Экономические науки/6.Маркетинг и менеджмент

            Магеррамов С. М.

Одесский Национальный Политехнический Университет

Институт бизнеса, экономики и информационной технологии

 

СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО, КРЭАТИВНОГО И ЭВРИСТИЧЕС-КОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ РОЛЬ ПРИ УПРАВЛЕНИИ

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов стран СНГ. Именно с 90-х годов прошлого века страны СНГ переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все- от госу-дарственного уровня управления до вновь созданного малого предприятия в сфере малого бизнеса.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной эконо-мике страны СНГ как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "иннова­ционная деятельность", "инновационный процесс", "инновац-ионное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определе­ний, например, по признаку содержания или внутрен­ней структуры выделяют инно-вации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариан-том английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление [1-3].

Таким образом, с момента принятия к распространению новшества при-обретает новое качество – становится нововведением (инновацией). В повсед-невной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо.  Новшеством может быть но-вый порядок, новый ме­тод, изобретение. Нововведение означает, что новшест-во используется. С момента принятия к распространению новшество приобре-тает новое качество и становится инновацией.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное)[2-4]. Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различ-ных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В усло-виях рынка как система экономических отношений купли- продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компо-нентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использо-вание новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, органи-зационно- технических и социально- экономических решений производствен-ного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не одноз-начны. Инновационный процесс свя­зан с созданием, освоением и распростра-нением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направле­на на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новше­ство, которое будет признано уникальным в определен­ной области. Научно-технические разработки и изобре­тения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инно­вации- это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реали­зации для удовлетворения определенных запросов потре­бителей. Непре-менными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная примени­мость.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса [3-5]. Различают три логические формы инно-вационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширен­ный.

Простой инновационный процесс переходит в то­варный за две фазы: 1) создание новшества и его рас­пространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза- это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструк-торских работ, организация опытного производства и сбыта, организация ком-мерческого про­изводства. На первой фазе еще не реализуется полез­ный эффект нововведения, а только создаются предпо­сылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между произво­дител-ями нововведения, а также между произво­дителями и потребителями.

          Для успешного управления инновационной деятельно­стью необходимо тщательное изучение инноваций [6]. Преж­де всего необходимо уметь отличать инновации от несу­щественных видоизменений в продуктах и технологиче­ских процессах (например, эстетические изменения– цвета, формы и т. п.). Новизна инноваций оценивается по технологиче­ским параметрам, а также с рыночных позиций. С уче­том этого строится классификация инноваций.    Развитие техно-логии в любой сфере человеческой деятельности (материальная, социальная и духовная) сопровождается соответствующим прогрессом техники при взаим-ных переходах их друг в друга (метаморфозы).

          Одним из основных направлений менеджмента являются также креатив-ный и эвристический менеджмент. И креативный, и эвристический менеджмент тесно связаны с менеджментом инновационным. Необходимо отметить, что инновационный менеджмент оперирует с интеллектуальным продуктом как объектом целым и неделимым [1,2,7]. В отличие от этого и креативный, и эвристический менеджмент рассматривают данный продукт как сложное струк-турное образование. Соответственно связанное с ним управление созданием новой системы знаний, умений и навыков должно быть определенным образом разделено на ряд составных элементов, каждый из которых подлежит иссле-дованию и осмыслению в целях осуществления грамотных практических действий. Несколько проще можно сказать: инновационный менеджмент, с одной стороны, креативный и эвристический - с другой, имеют один и тот же объект рассмотрения, но изучают его в одном случае (инновационный) с внешней стороны, как готовый, в другом (креативный и эвристический менеджмент) - с внутренней, как проходящий процесс создания.

Далее необходимо разграничение креативного и эвристического менеджмента. Креативный (от английского «creative») - это буквально «творческий, созидательный». Он, в принципе, касается проблем управления коллективом, причем таких, которые относятся к не поддающимся четкой формализации предметным областям и подчиняются подвижным, «дрейфую-щим» критериям целеполагания. Отличие эвристического (от греческого heuristro, буквально «отыскиваю, открываю») менеджмента от креативного в том, что в его «ведении» управление личностью и ее самоуправление - при тех же условиях отсутствия априори существующей определенности, какие характеризуют и креативный менеджмент. Последний «работает» там, где создаваемый интеллектуальный продукт не может быть однозначно приписан отдельной личности, а безусловно является результатом деятельности коллек-тива. Эвристический же менеджмент, напротив, связан с индивидуальным целеполаганием и управлением деятельностью личности как решающего участника сотворения интеллектуального продукта.

Заниматься проблемами креативного и эвристического менеджмента следует уже потому, что совершенно необходимо добиваться повышения качества управленческих решений и их интенсификации на всех уровнях - от общегосударственного до отдельного рабочего места.

