Педагогические  науки/ 3.Методические основы воспитательного процесса

Мефодьева М.А.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию в индийских школах

Школа оказывает огромное воздействие на формирование взглядов и мировоззрение ребенка, так как большую часть своей жизни он проводит в школе. В Индии, где грамотность в настоящее время не превышает 70%, школьное образование является одной из приоритетных задач правительства. В 2009 году вышел закон о правах ребенка на обязательное, бесплатное образование (ст.21А) в котором говорится, что государство должно обеспечить обязательное и бесплатное образование детям от 6 до 14 лет. Поправка к закону (ст.51А) возлагает на родителей, опекунов и попечителей обязанности в предоставлении детям возможностей получить образование. Обеспечив, таким образом, детей и молодых людей соответствующим уровнем образования, будущее Индии, как сильной и процветающей страны, будет, по мнению законодателей, обеспечено.

Программы образования Индии делятся на пятилетки, в которых правительство определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на следующие несколько лет. Программа на одиннадцатую пятилетку (2007–2012 г.г.) направлена на решение вопросов как общеобразовательного характера - снижение уровня безграмотности (особенно в сельских районах), снижение количества детей бросающих школу с 50% до 20%, увеличение количества школ в сельской местности, и т.д., так и духовно-нравственного характера – формирование общечеловеческих ценностей, культуры  здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры, гражданской позиции, независимости, патриотизма, ненасилия, терпимости, национального единства, сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, сформированности основ саморазвития и самовоспитания, готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности [4,6].

Духовно-нравственное воспитание учащихся является одной из важнейших задач современной образовательной системы Индии. Система духовно-нравственных ориентиров (уважение к родному языку, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны), которых придерживается индийское общество вот уже много веков, является отличительной чертой индийской системы образования. Таким образом, основой системы образования Индии является воспитание национального духа и национального достоинства.

Формирование  личности происходит в первую очередь в семье, но   системное и глубокое духовно-нравственное воспитание происходит в сфере образования. Поэтому индийская школа сосредоточена не только на интеллектуальной, культурной, но и духовно-нравственной жизни учащихся. Это позволяет обеспечить ученика не только базовыми знаниями и практическими навыками, но и привить интерес к творчеству, саморазвитию и самовоспитанию. В результате это позволяет сформировать самостоятельную личность, способную найти достойное место в быстро меняющемся мире. В Индии этот вопрос рассматривается в контексте сопряжения естественных и гуманитарных наук.

При рассмотрении вопроса о духовно-нравственном воспитании следует уточнить роль и место учителя, так как духовно-нравственное воспитание осуществляется не без его активного участия. С давних времен учительство в Индии рассматривалось как вид служения направленный на подготовку человека к выполнению долга жизни. По мнению М.Ганди учителем мог быть не каждый, а только тот в ком сочетались «совершенная чистота и совершенное знание» [1;c.43]. Дж. Кришнамурти в своей книге «Воспитание как вид служения» утверждает, что пост воспитателя самый священный и самый важный для страны, в силу того, что путем воспитания созидаются характеры мальчиков и девочек – ее будущих граждан. Только те люди могут учить, для которых преподавание является не только священной и непременной обязанностью, но и величайшим удовольствием  [2;c.19, 25]. Учитель вооружает своих учеников знаниями и помогает найти свое предназначение в жизни. Являясь примером снисходительного отношения к другим и строгой требовательности к себе, учитель воздействует на своих учеников, как своим поведением, так и своим обликом. Такие духовно-нравственные качества педагога как доброта, вежливость, честность, справедливость, отзывчивость, сердечность, чуткость – являются неотъемлимыми в отношениях «учитель-ученик». Ж. Сент-Илер в "Криптограммах Востока" приводит трогательное сказание о почитании Учителя: "Маленький Индус, познавший Учителя. Мы спросили его: "Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?" Мальчик улыбнулся: "Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будут светить двенадцать солнц!" Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу сидит мальчик, знающий Учителя" [3; c.38].    

