Рузаева О.А.

Магнитогорский государственный университет, Россия

К вопросу о противоречиях в формировании художественной культуры будущих переводчиков в процессе профессиональной подготовки

Сегодня все чаще говорят об актуальности проблемы художественного образования: идеалы, художественные ценности нового поколения существенно отличаются от предшествующих. Связано это, прежде всего, с изменениями, произошедшими в нашем обществе в конце XX века. Как известно, в России реформы этого времени привели к внедрению рыночной экономики, развитию демократии, что повлекло за собой и изменение отношения к самому человеку. Сейчас общество нуждается в социально активной личности, способной к коррекции ценностных ориентаций на основе понимания прекрасного в жизни, искусстве и профессиональной деятельности.

Социально-экономические преобразования нашего общества привели к изменениям и в сфере образования. В настоящее время специалисту, выпускнику вуза, недостаточно просто владеть профессиональными знаниями, умениями и навыками. Сейчас общество нуждается в социально активной личности, мобильной, способной выразить свою индивидуальность, способной к творчеству. Сегодня социальный заказ – это заказ на специалиста, являющегося интеллигентом, патриотом, культурным человеком.

Особо остро вопрос о формировании художественной культуры личности встает, когда речь заходит о подготовке специалистов в области перевода. Количество международных контактов постоянно растет. Именно поэтому проблема подготовки квалифицированных переводчиков настолько актуальна. В этих условиях профессиональное образование стоит перед необходимостью подготовки переводчиков, обладающих высокой квалификацией. Причем уровень компетентности определяется не только свободным владением иностранным языком: не обладая широким кругозором, высоким уровнем общей культуры в целом и художественной культуры в частности, трудно создавать переводы хорошего качества.

К сожалению, в 90-х годах XX века в связи с уже упомянутым выше переходным периодом в истории нашей страны ситуация на рынке переводческих услуг изменилась не в лучшую сторону. Во-первых, вследствие отсутствия или недостаточного финансирования, нехватки преподавательских кадров и учебных пособий значительно снизилось качество подготовки переводчиков. Во-вторых, по причине увеличения спроса на услуги переводчика (открытые границы повлекли за собой резкое увеличение количества международных контактов) ряды работников этой сферы стали стремительно пополняться людьми, имеющими довольно смутные представления о том, как надо переводить. Постепенно вопиющая безграмотность заполонила все направления переводческой деятельности. Но перевод – компонент коммуникативного процесса, ему отводится особая роль в решении социокультурных проблем. Посредством перевода достигается взаимопонимание, но он может послужить и причиной недопонимания, а порой серьезных конфликтов. Поэтому дальнейшее повышение качества подготовки специалистов в области перевода является обязательным требованием, выдвигаемым современностью. Помимо обязательного знания языка, переводчик должен быть хорошо эрудирован во всех областях. В рамках нашей работы мы утверждаем, что помимо всего прочего он обязан обладать высокий уровнем художественной культуры.

Однако нельзя забывать, что отношение к искусству не возникает стихийно. И, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что на сегодняшний день процесс формирования художественной культуры студентов идет довольно слабо. Среди причин этого явления можно выделить следующие:

1.                 Снижение роли художественного творчества в жизни и деятельности современной молодежи. А ведь именно занятие художественной самодеятельностью могло бы наиболее эффективно заполнить свободное время студенческой молодежи.

2.                 Смещение акцента в образовательном процессе вуза в сторону сугубо профессиональной деятельности в ущерб интересам и культурному развитию личности. Реформирование в области профессионального образования привело к тому, что был снижен объем часов на изучение дисциплин культурологического цикла, а многие из них были вовсе вычеркнуты из списка обязательных для изучения. Также были сокращены объемы государственного финансирования вузов, в том числе и на содержание студенческих клубов, их художественной самодеятельности. Следствием такого подхода в период обучения в высшей школе стали узкопрагматические цели образования, в результате которых оно скорее формирует у человека потребительское отношение к жизни, к учебе, вырабатывает сугубо исполнительские профессиональные черты характера, в противовес творческому и эстетическому отношению человека к действительности.

