Философия/1. Философия литературы и искусства

Доцент  Чупахина Т.И.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Россия

Философский феномен русского музыкального искусства

 

Неотъемлемый момент в движении человеческого духа – переосмысление ценностей. Наиболее активно аксиологические аспекты человеческого бытия проявляются и раскрываются в таких мировоззренческих формах, как философия, искусство, религия. Существующие на протяжении веков взаимосвязи между философией и искусством, безусловно, способствуют их обновлению и развитию.

Феномен русской музыкальной культуры второй половины XIX – начала ХХ вв. привлекает внимание современных исследователей, интригуя и завораживая своей многоликостью образов, исключительностью, цельностью и органичностью, всемерно призывая к культурологическому и философскому анализу явлений. Удовлетворительно объяснить этот феномен вряд ли удастся ссылками на объективную имманентную логику развития самой русской музыкальной культуры, направленной на выявление и осмысление своих художественно-выразительных возможностей, либо вырвавшимися на свободу художественно-философским мышлением и субъективизмом творческой воли ее создателей.

Актуальность избранной темы во многом обусловлена общей ситуацией в философско-культурологическом пространстве. Если ранее  на протяжении последних десятилетий ХХ столетия культурологические и искусствоведческие исследования были направлены, преимущественно, вглубь истории русской музыки, являя нам определенные достижения и открытия в русской музыкальной культуре, то требования сегодняшнего дня диктуют нам совсем иные подходы к изучению подобной проблематики. Они связаны, прежде всего, с синтетическо-интегративными тенденциями, аккумулированием целого комплекса философских знаний о музыке, интерпретативным анализом ее феноменов, построением системы методологических философских исследований, которые, в свою очередь, будут создавать философско-теоретический базис в виде фундаментальных оснований, способных привести нас к совершенной модели теоретического синтеза гуманитарных знаний.

Весь XIX век жил ощущением неминуемых грядущих перемен, заставляя лучшие умы русской интеллигенции с тревогой и надеждой вглядываться в будущее России. Живой, неподдельный интерес к нему порой превалировал над прошлым и настоящим. Композиторы Могучей кучки, представители беляевского кружка, художники Серебряного века искали ответ о будущем России в настоящем и историческом прошлом.

Современная социокультурная ситуация в России во многом схожа с ситуацией рубежа XIX – ХХ веков: те же проблемы, тот же поиск выхода из кризисного состояния общества, там же смена культурных парадигм и  ценностных ориентаций. За истекшее двадцатилетие, при всем многообразии и интенсивности развития отечественной музыкально-философской мысли, мы наблюдаем глубокое и кардинальное переосмысление оценок художественной жизни и русского музыкального искусства второй половины XIX и начала ХХ веков. Быстрое по историческим меркам разрушение идеологических запретов, всякого рода зримых и незримых социальных преград, существенно мешавших естественному взаимодействию между различными областями музыковедения и музыкознания, философии в Западной Европе и у нас в Советской России. Стало возможным обращение  в своих научных исследованиях к материалам, которые накапливались на Западе в течение восьми десятилетий. В области русского музыкального искусства теперь открыты доступы к всевозможным архивным документам, мемуаристики, научной литературе, которые органично влились в русло отечественных исследований в области философии русской музыки, позволив во многом изменить рельеф и даже саму направленность художественно-философской мысли. Исследователям в области философии музыки теперь подвластны такие сведения или даже целые пласты, которые значительно обогатили философско-музыкальные идеи и существенно преобразили в нашем понимании общую картину прошлого России. Искусствоведы, культурологи, философы музыки, критики и историки культуры обрели множество фактов, позволивших на наш взгляд освободить гуманитарное знание от оков внешней и скрытой российской самоцензуры.

Рассматривая русскую музыкальную культуру в качестве предмета философского знания, ее показательные этапы в развитии философии русской музыки, а также ряд сюжетов, имеющих прямое отношение к отечественной философской проблематике (музыкальное искусство как деятельностный компонент культуры, понятие отечественной музыкальной культуры, с ее специфическими национальными особенностями, философские универсалии в русской музыке), мы получаем содержательные моменты нашего культурологического и философского анализа. Поскольку сама философия музыки представляется нам в виде информационно-коммуникативной системы, находящаяся в постоянной динамике, способная в полной мере формировать у человека концепцию бытия. Без разработки музыкальной онтологии, активно взаимодействующей с философией, культурологией, историей, психологией, социологией не представляется нам возможным построение целостной картины мира.