         Большой интерес, по реализации духовно-нравственного воспитания, представляет опыт школы «Новая Эра» (New Era High School), основанная в 1945 году. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся этой школы построена на основе базовых национальных ценностей индийского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, творчество, наука, традиционные религии, искусство, природа и человечество. Таким образом, она направлена на осознание ответственности за настоящее и будущее страны, преобразование общества и применение духовно-нравственных принципов в жизни. Особое внимание уделяется формированию убеждений, привычек и поведению,  которые составляют суть духовного человека. Руководство школы уверено, что каждое новое поколение детей способно сделать мир лучше. Поэтому каждый ребенок должен направить все свои усилия на раскрытие и развитие тех способностей и качеств, которые в будущем будут направлены на служение народу и обществу.

В связи с этим одной из основных задач духовно-нравственного воспитания является формирование характера и таких качеств как верность, преданность, надежность, терпение, забота, сотрудничество, честность. Основными направлениями формирования характера являются:  общественная работа детей; личный пример всего преподавательского состава школы; утренняя молитва; ручной труд на уроках технологии; практика здорового образа жизни; театрализованные представления добродетелей на утренних собраниях; практика этикета и правила вежливого поведения между преподавательским составом и учениками; походы на природу, сбор на медитацию и молитву; одобрение и поощрение в том, чтобы быть дисциплинированным, делая какую-либо работу и в подготовке к экзаменам. 

Для обучения основам духовно-нравственного воспитания в начальной школе «Новой Эры» широко применяется программа «Мирного образования» (Peace Education), разработанная для воспитания мира и гармонии в сердцах и умах учащихся. Эта программа направлена на предупреждение грубости и насилия в противовес развитию у учеников чувства единения и сплоченности, как среди одноклассников, так и между классами. Примеры единства проявляются в детских театрализованных представлениях, рисунка, поделках, играх. Таким образом, наблюдая за своими воспитанниками,  учителя отмечают, что застенчивые и необщительные дети становятся дружелюбнее и более отзывчивыми, а некоторые перестают жаловаться на своих одноклассников.

В средней школе «Новой Эры» разработана программа «Духовной поддержки  младших школьников» (Junior Youth Spiritual Empowerment). Эта программа рассчитана на детей 12-15 лет. Результаты апробации этой программы показали, что дети начинают хорошо осознавать свои возможности и потенциал и приходят к пониманию того, что их будущее связано со служением обществу. Помимо школы эта программа реализуется в ряде детских лагерей, в рамках учебной программы, которых учащиеся обсуждают такие темы как Практика добродетелей, Человек с хорошим характером, Благородство человека, Свобода воли, Судьба, Душа, Потенциальные возможности человека, Высшая и Низшая природа человека. Студенты отчетливо осознают, что по доброй воле человек может направить свои усилия или на разрушение, или на улучшение общества, то есть у человека всегда есть выбор. Пристальное внимание в лагере уделяется вопросам окружающей среды, факторам, влияющим на загрязнение воздуха. В связи с этим дети посещают ряд предприятий – завод по производству кирпичей, металла, фабрику по производству сахара, картофельных чипсов, клееной фанеры и молокозавод. Несмотря на загрязнение окружающей среды, учащиеся ценят пользу и выгоду, которую они получают от этих производств. Таким образом, не имея возможности остановить производство, ученики пытаются найти решение как снизить урон, наносимый этими предприятиями. Отчет о том, что они узнали о выше перечисленных предприятиях, являются подготовленные учащимися скетчи в форме разговора между двумя или более людьми. Таким образом, они пытаются привлечь внимание к вопросам окружающей среды.

И в завершении несколько примеров того, как  ученики комментируют свое пребывание в школе: «Жизнь – это Божий дар, мы должны радоваться и наслаждаться ей и быть бесконечно благодарны за это Богу», «Мы поняли, что слово имеет силу и может воздействовать на сердца других людей», «Когда мы хвалим своих друзей, мы не должны ждать того же в ответ», «Лесть исходит из нашего ума, а похвала от сердца» [5].

ЛИТЕРАТУРА

1.     Махатма Ганди – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998 – 224 с. – (Антология гуманной педагогики)

2.     Кришнамурти Дж. Воспитание как вид служения – СПб. Городская типография, 1913 – 133с.

3.     Рерих Н.К. Овечном – М.:Республика, 1994 – 462с.

4.     Department of School Education and Literacy – www.education.nic.in

5.     New Era High School – www.nehsindia.org

6.     Planning Commission Government of India – www.planningcommission.nic.in