Для того чтобы добиться успеха в таком деле требуется, конечно, многое. Начать стоит с того, что необходимо определить и ввести в действие новые, лучше обоснованные с научных позиций и психологически более совершенные методы подготовки исходной информации для лиц, принимающих решения (ЛПР). Такие методы призван дать креативный менеджмент. Особая сложность решения данной проблемы состоит в том, что нужно, с одной стороны, перерабатывать огромный массив исходной информации, с другой, - учитывать специфику ЛПР и характера их деятельности: ведь каждый из них, как и все люди, обладает определенными характером, навыками, стереотипами, и все это надо держать в поле зрения, предлагая исходную для принятия решений информацию. В то же время она должна быть результатом мобилизации всех резервов лиц, причастных к процессу, строиться на полном использовании их творческого потенциала, включая и самые глубинные его пласты, особенно если имеются в виду крупные решения глобально-стратегического масштаба. Способы и формы выявления и лучшего применения потенциала личности, участвующей в процессе создания интеллектуального продукта, - сфера эвристического менеджмента. Совершенствование управления творческим потенциалом личности и коллектива предполагает в современных условиях решение ряда задач. Ниже отмечены некоторые из них, представляющиеся важнейшими.

Во-первых, это развитие творческого потенциала. В педагогической  и экономической литературе [2,4,7] не раз декларировался переход от репро-дуктивной системы обучения к креативной (ее еще иногда называют проб-лемной, целевой и т.п.). В центре здесь «пронизывание» всей системы непре-рывного образования линией на усиление способностей к принятию нетриви-альных решений (индивидуальных и коллективных). Но этого нельзя добиться без соответствующего менеджмента. Введение в учебный процесс креативного и эвристического менеджемента радикализирует процесс освоения знаний, уме-ний и навыков, так как благодаря применению качественно иного методи-ческого аппарата поднимает творческий потенциал на более высокий уровень. Опыт показывает, что использование креативно- эвристических методик в научно-техническом творчестве позволяет увеличить эффективность работы научных и инженерных коллективов в несколько раз.

Во-вторых, надлежит добиваться раскрепощения индивидуальности - как в обособленном функционировании личности, так и в участии последней в деятельности коллектива. Здесь проблемы упираются прежде всего в современ-ную систему воспитания личности, - увы, фактически нацеленную на подав-ление оригинальности, своеобразия, неординарности. Человек, владеющий методами указанных видов менеджмента, осуществляет по определенным пра-вилам мониторинг своей мыследеятельности так, чтобы добиваться адекват-ности использования имеющегося творческого потенциала выдвигаемым целее-вым установкам.

В- третьих, имеется в виду достижение оптимизации усилий и рессурсо-вложений, направляемых на совершенствование методического аппарата дея-тельности специалистов.

         Область, о которой здесь идет речь, как уже отмечалось, неразрывно связана с инновационным менеджментом. Его «первопроходцам» в течение какого- то времени казалось, что он вполне способен решить сложную задачу обеспечения гармонизированного развития науки, производства и социальных процессов в условиях научно- технической революции. Но довольно быстро обнаружилось, что такие надежды чересчур оптимистичны. Дальнейший ход развития показал, что за заполненной, было, нишей есть другая, причем более глубокая и труднопроходимая, изобилующая лабиринтами с непредсказуемыми поворотами. Ниша эта образуется в связи с обращением к творчеству человека, к потенциалу его способностей, который в данных условиях может быть реализован. Пожалуй, первым это наиболее полно осознал А. И. Пригожин, который на интуитивном уровне разделил области инновационного и креативного (эвристического) менеджмента. Это разделение стало отправным для исследования предмета данной статьи, и постепенно сформировалось то понимание креативного и эвристического менеджмента, которое предлагалось выше (хотя оно, конечно, не может считаться исчерпывающим и завершенным). Во всяком случае, примерно такой взгляд на указанные разновидности менедж-мента можно считать закрепившимся и в научных обменах мнениями, и в преподавании соответствующих дисциплин в тех пока еще не многочисленных случаях, когда оно ведется.

Из приведенных определений вытекает, что креативный менеджмент ближе к дисциплинам «управление кадрами» и «менеджмент персонала», а эвристический - к «личностному менеджменту» и «самоменджменту». В свою очередь креативный менеджмент опирается на креативистику - область знаний о продуктивном коллективном решении творческих задач, эвристический же - на эвристику, т.е. область знаний о продуктивном творческом мышлении личности.

Попытки систематизации методов эвристики и креативистики предпри-нимались еще Р. Декартом и Г. Лейбницем. В последнее время издано уже большое число научных работ, связанных с проблематикой творчества, - как коллективного, так и личностного [2,4,5].

В креативном менеджменте, как и в любой другой науке, выделяют теоретический и прикладной аспекты. Теория креативного (как и эвристичес-кого) менеджмента является составной частью теории творчества. Последняя в зависимости от области использования имеет много разновидностей (теория научно-технического, художественного творчества и т.п.), которым соответст-вуют разновидности креативного и эвристического менеджмента.

Прикладные аспекты креативного менеджмента связывают прежде всего с инновациями и нововведениями. Проблемы креативного менеджмента органи-зациионно смыкаются с управлением кадрами, когда требуется создавать так называемые временные творческие коллективы.