Современные процессы глобализации, в том числе в области культуры требуют от нас пристально внимания и анализа культурно-философского базиса национальной культуры. Русское музыкальное искусство является носителем аксиологического содержания, культурной системы. Музыка как важная составляющая духовного мира русского народа представляет собой специфический способ видения мира, с помощью которого люди познают себя и окружающий мир. Русская национальная православная духовность – вот сила, которая движет в нашем понимании отечественной музыкой и является особым состоянием души, особым жизнеустремлением.

Философское осмысление русской музыкальной культуры видится нам, прежде всего, в обращении такого рода фундаментальным проблемам как, национальное бытие или же мировосприятие народа. Русская философия являет нам целый спектр философских идей, многомерных взглядов и концепций, присутствующих во всем многообразии отечественной музыкальной культуры, начиная с ее рождения и до сего дня. Это религиозная христианская идея, отношение к другим культурам и самоотношение, русская идея, нравственный императив, панморализм, антиномичность и полифоничность, нигилизм, тема спасения человека, идея Всеединства, Софийности, Соборности, русского Космизма, сердцеведение и любомудрие.

Известно, что музыка формирует пространство мысли, всегда выражает квинтэссенцию жизни и ее событий, но вовсе не сами события, различия которых не должны непременно влиять на нее. Музыка сама по себе излучает человеческое содержание. Ибо в музыкальном произведении сходятся проекции предметного мира, исходящие из отношений: «человек – мир», «мир – человек» и поэтому музыкальное сознание является связующим звеном между человеком и его общественно – социальной сущностью, межличностным пространством людей, общением, моделью жизни, социума, культуры, традиций.

Современный глобальный кризис, есть, по – нашему мнению, в первую очередь кризис культуры, падение духовно-нравственного начала современного общества. Для русского менталитета всегда было характерным обращение к национальным истокам и вечным ценностям именно в кризисные, переломные эпохи, когда традиционные ценности попраны и заменяются ценностями инородной культуры, что, на наш взгляд, является губительным для России. Осмысление русской музыкальной культуры нам представляется одним из вариантов выхода российского, современного общества из кризисного состояния, в котором оно пребывает сегодня. Ибо наш музыкально-философский опыт, в котором отечественная музыка выстраивает свое пространство, обретая свое новое существование, поднимая «сущностные силы человека», заставляя активно включаться в строительство жизни, учит постигать исходные смыслы духовной культуры. Этот духовный опыт способен вскрыть пласты предельных, глубинных содержаний человеческого бытия, затронуть основу личности каждого из нас, давая возможность постижения Высших смыслов бытия, на уровне чистой мысли, культивируя в нас новое понимание самого себя, окружающего мира и своего предназначения в нем

Отметим, что изучение культурного музыкального наследия имеет глубокие традиции в России. Логика современного понимания музыкального наследия Золотого и Серебряного веков формировалась постепенно. Сначала это были всего лишь критические статьи, размышления о русской музыкальной культуре, краткие библиографические исследования, исполнительский анализ произведений отдельных композиторов, музыкальные портреты художников, и только потом русское музыкальное искусство вычленяется в качестве культурного наследия и становится самостоятельным объектом исследования для многих музыковедов и философов музыки. За последние годы наблюдается повышенный интерес к изучению особенностей бытия музыкальных феноменов, что влечет за собой активный поиск специфики музыкального творчества, музыкальной информации, музыкального языка.

Исследования в русле данной темы может проводиться по двум направлениям: с одной стороны, это философские и культурологические работы, с другой стороны – литературные, критические, искусствоведческие труды отечественных и зарубежных музыковедов. Философская разработка метафизики Всеединства, Софийности, Соборности, русского Космизма проводилась в трудах мыслителей русской религиозной философии: В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, И.И. Лапшина. В центре философских изысканий русских мыслителей на рубеже XIXXX вв. заявлен вопрос о специфике русского Космизма и музыкального в частности. Достаточно вспомнить исследования Н.Ф. Федорова, И.А. Иванова; современных космистов – Э.А. Бальбурова, А.Н.Кочергина, Т.В Абрамову, В.Н. Демина, В.П. Ратушного. Это позволяет нам очертить параметры самого социокультурного феномена русского музыкального Космизма, выдвигая на передний план философскую проблематику, а также расширить источниковедческую и искусствоведческую базу самого понятия.

