не только к развитию у учащихся  духа толерантности, черт толерантной личности, но и способности, применяя принципы толерантности в повседневной жизни, предупреждать и конструктивно разрешать конфликты, неизбежные в человеческом сообществе. Результатом нашей деятельности  должно стать формирование личности, сочетающей в себе следующие характеристики:

·                   принятие себя и других людей такими, какие они есть;

·                   установление доброжелательных отношений с окружающими;

·                   способность к глубокому пониманию жизни;

·                   активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;

·                   развитие творческих способностей;

·                   умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;

·                   способность брать на себя ответственность; приложение усилий для достижения поставленных целей.

 

Процесс обучения и взаимодействия учащихся в многонациональной школе сопровождается проявлением некоторых проблем. Один из аспектов нашей работы посвящен исследованию особенностей этнической толерантности у подростков различной национальной принадлежности в условиях многонациональной школы. В процессе работы нами использовались методика, направленная на измерение выраженности этнической идентичности З.В. Сикевича, методика измерения выраженности этнической толерантности Г.У. Солдатовой.

Всего выборка составляла 56 человек, в которой следующих национальностей: аварцы - 11, кумыки - 10, даргинцы - 8, лезгины - 8 , лакцы - 4, табасаранцы - 3, русские - 7, рутульцы - 3 , чеченцы - 1, цахур - 1

По данным, полученным по 1-ой методике этнической идентичности высокие показатели по шкале выраженности аффективного компонента этнической идентичности у представителей всех национальностей. Наиболее высокие показатели по шкале выраженности поведенческого и когнитивного компонента этнической идентичности у представителей аварской, кумыкской, чеченской, даргинской национальностей. У остальных  - показатели средние и ниже среднего.

По результатам методики 2 «Выраженность этнической толерантности  (Г.У. Солдатова)» у всех представителей представленных  национальностей этническая толерантность сильно колеблется и зависит от многих,  на наш взгляд, факторов, как то: воспитание, окружающая социальная среда и мн. Др.

 

         ВЫВОД: Учитывая многонациональные особенности дагестанских школ целесообразно проводить профилактическую работу по формированию, повышению этнической толерантности, проводить работу, направленную  на профилактику конфликтов на межнациональной почве. Для стабилизации этнической идентичности использовать комплексный подход  психологического сопровождения, ориентированный на всех участников  учебно-воспитательного процесса: групповые и индивидуальные консультации для педагогов и родителей, урочные и внеурочные формы психокоррекционного воздействия, внешкольные и внеклассные мероприятия, тренинги, дискуссии, диспуты, вечера, анализ жизненных ситуаций и мн. др.

                                                                                    

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бобинова С. Б. «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста», Имидж №1, 2002)

2. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие. М., 1999 г.

3. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование. М. Народное образование, 1999 г.

4. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. Учебное пособие для вузов. М., 2004 г.

5. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс, Энциклопедия, 1994 г

6. Латынина Д.И. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие.М.:Гардарики., 2004 г.

7. Современный словарь  иностранных слов. М.: Русский язык., 1993

8. Трофимова Л.В. Воспитание толерантного сознания у дошкольников и младших школьников//Актуальные проблемы специального образования.Вып.5., Махачкала.,2007 г.