Педагогические науки / Стратегические направления реформирования системы образования

К. п. н. Татарникова Н.С.

Волжский государственный инженерно-педагогический университет, Россия

Концептуальные основы индивидуализации высшего профессионального образования

Индивидуализация образования необходима для преодоления сложившихся в образовании стереотипов выбора в пользу знания только одного типа – знания преображающего окружающий мир, направленного на внешнюю, зримую деятельность. Именно такие знания находят отражение в учебных материалах (учебниках, пособиях, методичках и пр.) всех звеньев образования. Рецептурно-технологический характер этих знаний хорошо укладывается в технологическую, отлаженную репродуктивную процедуру обучения. Такое образование формирует людей, мыслящих узко в силу профессиональной привычки отказываться от самостоятельного осмысления мира в любых проявлениях, лежащих вне сферы их компетенции. Сознательная и свободная деятельность таких людей возможна только в соответствующей узко профессиональной области. Они во всех других случаях просто пополняют «толпу», становясь объектами массовой манипуляции сознанием[1].

Современное общество нуждается уже не только в профессионализме, но и в универсализме и социальной мудрости, чтобы образованный человек мог выстраивать свою деятельность, никогда не теряя за деталями общей картины жизни. Такой человек может спокойно сопротивляться манипулированию, потому что он способен распознать его цели. Для формирования такого человека необходимо его выделить из «толпы», а это возможно только через развитие его индивидуальности. Эта задача может быть решена через индивидуализацию образования, т.е. воспитания и обучения.

Интересны в связи с решаемой нами проблемой мысли известного психолога К.Г. Юнга. Под индивидуальностью он понимает глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность. Он подчеркивает отличие индивидуальности от индивидуализма «Индивидуализм есть преднамеренное выпячивание и подчеркивание мнимого своеобразия в противовес респекту и обязательствам в отношении коллектива»[4, с. 174]. Чтобы стать индивидуальностью, человек должен осуществить самостановление - индивидуализацию, которая заключается в том, чтобы стать отдельным существом. Индивидуализация означает более совершенное исполнение человеком своих коллективных предназначений. Достаточный учет своеобразия индивидуума оставляет надежду на лучший социальный эффект, нежели пренебрежение или даже подавление этого своеобразия. Индивидуализация означает только процесс психологического развития, осуществляющего заложенные индивидуальные предрасположенности. Человеческий индивидуум как живое единство состоит из чисто универсальных факторов. Он целиком и полностью коллективен и потому не находится ни в какой противоположности коллективности. Индивидуалистическое выпячивание своеобразия, следовательно, противоречит этому основному свойству живого существа. Индивидуализация добивается живого взаимодействия всех факторов. Но при этом надо помнить о том, идентификация с социальной ролью – щедрый источник неврозов вообще. Человек не может безнаказанно отделаться от самого себя в пользу искусственной личности[4, с. 194].

К.Г. Юнг уделяет в своих работах особое место индивидуальному воспитанию. Здесь главная цель – развитие человеческой индивидуальности в противоположность задачам коллективного воспитания, которое нивелирует и унифицирует индивида. Успешно сопротивляются, по мнению К.Г. Юнга, коллективному воспитанию дети, нуждающиеся в индивидуальной поддержке: дети с особыми дарованиями; дети, неспособные к обучению; невротические дети.

А.В. Брушлинский отмечает, что индивидуальность, неповторимость, незаменимость и самостоятельность любого человека означают, что его вклад в развитие культуры необходимо является творческим и уникальным (хотя бы в минимальной степени). В этом смысле каждый индивид не просто повторяет и воспроизводит усваиваемую им общечеловеческую и национальную культуру, но и выходит за пределы, участвуя в ее дальнейшем развитии[2, с. 29]. Человеческий индивид становится субъектом, активно и самостоятельно формируясь и развиваясь в составе человечества, определенного общественного класса, нации и т.д. Социальный человек – это социальность всех его взаимодействий с миром (обществом и природой): его индивидуальности, творчества, свободы, ответственности и т.д.

Индивидуализация образования должна способствовать обретению знания, направленного внутрь, на формирование сознания. Отсутствие индивидуализации образования и целевая направленность образования на подготовку профессионала ведут к его низкой эффективности. При этом происходит замена бытия целостного мира миром деятельностей, забывается факт, что только образовательные знания могут внести общекультурный, общегуманитарный смысл в овладение тонкостями решения задач профессиональной направленности. Целостность мировидения будет достигнута, когда распознавание и осмысление проявлений целостного мира, его упорядочение будут проявляться как создание порядка в сознании, в душе, т.е. как результат самостоятельной мыслительной деятельности, эффективность решения этой задачи зависит от разнообразия и избыточности соответствующей образовательной среды.

При определении понятия образовательной среды мы исходили из представления об универсальной образовательной среде как инструменте организации образовательного процесса нового качества, целью которого является не только подготовка специалиста, воспитание человека, способного мыслить универсально, знания которого носили бы не стандартно политехнический характер, а образовывали целостную индивидуальную систему мировидения. В этом рабочем определении мы использовали мысли Ю.Н. Афанасьева, А.С. Строгалова и С.Г. Шеховцева. Образовательная среда в этом смысле есть разнообразный, разновидный мир учебных материалов, организованный так, чтобы позволить студентам докапываться до сути разных предметных областей, открывать для себя смысл теоретических построений наиболее значимых мыслителей. Некоторые принципы организации образовательной среды как интеллектуально-информационной среды в вузе понятны изначально:

- обеспечение максимально прямого доступа к знаниям – первоисточникам;

- принципиальная избыточность с точки зрения обычно преследуемых целей образования;

- наличие прямого понимания любого предмета через понимание тех задач, которые ставили перед собой творцы того или иного знания;

- основой среды должен быть набор базисных предметных областей. Их отбор и организация определены одним критерием: образовательная среда должна быть отражением разносторонних проявлений бытия целого мира;

- значимость предметной области определяется ее ролью в формировании способности различать, осмысливать и организовывать деятельность в индивидуально значимых сферах современной жизни;

- включение гуманитарных наук для постижения сущего и для упорядочивания сознания человека;

- обеспечение информационной среды для самостоятельной работы осмысления;

- создание условий для интеллектуально – эмоциональной деятельности студента;

- использование большого объема значимой информации для прояснения большого количества сущностных вопросов;

- высокое качество образовательной среды.

