“Педагогические  науки”/3 Методические основы воспитательного про­цесса 

К.п.н. Куприянов Б.В.

Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова, Россия

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕНЕФИС.

ВНИМАНИЕ! НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ !

 

Что взять с нее бедняжки, неумешки.
Везде она по-разному зовется.
Я та, что собирает сыроежки
И вся деревня надо мной смеется.

В.Долина

 

 Еще весной, пытаясь заглянуть за завесу будущего, обнаружил, что новый учебный год начнется с новой главы книги нашей вузовской жизни. Глава 2011 – «Бакалавры педагогического образования». Эта мысль озадачила, вселила надежды, как это бывает у оптимиста, человека, в силу собственной поверхностности и эмоциональности не осознающего масштабы катастрофы. Однако вместе с надеждами возник сначала легкий, а потом все усиливающийся страх. Больное профессиональной ответственностью сознание рисовало кошмары и ужасы собственных профессиональных катастроф.

 Представилось, что собственного душевного горения хватит построить маленький мир интересной студенческой жизни, мир в котором практическая педагогика стоит на такой высоте, на котором не стояла и не может стоять в массовой практике профессионально-педагогического образования. Да, да хватит сил оживить мир, вселив веру в наивных первокурсников, включить их душевные силы. Голова кружилась от предвкушения бешенного разудалого счастья профессиональной общности, воспитательской совместности (спектакли, поездки, споры, летние лагеря). Да, допустим, хватит сил, окаянства, допустим, допустим… настает 4 курс, выпуск, эти ставшие мне родными бакалавры встают перед выбором: унизительное положение учителя (неудачника) или относительно безбедная «торговля пирожками» (торговое представительство, мерчандайзинг, силовые структуры для мальчишек). Стать учителем и превратиться в человека не от мира сего, в ту (в того), кто, несмотря на смеющуюся деревню, продолжает собирать сыроежки, учить и воспитывать, радоваться встречи с любопытными и часто взыскательными глазами.

 Порой начинало сосать под ложечкой от страха за то, что вдруг не поверят, придут циничные, лицемерные, которые будут кивать и улыбаться, кивать и снисходительно улыбаться, а в какой-то момент не выдержат и рассмеются в лицо. Что потом с этим делать, как работать, как жить самому?

ЕСЛИ БЫ ЗНАТЬ, ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО ЗНАТЬ

 

Пытаясь справиться со страхами, сознание лихорадочно искало виновника, или хотя бы причину, хотя причина лежала на поверхности, причина кричала и проговаривалась на всех учительских застольях, в кабинетах, на переменах, короче везде и всюду и даже первым лицом в стране: «Задача государства - повышать престиж учительского труда. Это сложно, но мы этим занимаемся и будем заниматься в дальнейшем»[1]. Можно было бы в который раз посетовать на государство, бесполезно и болезненно по-интеллигентски, по-русски. Но … ведь есть, мы, те, кому не все равно, мы как профессиональное сообщество, мы как обреченные на общую профессиональную судьбу и каждый в отдельности и все вместе, мы. А есть еще ученики, которые приходят к старым учителям, успевают прийти и позвонить пока те живы…

Однажды в компании очень интересных людей, во время толи защиты кандидатской, толи конференции, возникла идея педагогического бенефиса. Потом была возможность много раз рассказывать об этой идеи[2]. Вообще под бенефисом (франц. benefice - барыш - польза) в словарях предлагается понимать «спектакль, сбор от которого поступал в пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра» или «театральное представление в честь одного из его участников»[3]. Из всей театральной традиции можно зацепиться за слово «представление» в центре которого Учитель, его жизнь, его судьба, его публично-непубличная работа. Актеры не говорят: «Работаю в театре, играю в театре, чаще служу в таком-то театре!». Вот и учитель служит. Учитель вынужден быть отчужден от «всей деревни» (только так можно сохранить профессиональную позицию, педагогическую рефлексию), и в тоже время, учитель призван жить общими, общественными заботами и надеждами.