Как теория, так и практика изучения творчества до середины 80-х годов прошлого века развивались под знаком доминирования тех его сторон, что касаются научно-технического творчества (НТТ). Направления НТТ в конечном счете диктуются наличной системой знаний, структурой производства и социально- экономическими задачами, стоящими перед обществом. В использовании наличного крупного потенциала НТТ креативный и эвристи-ческий менеджмент призван сыграть большую роль.

Она реализуется, как известно, через деятельность менеджеров. Последняя охватывает взаимопересекающиеся области. Первая - работа с людьми, обяза-тельно нацеленная на укрепление и лучшее непосредственное применение творческого потенциала (креативный менеджмент), а также на то, чтобы они активизировали собственные интеллектуальные способности (эвристический менеджмент). Вторая область - работа с документами. Она ориентирована на учет ассоциативно- генерационных потребностей тех, кто осваивает инфор-мацию, содержащуюся в документе (креативный менеджмент), а также на развитие стремления соответствующих участников процесса готовить докумен-ты, способные максимально удовлетворить потребителя (эвристический менеджмент).

Креативистика и эвристика, подобно любой иной науке, базируются на ряде аксиом. Из них стоит выделить следующие: для реального эффективного творчества необходимо всестороннее проникновение в сущность оказавшейся в поле зрения предметной области (аксиома «глубинность знаний»);  творчество требует отказа от сложившихся стереотипов, догм и штампов, зачастую создание нового сдерживается лишь психологической инерцией, отсутствием неординарной точки зрения (аксиома «замыливание глаза»); отторжение сложившихся стереотипов нельзя возводить в абсолют, оно должно быть строго рациональным, взвешенным и продуманным (аксиома «выплескивание ребенка вместе с водой»); какими-либо организационными и иными волевыми мерами, чисто управленческими ухищрениями «произвести» творца невозможно (аксио-ма «крылья даны от природы»); наука о творчестве и, стало быть, креативный менеджмент, сами по себе творца не порождая, позволяют ему, однако, овла-деть более мощным и совершенным инструментарием для своей деятельности.

Со всеми прочими отраслями науки креативный и эвристический менеджмент роднит и то, что он преследует достаточно определенные цели. На сегодня в качестве наиболее интересных из них можно выделить такие:  оценка творческого потенциала личности; создание творческой атмосферы в коллек-тиве; формирование групп экспертов, призванных оценивать те или иные пред-варительно разработанные предложения; образование временных творческих коллективов из лиц, способных к эффективному участию в групповом творчес-ком процессе; оценка доминирующих мотивационных установок; определение эвристических методов, операций и приемов.    

 Исследование творческих процессов в связи с созидательной деятель-ностью человека имеет давнюю историю, восходящую к XVII- XVIII вв. Начиная с 30-х годов ХХ века отмечается появление принципиально новых методов реализации разрабатываемых в этой области идей [7]. В настоящее время литература по творчеству (она относится в основном к инженерии) предлагает несколько десятков подобных методов. Все это многообразие можно, очевидно, сконцентрировать, выделив две группы методов: 1) направленные на усиление креативных и эвристических способностей человека; 2) служащие формализации его логико-аналитической деятельности.

Каждый из методов имеет свою область использования, свои особые смысл, сложность, эффективность, ну и разумеется, - приверженцев и противников. Важно, чтобы ни приверженность, ни отторжение не абсолютизировались; столь же важно учитывать, что все методы решения творческих задач являются психологическими инструментами. Какой именно из них в том или ином случае выбрать - решается в рамках креативного и эвристического менеджмента с учетом всей многосложности обстоятельств.

Таким образом, креативный и эвристический менеджмент не является методами активизации творческого потенциала, а лишь определяют их оптимальную номенклатуру и наиболее рациональную последовательность исходя из разработок. При этом целевые установки и возможные ограничения креативный и эвристический менеджмент берут из инновационного менедж-мента, который в данном ракурсе обеспечивает им жизненно необходимое функционирование инфраструктуры.

Необходимо отметить, что креативный менеджмент и эвристический менеджмент в настоящее время, при всех трудностях становления, уже заявили о себе как реально существующие области знания. Более того, они становятся твердо признанными. Весьма ярким свидетельством такого признания обычно служит введение соответствующей дисциплины в учебный процесс. Поэтому считаем целесообразным включить в соответствующие учебные программы для экономических и управленческих вузов стран СНГ, в том числе Азербайджана и Украины.

Список литературы

1. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. М.:- Банки и биржи, 1997.

2. Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник. М., 1994.

3. Донцова Л. В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость госу-   

   дарственной поддержки, налоговое стимулирование. //Менеджмент в России

    и за рубежом. №3, 1998.

4. Молчанов Н. Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. Санкт-

    Петербург, 1995.

5. Инновационный менеджмент, справочное пособие; Наука, Санкт-Петербург,

    1997.

6. Скамай Л. Риски в инновационном предпринимательстве.//РИСК.№5-6, 1998.  

7. Креативный и эвристический менеджмент. 2002//http://www.bestreferat.ru/