Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов

 

К.п.н. Шагаева Н.А.

Калмыцкий государственный университет, Россия

Формирование эстетической культуры студентов

на основе традиций прикладного искусства

 

Функционируя в структуре личности, эстетическая культура оказывает влияние на все аспекты его  деятельности, вносит в них гуманистическое творческое начало. Одной из задач подготовки в системе высшего образования является формирование общей культуры личности, в том числе и ее неотъемлемого компонента эстетической культуры. В силу своей полифункциональности, эстетическая культура охватывает все богатство отношений человека с миром и конструирует их по законам красоты.

Проблемы эстетического воспитания являются объектом пристального внимания многих ученых и педагогов (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, В.В. Бычков, П.С. Гуревич, О.И. Кривцун, Р.А. Куренкова, В.Ф. Мартынов, Е.Г. Яковлева и другие.) Мы рассматриваем эстетическую культуру в целом как развитие специфической чувствительной способности человека, умения воспринимать и оценивать самую разнообразную эстетическую информацию; как формирование целостных эстетических отношений человека с миром на человеческих началах.

Одним из ведущих средств формирования эстетичекой культуры личности является искусство, как средство сохранения и передачи рационального и эмоционального опыта человечества. Уровень овладения человеком опытом культурного наследия определяется его природными задатками, воспитанием и образованием, поэтому многие современные педагогические исследования строятся на основе формировании личности через искусство – воспитании человека, который способен ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родного и мирового искусства.

Несмотря на любые инновации и креативность культуры, этносу, чтобы самовоспроизводиться и саморегулироваться, необходимо сохранять связь между поколениями. Как показывает опыт человечества, огромный потенциал для успешного воспитания эстетической культуры растущего человека содержится в традиционном искусстве. Традиции выполняют роль механизмов передачи опыта старшего поколения. Система традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой национальный характер и психологию сменяющих друг друга поколений.

Традиционное искусство является выдающимся явлением художественной культуры любого народа. Оно несет живущим поколениям понимание прекрасного, формировавшееся веками и тысячелетиями, созданный и сохраненный народом этический и эстетический идеал. Т.М. Разина, рассматривая эстетические принципы произведений народных мастеров, выделила в качестве главной идеи народного прикладного искусства идею «эстетического преображения реально-предметного мира, создание красивых вещей, делающих жизнь прекрасной». Традиционное прикладное искусство обладает огромным нравственным и эстетическим потенциалом, который необходимо использовать в формировании национального менталитета, воспитании нравственной личности. Это искусство современно и актуально, играет важную роль, воспитывая не только эстетический вкус, но и трудолюбие, уважение к ручному уникальному труду, родной земле.

Сущность и содержание эстетической культуры студентов определяется исходя из того, что об этом понятии правомерно говорить как о социальном явлении, сложном многоуровневом процессе и специально организованной деятельности, направленной на формирование способности не только к активному, осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности.

Именно особенности кочевого образа жизни обусловлено своеобразие калмыцкого искусства, технических приемов исполнения его произведений и их декорирования. Традиционная культура является частью кочевой культуры и отражает представление кочевника о красоте и гармонии, что в его сознании означало осуществление всего необходимого для него, находящегося в полной зависимости от скотоводческого хозяйства – источника его существования и всего богатства. Кочевой образ жизни в первую очередь выразился в особом самобытном мировосприятии. У калмыков традиционные художественные ремесла издревле делятся на женское рукоделие: изготовление и орнаментация войлока, шитье и вышивку одежды, обуви, обработку  и декорировании кожи. Мужские ремесла связаны с изготовлением предметов из твердых материалов.

В условиях целенаправленного обучения и воспитания традиционному искусство калмыцкого народа побуждает подростков сознательности, вызывает у них волевое напряжение и эмоциональный подъем, а без воздействия на чувства невозможно воспитание духовно богатого, нравственно устойчивого человека. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность традиционного декоративно-прикладного искусства доходчива и играет определенную роль в трудовом и эстетическом воспитании и профессиональном становлении личности. Накоплен немалый опыт воспитания средствами декоративно-прикладного искусства, народных ремесел и промыслов. Однако без целенаправленного эстетического воспитания невозможно сформировать творческую личность - носителя традиционного прикладного искусства, работы которого были бы основаны на исторических художественных традициях и одновременно востребованы в современном мире.

Литература:

1.     Батырева С.Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX - начала  XX вв. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2006. – 160с.

2.     Борев Ю.В. Эстетика. М.: Полит. литература, 1988. -  496 с.

3.     Дивненко О.В. Эстетика. М.: Издательский Центр «Аз», 1995. - 280 с.