Какой же он должен быть «педагогический бенефис»? В памяти всплывают картины юбилеев, телепередач «От всей души».  Совершенно определенно, что представление, должно включать неожиданные ситуации, встречи с людьми, с которыми судьба сводила – разводила, и развела.

Представляя «Педагогический бенефис» как социальную технологию было бы логично сформулировать его возможности -потенциал (те, возможные социальные и педагогические результаты, которые могут быть достигнуты в случае использования данного инструмента). Воздавая должное учителю, учителю – энтузиасту, учителю - подвижнику, люди переводят свои чувства благодарности в индивидуально-ориентированное социальное действие, сами становятся душевнее и духовнее. Не побоюсь некоторого пафоса, сказав, что педагогический бенефис обладает возможностью коллективного самоочищения. Здесь благотворительность (творения блага), пожертвование, не попытка откупиться, а подвиг и жертва (хотя бы собственными временем и силами), а, следовательно, и духовное самосовершенствование. Кроме того, сам по себе процесс коллективной организации общественно значимого и индивидуально-ориентированного действа создает предпосылки для гражданской самоорганизации, как учительской общественности, так и всех, кто имел отношение к данной школе качестве ученика, в качестве родителя. На базе подготовки к педагогическому бенефису могут возникнуть различные социальные практики решения актуальных общественных проблем, элементы общественного самоуправления, участия местного сообщества в жизни школы, в деятельности образовательных институтов. Думается, что «педагогический бенефис» может поддержать и укрепить имидж как всего учительства, так и педагогического коллектива отдельного образовательного учреждения, а в целом школы, дома творчества, вуза, колледжа.

Другие носят полные лукошки,

А я один застираный передник….

Я та, что собирает сыроежки,

А вашего мне ничего не надо.

В.Долина

 Но, наверное, что подвигает к приложению души к подготовке и проведению педагогического бенефиса это – преодоление отношения к учителю как к человеку не от мира сего, странного, блаженного, человека по доброй воле отказавшего от материальных благ, от спокойной жизни и находящего в этой своей подвижнической и чудаковатой работе удовольствие и счастье. Бенефис напоминание всем и каждому о долге (большом или небольшом) перед учителями. Педагогический бенефис преодоление общественной ипотеки российского учительства перед родителями, учениками и начальством.

ДОЛГИЕ ШАГИ К ПОТРЯСАЮЩЕМУ ЗРЕЛИЩУ

Осмысление идеи педагогического бенефиса приводит к первостепености подготовительного этапа. Здесь придется сделать чрезвычайно много.

Первое. Инициативная группа, берущаяся за реализацию этого проекта, должна отдавать себе отчет о масштабах действа, объеме ресурсов, потребующихся для реализации замысла и объеме ресурсов имеющихся в наличие. Где и каких союзников можно найти, какую позицию занимает администрация школы, вуза, техникума. Увы, приходится сталкиваться и с явной завистью: «Если почет и слава не мне, то и никому».

Второе. Выбор бенефицианта должен быть обусловлен известностью, реальностью общественного признания – сложившейся учительской карьеры. Может оказаться, что в ходе обсуждения возникнет несколько кандидатур, поэтому, для преодоления этических шероховатостей  инициативная группа, вместе с администрацией школы следует провести выдвижение кандидатов, без ограничений и с краткими мотивировками, а голосование осуществить тайно.

В случае, когда учитель не просто скромен, а тревожен по поводу выделения собственной персоны, то представителям администрации школы самому педагогу лучше объяснить так, что педагогический бенефис поддерживает имидж школы и решает корпоративную задачу.