Образовательная среда дает возможность для целенаправленного создания педагогических ситуаций. Ситуация, по мнению В.В. Серикова, - это особый педагогический механизм, который ставит учащегося в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, требующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации. При этом происходит обогащение личностного опыта индивида, который представляет собой осмысленный субъектом опыт поведения в жизненной ситуации. Исходя из того, индивидуальность является ядром личности, можно увидеть уникальные возможности образовательной среды и педагогической ситуации для становления личности и индивидуальности человека.

Индивидуализация образования – это, в первую очередь, насыщение образовательной среды и педагогических ситуаций образовательными знаниями, которые с помощью индивидуально – личностных педагогических технологий позволяют овладеть духом знаний и реализовать нравственное начало в обучении. В этом случае педагогика выступает как защитница интересов человека, о чем в свое время говорил П.Ф. Каптерев. Он полагал, что педагогическое дело есть дело совести, разностороннего духовного обогащения личности.

Исходя из того, что индивидуализация образования основывается на личностно ориентированном образовании, которое устанавливает связь человека со всей объективной действительностью (В.В. Сериков), мы рассматриваем только те компоненты этой педагогической системы, которые ориентированы на развитие индивидуальности. При этом для нас важна мысль, что индивидуальная целостность человека позволяет считать его самотождественной личностью. Личностная парадигма противостоит централизму и единообразию в образовании; экстенсивному росту объема знаний и при сокращении возможностей осмысления и рефлексии; приданию учебному процессу внешних гуманитарных форм без изменения существа деятельности субъекта учения. Необходимо отметить, что в концепции личностно ориентированного образования В.В. Серикова частично характеристики индивидуальности растворены в его понимании личности. Это не противоречит и нашему пониманию индивидуальности как ядру личности, но развитие индивидуальности имеет свою специфику. В.В. Сериков отмечает, что личностная парадигма не прямо воздействует на построение содержания и форм обучения, она в большей мере влияет на внутреннюю организацию субъектов учебного процесса и в меньшей мере – на строение предметно содержательной области обучения.

Становление индивидуальности, которое происходит на основе индивидуализации как психологическом развитии человека, требует введения в образовательную среду определенных компонентов учебной информации и определенных модулей в образовательные технологии, т.е. определенной индивидуализации образования.

Суть предлагаемой нами концепции индивидуализации высшего профессионального образования может быть представлена следующими положениями:

1.          Индивидуальность как педагогическая категория отражает специфическую сферу образования и развития человека и в этом смысле выступает как его специфическая цель.

2.          Индивидуализация образования направлена на создание условий, способствующих тому, чтобы человек осознал свою уникальность и неповторимость, овладел опытом «быть индивидуальностью». Для этого он должен выявить и развить в процессе учения с помощью преподавателя свои проявления как индивидуальности.

В связи с этим необходимо напомнить о том, что в отечественной педагогике и психологии с индивидуализацией обучения и воспитания связывали персонификацию образовательно-воспитательного процесса. При этом чаще всего рассматривался индивидуальный подход в учебной деятельности. Считалось, что индивидуальная учебная деятельность есть «…не приспособление обучения к уровню подготовки ученика путем снижения объективных требований, а систематическое, последовательное, целенаправленное расширение его потенциальных возможностей до объективных требований»[3. с. 68]. Эффективность такой индивидуализации связывается с развивающим и проблемным обучением. Заслуживает внимания мнение В.В. Зеньковского, который противопоставляет социальное воспитание индивидуалистическому течению в педагогике. Он считал, что индивидуальность никогда и нигде не развивается изолировано. Если искусственно сосредоточиться на ребенке, то можно воспитать в нем эгоиста, пользующегося всеми благами социального развития, но всецело погруженного в свои собственные задачи. Он призывает к воспитанию ребенка для жизни, к развитию в нем социальных сил его души, к развитию в нем духа солидарности.

 Становление индивидуальности – это в первую очередь развитие духовности личности: мировоззренческих ценностей, индивидуальной морали и индивидуальной нравственности, смыслотворчества, эмоциональных и эстетических отношений и других ценностей. Личность преподавателя имеет при этом огромное нравственное влияние на личность студента.

В образовательном процессе при индивидуализации происходит не просто усвоение знания, а извлечение из массива информации собственного личностного знания, построение собственного оценочного суждения и выработка индивидуального стиля деятельности, способа самовыражения через эту деятельность.

Литература:

1. Афанасьев Ю.Н. В поисках современной модели образования // Интеллектуальное развитие и универсальная образовательная среда: Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Развивающая педагогика в универсальной образовательной среде» Голицино, 1-4 февраля 1999г. М.; РГГУ, 2000 – с. 32-36.

2. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Самара, Самарский Дом печати, 1999. – 128 с.

3. Татарникова Н.С. Основные пути индивидуализации высшего профессионального образования: Монография. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. -142 с.

4. Юнг К.Г. Психология бессознательного. / Пер. с немецкого – М.: ООО «Издательство АСТ –ЛДТ, «Канон+», 1988.