К.ф.н. Фалеев А.Н., Д.ф.н. Шиповская Л.П.

Московский архитектурный институт (Государственная академия), Россия

 

ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ СИТУАЦИЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗВЕНО ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

                                                                                                          

                                                                                                    

Современный мир вступил в особый период  своего существования, в эру нарастающих социальных, экономических, культурных изменений невиданной прежде интенсивности и размаха. Репрезентативную для него  социокультурную ситуацию можно охарактеризовать как постмодернистскую. Здесь приставка «пост-» в сочетании с названием предшествующего периода, эквивалент которого в английском языке — «modern», отражает завершенность определенного исторического и мировоззренческого периода. Таким образом делается попытка целостно охватить  нынешнее социо­культурное пространство, признавая, что в основе возникновения адекватного сегодняшнему дню мировоззрения лежат процессы всеохватывающей информации и стремление преодолеть унификацию и единообразие, как тенденции, доставшиеся в наследство от прошлой эпохи.

Характеристическими принципами постмодернистской ситуации  являются: плюрализм, децентрация, фрагментарность, эклектизм, диалогизм и, как следствие, неприятие всех форм монизма и монологизма. Сегодня провозглашаются многообразие и конкуренция точек зрения, предполагается учет различных уже имеющихся концепций при условии неограниченного прибавления к ним новых. Но это не обобщение, а  диалог различных подходов в рассмотрении конкретных проблем. Точкой обзора, с которой различные концепции дополняют одна другую, является диалогиче­ская парадигма с ее активным поиском взаимопонимания между различными подходами.

 Диалогическая парадигма  превращает всё социокультурное пространство в место, где взаимодействуют множество равноправных учений и концепций, касающихся  различных проблем. В её рамках ни одна концепция уже не   означает доказательство ложности предшествующих или современных ей концепций. Напротив, они рассматриваются как взаимодополня­ющие друг друга варианты исследования одной и той же проблемы. Никто не считает свою точку зрения по тому или иному вопросу единственно правильной. Они различны, и ни одна из них не претендует на абсолютность. Но как взаимодополняющие друг друга они в своей совокупности образуют нечто, что необходимо человеку  для того, чтобы постичь место и смысл своего присутствия в целом.

Диалогизм в отличие от монологизма  утверждает, что быть — это, прежде всего, общаться, а это значит быть для «Другого» и через него для себя. Человек не может обойтись, стать самим собой без «Другого».  С «Другим» необходимо вступать во взаимные отношения, чтобы существовать. На готовности посмотреть на себя глазами «Другого» зиждется познание человеком самого себя как человека. Столкновение  разных истин, несходных позиций, составляющих единую культуру, акцентуализация самостоятельности каждого элемента целого — таково внутренне противоречивое содержание диалогической парадигмы, позволя­ющей  согласовывать разные позиции между собой.

Ценно то, что интегрируя различные «фрагменты» в  целое, именно диалогическая парадигма  позволяет выявить два органически связанных друг с другом важнейших требования, предъявляемых к современному образованию в соответствии с особенностями информационного общества. Это – во-первых,  требование гуманизации (ориентации образования на видение человека как высшей ценности, а процесса обучения и воспитания как процесса становления творческой личности) и, во-вторых, требование гуманитаризации (формирования жизненной позиции индивида, воспитания его способности понимать другого человека, уважать, оставаясь на почве своей традиции, иные миры человеческой культуры).

Нужно признать, что развитие современного общества напрямую становится зависимым от раскрытия творческого потенциала каждой личности, ибо на более высокой ступени развития сможет находиться то общество, которое наравне с другими показателями характеризуется высоким уровнем самостоятельности своих членов, развития их способности к самообучению и самовоспитанию. В наши дни только свободно самореализующиеся  индивиды, творчески мыслящие, обладающие правом и умением самостоятельно решать сложные проблемы смогут стать подлинными субъектами социально-исторического развития  в условиях постоянного обновления информационных технологий, средств коммуникаций радикально изменяющих всю социокультурную среду, в которой осуществляется человеческая жизнедеятельность.

К великому сожалению, в настоящее время не только в средней школе, но и в вузе удельный вес времени, отводимого на творческую деятельность крайне мал. Одна из существенных причин такого положения дел – преобладание группового характера различных видов учебной деятельности в рамках традиционно сложившихся форм и методов обучения.  Поэтому, соответствующие сегодняшнему дню указанные выше педагогические требования не могут быть выполнены без целенаправленной и последовательной реализации в образовательной практике нового подхода, суть которого видится в организации учебно-воспитательной работы в школе и вузе на основе принципа индивидуализации педагогического процесса через особые технологии обучения. Последние включают в себя такие принципы, как рост удельного веса самостоятельной работы учащихся и учет их индивидуальных особенностей; уважение учащегося в сочетании с разумной требовательностью к нему; поощрение успеха с каждым правильно найденным ответом и др.

Следуя данным принципам, наибольшую эффективность в воспитании творческой личности в рамках новых педагогических технологий могут дать различные эвристические методы (например, «мозгового штурма»), но, прежде всего, и, главным образом, метод диалога. Дело в том, что именно в нем - в диалоге ученика с учителем - появляется совместный продукт – новые чувства и мысли, приобретенные в результате их совместной работы. И надо сказать со всей определенностью, что это намного ценнее, чем традиционная трансляция знаний и передача их «из рук в руки». Ведь вести за собой по лестнице знаний – это одно.  Другое – совместное творчество через соучастие в решении общих трудностей и противоречий, в котором педагогическое воспитание переходит в самовоспитание.

В контексте такого подхода особое значение приобретает сама личность современного преподавателя, его умение не только быть мастером ведения диалога, владеющего искусством ставить вопросы таким образом, чтобы побуждать учащихся к совместному поиску и нахождению ответов, но и устанавливать психологический контакт и  создавать атмосферу доброжелательности и искренности на занятиях. Эти требования – вопрос профессиональной пригодности преподавателя, в диалоговом общении с которым учащийся сможет ощутить себя человеком думающим, творящим, отстаивающим свою, а не книжную точку зрения, иначе говоря, человеком в полной мере.