Третье.  Бенефис относится к представлениям (шоу в терминологии Е.А.Левановой, С.Д.Полякова), то есть организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями. Сущность бенефиса как формы, как представления, зрелища – шоу составляют такие основные элементы как «демонстрация», «ритуал» и «диалог» (беседа). По контексту бенефис близок к задушевному разговору, воспоминанию, и в тоже время, к юбилею.

На телевидении можно обнаружить своего рода телеаналоги бенефиса: «Встречи на Моховой», «Женский взгляд», «От всей души», «Пока все дома». От телепередачи «От всей души» в бенефис хорошо бы перенести человечность, чтобы сопереживание вызвало у зрителей искренние слезы  умиления событиями, встречами бенефицианта. В этой передачи весьма удачным было музыкальное сопровождение, пронзительные скрипки и трубы. Из «Встреч на Моховой» можно попытаться воссоздать атмосферу разговора между главным героем и зрительской аудиторией, состоящей из заинтересованных и осведомленных людей. Кстати в нашем случае можно использовать что-то типа театральных программок (осветить некоторые вехи из жизни бенефицианта). Еще один любопытный контекст это то, что главные герои делятся своим жизненным опытом, секретами профессионального мастерства, рассказывают о годах учебы, о начале своей карьеры, жизненных испытаниях, о взлетах и падениях и отвечают на вопросы. Также можно перенять такой момент как чтение главными героями стихов, исполнение песен, неожиданные для гостя интервью с коллегами, бывшими однокурсниками, педагогами и давними друзьями. Передача «Женский взгляд» дает возможность использовать идею монологического рассказа о человеке, пусть достаточно субъективного, но тактичного и очень заинтересованного, сочетающегося с интервью в камерной и теплой обстановке, располагающей на искренность и откровенность. Как и названная передача «Педагогический бенефис» это портрет Человека, обыкновенного и необыкновенного со своими увлечениями, трудностями и радостями.

 Содержательная конструкция предполагает ретроспективный порядок «историй» судьбы героя бенефиса или набор рассказов о разных сферах жизни бенефицианта, таких историй, своего рода законченных блоков может быть семь - десять:

- студенческая жизнь,

-  родительский дом,

- начинающий учитель,

-  молодость, друзья,

-  первый выпуск,

-  любовь, замужество (женитьба),

- наставничество, молодые коллеги,

- дети и внуки,

- признание.

Отбор историй осуществляется на основе оценки значимости для педагога событий, интересной фабулы и позитивного финала. Украшением бенефиса могут стать истории с интригующим началом, драматическими моментами.

Четвертым этапом подготовки является представление эскиза будущего действа, который строится вокруг общей идеи. Сама по себе идея может нести сюжет, который определяет весь ход представления. Идеями - сюжетами могут следующие: «Четыре возраста Мари Ивановны», «Семь нот Клавдии Васильевны», «Двенадцать подвигов Сергея Александровича», «Девять Алексеевских ударов», «Десятитомник полного собрания сочинений Альбины Максимовны».

Возьмем идею - сюжет «Четыре возраста Мари Ивановны». В основу сюжета берутся четыре возраста человека. Например: «Юность. Годы учебы в институте», «Молодость. Начало работы в школе. Первый выпуск», «Взрослость. Достижения», «Зрелость. Мудрость. Признание». В каждом возрасте выискиваются занимательные моменты, яркие события, определяются потенциальные участники, в том числе, которых пригласить тайно (встреча станет сюрпризом для бенефицианта).

Еще вариант «Семь нот Клавдии Васильевны» подойдет для учителя музыки или педагога –музыканта любителя. Этими семью нотами может быть: «преподаваемый предмет», «классное руководство», наставничество над молодыми учителями, руководство методическим объединением, путешествия, студенческие друзья, семья, собственные дети, родители, хобби (музыка, филателия, стихосложение), выпускники. Как видно из перечня эти ноты могут быть нерядоположенными. В данном случае важны содержательность и относительная завершенность, а не простая логическая схема.