Среди авторов, исследующих становление и развитие софиологии, можно назвать следующих ученых: А.Ф. Лосева А.Н. Иванова, С.С. Хоружего, М.Н. Купарашвили, Н.П. Монину, Л.Е. Шапошникова, А.Л. Анисина, В.А. Алексеева, Ю.Н. Сохрякова, П.Л., В.В. Кравченко,  Карабущенко, А.В. Старыгину, П.Л. Подвойского, В.В. Сербиненко. В данных трудах анализируются глубинные истоки универсалий русской философии вообще и в русской культуре в частности. Раскрываются и оцениваются основные аспекты Софии (онтологический, гносеологический, эстетический, эсхатологический, этический), рассматриваются Красота, Любовь, Гармония, Добро, Вера как абсолютные ценности концепции Всеединства, проявленные в музыке русских композиторов.

Опираясь на содержательные труды ведущих разработчиков проблем русского музыкального искусства: В.В. Стасова, А.Н. Серова, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, А.К. Лядова, С.И. Танеева, А.В. Луначарского, А.Н. Скрябина, П.И. Чайковского, А.З.Альшванга, Г. Орлова, Л.С. Третьякову, Л.А. Рапацкую, Е.М. Орлову, Л.З. Корабельниковой, Е.М. Левашова, В.Н. Романова, А.М. Соколовой, М.Н. Рахмоновой, Т.Н. Ливановой, А.Н.Сохора, В.Д. Конена, М.Н. Щербинина, В.В. Медушевского, В.А. Васиной-Гроссман, И.Ф. Бэлзы, позволивших обосновать определенное направление в исследовании философской проблематики и содержания русского музыкального искусства второй половины XIX – начала ХХ вв., мы пришли к выводу, что русская музыка для нас является существенным фрагментом, по которому мы понимаем закономерности Универсума.

Культурологическо-музыковедческий анализ творчества русских композиторов на сегодняшний день представлен в работах Б.В. Асафьева, Ю.В. Келдыша, Н.В. Туманиной, В.В. Протопопова, Е.Н. Романовой, В.Н. Брянцевой, Л.З. Левашовой, Т.В. Корженьянц, Н.А. Листовой, А.И. Кандинского, А.А. Орловой, , С.И. Савенко, Б. А.Шлёцера, Г.М. Шреерсона, С.И. Шлифштейна, Ю.Д. Энгеля, Т.Н. Хопровой, В.Г. Григорович, З.М. Андреева, В.М. Цендровского, А.М. Ступеля, который дает возможность осмыслить весь ход истории отечественной музыкальной культуры, выявляя при этом специфические особенности, традиции и новаторские черты, присущие только русской музыкальной поэтике.

В современной философской науке намечаются тенденции и новые подходы к осмыслению феномена русской музыкальной культуры и  раскрытию ее смыслосодержащих моментов. Сегодня она рассматривается не только как феномен, но и как конструкт, представляющий целый комплекс различных слагаемых духовного бытия русского человека. Оценивая огромные достижения русской музыкальной культуры второй половины XIX – начала ХХ вв. в области искусства, мы обнаружили изумительную силу, позволившую при наличии ужаснейших политических потрясений в обществе создать прекрасную и оригинальную музыку, о которой и сегодня говорит слова восхищения весь мир.

Творчество русских композиторов Золотого и Серебряного веков стало новым этапом развития мировой музыкальной культуры. В нем утвердилось и достигло своего наивысшего развития художественное мастерство русского классического музыкального искусства. Неослабевающая потребность обнаружить новые смысловые грани русской музыки, почувствовать актуальность этих откровений, заставляет нас задуматься сегодня о ее стойкости и жизнеспособности. А главное – призывает осмыслить стоящий за ней духовно-нравственный опыт, породивший принципиально иное  мироощущение в жизни человека, совершенно иной тип отношений между человеком и миром, выражающийся в стремлении к единству, цельности знаний.