3.                 Отсутствует система в художественно-воспитательной работе вузов, результатом чего является стихийное осуществление художественно-эстетических мероприятий, вне связи друг с другом, не предусматривая целенаправленного руководства процессом формирования культуры личности. Все это существенно снижает уровень художественной культуры студенческой молодежи.

4.                 Определенный барьер в развитии художественно-эстетической культуры в вузе создает недостаточное количество и разнообразие коллективов художественной самодеятельности. Нельзя не обратить внимания и на то обстоятельство, что занятия художественной самодеятельностью имеют слабую методическую основу, зачастую стихийно складывается репертуар, незрелый в идейном и художественном отношении. Кроме того, чаще всего в плане по развитию художественной самодеятельности нет мероприятий, которые были бы направлены на повышение художественных знаний самих участников этой самодеятельности. Между тем пробуждение у молодежи стремления к художественному творчеству должно достигаться через знакомство с лучшими творениями искусства, пропаганду его теории и истории, а не только с помощью кружков и коллективов художественной самодеятельности, которые, зачастую теряя свою воспитательную направленность, выступают самоцелью для участия в смотрах художественной самодеятельности, проведения «мероприятий для галочки».

Таким образом, мы видим, что в процессе формирования художественной культуры студентов нет четкой системы, он носит стихийный характер. Подобная стихийность имеет свои закономерные последствия: среди всех социальных функций, присущих искусству, у молодежи лидирует развлекательная функция.

По результатам анкетирования, проведенного нами среди студентов с целью выявления уровня развития их художественной культуры, складывается следующая картина: если до учебы в вузе самодеятельным художественным творчеством занималось 62 % опрошенных, то во время учебы в высшей школе им занимается всего 15 % респондентов. При этом среди причин неучастия в различных видах художественного творчества студенты чаще всего называют нехватку времени (69%) и отсутствие желания (25%).

Посещают учреждения культуры (театры, консерватории, филармонии и др.) только 25 % опрошенных. В то время как заведения развлекательного характера (кинотеатры, развлекательные комплексы, ночные клубы, кафе и т.п.) посещают 100% респондентов. Среди ТВ программ и печатных изданий также наибольшей популярностью пользуются развлекательные (98% и 93% соответственно).

Из всего вышесказанного мы можем сделать следующий вывод: наблюдается очевидное противоречие между нарастанием требований к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов и недостаточной базой для такой подготовки. Требуется проведение большой работы для решения серьезной задачи, встающей перед современной высшей школой – поиска эффективных средств, обеспечивающих выпускнику вуза не только получение навыков профессиональной деятельности в приобретении им будущей специальности, но и развитие его внутренней культуры, в том числе и художественной: нельзя забывать, что воспитание человека средствами искусства раскрывает перед ним мир красоты, который играет огромную роль в формировании убеждений, влияет на поведение человека и способен доставить ему эстетическое наслаждение. Искусство является средством раскрытия красоты нашей жизни, источником духовного богатства, важнейшим стимулом активной общественной деятельности человека. Именно поэтому формирование художественной культуры личности играет такую огромную роль в деле подготовки специалистов: только человек с высоким уровнем художественной культуры способен увидеть, прочувствовать, адекватно воспринять любое явление действительности и правильно ориентироваться в мире общечеловеческих ценностей.

Данное обстоятельство обусловливает огромное значение организации системы художественного и эстетического воспитания, что, несомненно, должно стать одним из направлений культурной политики государства. В частности это касается высшей школы.

 

Литература:

1.       Иеронова И. Ю. Подготовка лингвистов-переводчиков в вузе / И. Ю. Иеронова // Высшее образование сегодня. – 2005. - № 8 . – с. 42

2.       Недосекина А. Г. Система художественного воспитания студентов в вузе: теория и практика: монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 395 с.

3.       Трутнев А. Ю. Проблема перевода в современном мире / А. Ю. Трутнев // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. – Магнитогорск, 2003. – Вып. 1. – С. 44-51.