Вариант «Двенадцать подвигов Сергея Александровича» предполагает построение сценария вокруг достижений героя бенефиса, причем относительность понятия подвиг позволяет в этом качестве рассматривать совершенно разные явления: «приход на работу в школу», «классное руководство», «участие в конкурсе профессионального мастерства», «поход с классом», «организация спортивной секции», «поручительство за оступившегося ученика», «преодоление болезни, непонимания, объективных трудностей» и т.д.

Пятый этап достаточно сложный. Здесь необходима достаточно большая группа помощников, которая сможет достаточно быстро собрать необходимую информацию и привлечь к участию значительное число лиц.  Для разработки нижеприведенной таблицы нужны консультации с двумя – тремя людьми, которые очень хорошо знают бенефицианты.

Для удобства можно составить таблицу примерно такого вида.

Таблица 1. Сбор информации и привлечение участников.

Название блока

Партнеры

Материалы

Наиболее интересные истории

Участники представления

Ответственный за встречу, переговоры, интервью

Семья

Супруг, дети, родители, родственники

Фото, домашнее видео, семейные реликвии

Первое свидание, регистрация брака, рождение ребенка

Супруг, дочь, сестра

Женя Ф.

Первый выпуск

выпускники, коллеги, быв. директор школы

Фото, аттестаты, школьные сочинения, журналы, архивные материалы

влюбленность в учительницу, конфликт

Выпускник - известный руководитель,

Саша М.

Годы обучения в вузе

однокурсники, преподаватели, нынешние студенты

Фото, записи, реконструкция событий

поступление в институт, экзамены, стройотряд, педотряд

однокурсник Александрова Е.А., видеозапись профессора Сергеева Н.Г.

Оля Г.

 

При отборе потенциальных гостей важно руководствоваться медийностью гостей (узнаваемостью). Узнаваемыми могут считаться руководители органов управления образования, главы муниципалитетов, депутаты, бизнесмены, общественные деятели.

Беда учительской профессии в том, что учителя, даже заслуженного на уровне средств массовой информации узнаваемым назвать нельзя. Даже когда педагог побеждает в региональном конкурсе профессионального мастерства доказав многим и многим экспертам, общественности свою профессиональную состоятельность, свое творчество и многие другие незаурядные качества, он в лучшем случае разово мелькает в новостях. Педагогический бенефис призван сделать учителей узнаваемыми.

Шестой шаг предполагает разработку схемы и сценария встреч с потенциальными участниками бенефиса. Психологически эти встречи весьма тонкая материя, здесь есть целый ряд опасностей и рисков. Поэтому следует сформулировать вопросы, просчитать подводки к самым важным, подчеркивая значимость собеседника. Так исключительное внимание к герою бенефиса может утомить и обидеть респондента. Начать необходимо с телефонного звонка и назначения даты встречи.

Ключевой момент подготовки к педагогическому бенефису – интервью у будущего героя. К этому разговору необходимо тщательно подготовиться. Сформулировать содержательные вопросы, например: Почему Вы выбрали педагогическую профессию? Кто из вузовских преподавателей произвел на Вас наибольшее впечатление? Вспомните события, связанные с этим. Кто был самый трудный Ваш ученик? Чем закончилась история Ваших отношений? Это педагогическая победа или поражение?

Выстраивая интервью, важно уточнить те темы, которых касаться будущий герой бенефиса не хотел бы. Эффективность интервью можно повысить за счет стимульного материала – фотографии из личного архива. В процессе рассматривания фотографий возникнут непосредственные вопросы и воспоминания.

Седьмой шаг – собственно написание сценария. Сложность этого этапа в том как работать с огромным массивом информации, так как эту информацию собирало человек 7 -9, нужно обязательно выслушать их непосредственные впечатления, затем небольшая группа сценаристов в ходе  

Разнообразие элементов представления. Сценарий целесообразно рассчитать на 90 минут – 110 минут, важно не переусердствовать с каждым блоком, они должны быть лаконичными, лаконичными и яркими должны быть танцевальные и песенные номера. Хорошо, чтобы номера были бы не столь академичны, а наоборот, лучше будет вариант капустника, то есть коротко с юмором. Номеров не может больше пяти, они вместе создают структуру всего действа, так как содержательные блоки расположатся между номерами.

