Педагогические науки/3.Методические основы воспитательного про­цесса

К.п.н. Мижериков В.А.

 Педагогическая академия последипломного образования, Россия

 

 

Занятия восточными единоборствами в контексте духовно-нравственного воспитания российской молодёжи

Национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества. Коренная перестройка социально-политического устройства России, происшедшая в конце прошлого столетия, привела не только к деструктивной трансформации ценностных ориентации всего населения страны, но и поставила вопрос об их содержании.  В самом деле, в многочисленных современных исследованиях  философов, экономистов, историков, социологов и пр. до сих пор нет единства в осмыслении окружающего мира: его именуют как глобальное сообщество, переход к постцивилизации, цивилизационный слом, антропогенная цивилизация и т.д. Мы согласны с мнением Д.И.Фельдштейна, что мир претерпел принципиальные изменения: а) существенным образом изменилась ситуация развития и функционирования человека; б) изменился сам человек: с одной стороны наблюдается рост его самосознания, самоопределения, критического мышления. С другой стороны, в его поведении явственно проявляются неуверенность в себе, напряжённость, тревожность (3).

Современное состояние мира характеризуется нестабильностью по целому ряду  взаимосвязанных направлений – социальной, экономической, политической, идеологической и др. На фоне стремительной cтратификации общества, появления т.н. олигархов, среднего класса, малообеспеченных и совсем не обеспеченных граждан (бомжей, гастарбайтеров, нетрудящейся молодёжи), мирового финансово-экономического кризиса, безудержной, слабо контролируемой инфляции, дороговизны и безработицы развивается идеологическая нестабильность, которая характеризуется острым дефицитом социально привлекательных идей, способных объединить людей вокруг духовно-нравственных ценностей.

Сегодня успех социализации подрастающего поколения во многом зависит от процесса самоопределения молодёжи (то есть  самооценки уровня притязаний молодого человека, потребности в достижении моральных, духовных, профессиональных ценностей, умения чувствовать себя и правильно оценивать ситуацию бытия, наконец, способности к борьбе за достижения, которые, казалось бы, на сей момент рационально невозможны), правильной постановке которого целесообразно уделить ведущее место в системе физкультурно-оздоровительной работы с населением.

Переход России на инновационный путь развития возможен только при условии масштабных инвестиций в «человеческий капитал», сохранение и развитие которого и становится основной целью,  абсолютным национальным приоритетом и необходимым условием её прогресса современного общества. В связи с этим необходимо отметить, что спорт и физическая культура наряду с семьей, культурой, системой образования является, пожалуй, одним из социальных институтов, способных решать задачу сохранения лучших духовных традиций, формирования ценностных ориентаций, адекватных задачам, стоящих перед современной Россией.

В последние годы в стране происходит активное взаимовлияние различных субкультур, под воздействием которого существенно изменяется процесс формировании ценностных ориентации молодых людей, занимающихся спортивно-оздоровительной деятельностью. Интенсивные процессы культурного взаимодействия отмечены и в сфере спортивной деятельности. Как отмечают в своих исследованиях ряд отечественных учёных (Р.В.Крючков, В.М.Рогов Д.О.Труфанов и др.), диалог Россия-Восток усилил тенденции влияния восточной культуры в различных сферах общественных практик, в том числе, в сфере физической культуры и спорта. Одним из проявлений такой тенденции является повышенный интерес российской молодёжи к восточным культурам: а именно, к позитивному образу жизнедеятельности со специфическим восточным восприятием окружающего мира, особенностям ценностных установок, отношений между людьми   и правил поведения в различных бытовых, социальных и профессиональных ситуациях. Чаще всего реализация такого интереса осуществляется через изучение восточных единоборств, которые, при правильной, научно обоснованной постановке вопроса,  значительно обогащают не только спортивную практику, но и внутренний мир личности спортсмена.

Занятия восточными боевыми искусствами, как любая целенаправленная деятельность, в которую включен её субъект, обусловливает те или иные изменения в структуре его личности, которые определяются спецификой осуществляемой деятельности и, как правило,  имеют чётко выраженную динамику, связанную с длительностью занятий этой деятельностью, и характеризуются изменением мотивов и мировоззрений человека, занимающегося, к примеру, ушу. Специфическим фактором, влияющим на формирование ценностных ориентаций у людей, занимающихся восточными боевыми искусствами, является их приобщение к историческим традициям  Шаолиньского монастыря, представленных в виде ритуалов, кодексов поведения, правил, регламентирующих тренировочные процессы и т.д., целью которого является не только и не столько физическое, сколько духовно-нравственное совершенствование, достижение гармонии человека и с самим собой и с окружающим его миром.

Поэтому есть основания считать, что вхождение восточных единоборств как специфического социального института в российскую культурно-образовательную среду может оказать действенное влияние не только на физическое совершенствование, достижение различных уровней спортивного мастерства, но и как вид нравственно-духовной практики, играть существенную роль в формировании ценностных ориентации занимающихся, базовой культуры их личности, культуры самоопределения, понимание самоценности человеческой жизни.

Анализ публикаций по проблеме воспитания молодежи, занимающейся восточными единоборствами, показал, что во многих случаях остаётся вне поля зрения их наставников и тренеров роль систематических занятий на формирования социально ценных человеческих качеств. На наш взгляд, молодые люди, занимаясь, например, ушу под руководством высококвалифицированных тренеров, будут совершенствоваться не только и не столько в физическом, сколько в духовном аспекте посредством приобщения к нравственным нормам и традициям привлекательного в своей экзотичности Востока и одновременно формировать позитивное отношение к нравственным нормам и традициям российского общества, вырабатывая новое позитивное и созидательное отношение к самому себе (самоотношение), к окружающим людям, к социуму, к стране, стоящей на пути всестороннего обновления.

Этот взгляд основан на анализе опыта практической реализации программы «Содружество воинских духовных традиций», разработанной В.М.Роговым в Центре изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря. В основу этой программы «Содружество воинских духовных традиций», целью которой является психофизическая подготовка молодых людей, занимающихся по системе ушу, положены традиции Шаолиньского монастыря, предусматривающие формирование у них «девяти основных человеческих качеств: уважение, настойчивость, смелость, ответственность, решительность, сознательность, достоинство, доблесть, честь».  Это программа  успешно осуществляется в работе с молодыми людьми в течение всего года: летом - в загородных лагерях Подмосковья и Приазовья, в других регионах страны, зимой - в спортивных залах, расположенных в г.Москве. Актуальность реализации такой программы, во многом обусловлена высокой социальной значимостью указанный выше человеческих качеств, успешное формирование которых создаст основу для обеспечения как духовно-нравственной, так и физической безопасности молодых людей, практикующих ушу и их ближайшего социального окружения (1).

В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретает стремление различных социальных институтов страны, в том числе и таких, как дополнительное образование детей и молодёжи, к достижению современного национального воспитательного идеала, который обозначен в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».

 

Литература:

 

1.      Рогов В.М. Физическая культура и спорт в контексте общекультурного и нравственного воспитания студентов: Труды IV Всероссийской научно-практической конференции, под ред. Буяновой В.Н. и др., -Ульяновск, «006, С 184-189.

2.      Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития. М., 2010.