Интерактивный характер педагогического бенефиса. Чрезвычайно важным представляется обеспечить диалоговый характер, а значит предусмотреть в сценарии  три – четыре ситуации, когда герой будет отвечать на вопросы. В первых двух ситуациях следует использовать вопросы, поступившие от жителей микрорайона, учащихся, учителей, родителей школы. Используя современные технологии целесообразно обратиться к социальным сетям, особенно хороша сеть «Одноклассники». Сбор вопросов можно вести и в течение встречи, передавая герою наиболее интересные и неповторяющиеся.

Эмоциональная партитура педагогического бенефиса. Разработка сценария должна учитывать колебания эмоций и управлять настроением в зрительном зале. Начинать лучше с ярко эмоционального момента, затем в ходе хорошо бы предусмотреть два эмоциональных пика и большая эмоциональная точка в финале.  В качестве одного из пиков может быть тур вальса, на который героиню пригласит муж или специально приглашенный танцовщик. Для жирной эмоциональной точки подойдет поздравления от имени руководителя органа управления образования, с большим букетом, памятным подарком  и т.п.

Восьмой шаг – подготовка зрелища, включает массу организационных вопросов:

- подбор ведущих, подбор и отсмотр песенных и танцевальных номеров,

- подготовка помещений (зрительный зал, секретные комнаты, где будут находиться неожиданные гости, небольшой фуршет после окончания),

- телефонные контакты со всеми участники бенефиса, уточнение дат приезда, составление графика движения транспорта,

- подготовка визуальных материалов (оцифровка фотографий, видео, съемки реконструкций с участием актером, съемка видео интервью), изготовление увеличенных фотографий для оформления,

- визуальное и музыкальное оформление зала, фойе, входа, объявления,

-   рассылка приглашений для зрителей, формирование зала,

- цветы, небольшие подарки – сюрпризы для участников, цветов для бенефицианта должно много, и чуть больше, должна быть проведена работа с официальными органами управления, изготовление официального поздравительного адреса (от департамента, управления, комитета),

- организация репетиций с ведущими, со всеми звуковыми, цветовыми и визуальными эффектами,

- размещение ящиков для вопросов бенефицианту (для обеспечения интерактивности представления),

- набор оперативной пресс-группы, которая будет работать с вопросами герою бенефиса (обработка накануне, организация вопросов в ходе вечера, их оперативная обработка),

- транспорт, приезд гостей явных и тайных, размещение тайных гостей в гостинице.

Что касается самого педагогического бенефиса, то при качественной подготовке, находчивой группе организаторов накладок в большинстве своем удастся избежать.  И тем не менее пожелаем удачи тем, кто взялся за подготовку и проведение  педагогического бенефиса.

Дальше… дальше… дальше… Как показывает опыт, и некоторое знание жизни после проведения бенефиса возникают риски недоброжелательного отношения к бенефициантам, вызванное сложным соединением субъективного восприятия триумфа обычного человека. Поэтому очень важна позиция администрации школы, обеспечивающая не только психологическую безопасность членов своего коллектива, но и в формировании долговременной традиции поддержки общественного статуса учителей в социуме.

… Педагогический бенефис может стать хорошей традицией чествования педагогов в каждой школе . Приглашаю энтузиастов!

Список литературы

[1]. Медведев Д.А. При открытии года учителя http://www.ug.ru/archive/34881

2.  Куприянов Б. Тренды осени 2010 года: вызовы школе и возможные ответы//Первое сентября. – 2010.- №15.

3. Современная энциклопедия