В результате размышлений мы пришли к выводу, что русская религиозная философия XIX – начала XX вв. создав самобытное учение о гуманизме, окрашенном православием и христианской духовностью, оказала колоссальное влияние на представителей русского музыкального искусства. Отечественные художники творили свои произведения с общечеловеческим содержанием, с гуманистической окраской, призывая мир к свету и свободе. Русской философской мысли XIXXX вв. было всегда чрезвучайно важным представлять духовное как истинное бытие, поэтому вера в Бога, в силу знаний определяет порядок мироустройства в понимании русских художников. Философско-музыкальная тема человека-борца за светлые идеалы, за справедливость наиболее часто встречается в музыкальном мире отечественных мыслителей.

В ходе анализа творчества русских композиторов мы обнаружили антиномичность и полифоничность философской мысли, поскольку одновременно в музыкальной культуре этого периода существовали и уживались духовные контрасты. Так в симфоническом творчестве А.Н. Скрябина найдены антиномии («Поэма огня», «Поэма Экстаза»). Не избежали антииндивидуалистичности (соборность) Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.Т. Гречанинов, С.И. Танеев. Черты русского нигилизма как одной, существующих характеристик русского человека мы находим в творчестве М.П. Мусоргского. Другая, не менее важная тема в арсенале русской философии – органическое соединение правды-истины и правды творчества, правды Бога. Поэтому мы наблюдаем органику в русской музыке, где соединены вера и искусство, религиозное и этическое, светское и духовное начала. Гениальность русских композиторов неоспорима, ведь им удалось держать в едином поле философию и искусство, развивая при этом идеи эстетического и этического порядка, а затем преобразуя их в некий этико-эстетический  синтез.

Философская антропология  А.Н. Скрябина родилась не без влияния научных поисков Н.А. Бердяева, которому была близка идея о человеке. Философией жизни в звуках можно назвать по праву музыку П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, С.И. Танеева. Историософия, пристальное внимание к историческому прошлому прослеживается в оперном творчестве М.П. Мусоргского, А.П. Бородина. Космоцентризм присутствует в произведениях А.Н. Скрябина, А.К. Лядова. Теоцентризм в философских опусах С.И. Танеева. «Тема спасения», рожденная русской религиозной философией проникает в музыкальный мир С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, С.И. Танеева. Принципы Всеединства явились для плеяды русских композиторов наивысшим типом творческого сознания. Именно они впоследствии вывели многих русских художников на идеи музыкального Космизма (А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, А.К. Лядов, Н.А. Римский-Корсаков, Н.К. Метнер, И.Ф. Стравинский). Фундаментальные философско-эстетические категории проявлены в лучших полотнах русских композиторов: Любовь, Добро, Вера, Красота, Истина, Гармония, Благо. Ибо панморализм в русской философской мысли присутствовал изначально. 

          Философией сердца можно назвать музыку П.И. Чайковского, который в своих произведениях обобщил весь духовный опыт русского народа.

Тема космоса, природы, человека и Бога являются основными в произведениях русских художников на рубеже XIX XX столетий. Космизм для А.Н. Скрябина и А.К. Лядова был поэтической философией, которая по сути своей мистична. Своеобразная модель музыкального Космизма представлена в творчестве сказочника – Римского-Корсакова. В его картине мира человек и Вселенная находятся в нерушимом единстве и гармонии. Его пантеистические настроения, мистицизм гармонирует с философией русского Космиста Н.Ф. Федорова. Философские искания о Богочеловеке подхватил в своем творчестве С.И. Танеев, рассказав нам о нерасторжимом единстве Бога и человека. Мы также установили, что изначально образ Софии очень близок русскому сознанию. Он как архетипический образ русской культуры проявлялся в судьбоносные периоды истории России. Именно по этой причине она (София) являлась в эпохальные моменты центральной идеей в русской философии, литературе, поэзии, музыке. Вместе с тем, проникновение идеи Софии в русскую музыку имеет, на наш взгляд, свою специфику: во-первых, идея Софии содержит в своем основании глубинные народные истоки; во-вторых, в силу самобытности  музыкального жанра, она эмоционально богаче по краскам; в-третьих, художественное преломление идеи Софии дополняется философским толкованием, что в результате позволяет собрать синтезирующий, цельный образ; в-четвертых, художественная интерпретация лика Софии каждый раз дополняется отдельным композитором с точки зрения его личностного (индивидуального) видения и понимания картины мира. И потом не надо забывать, что художественно-поэтическое восприятие идеи Софии идет от национальных корней, поэтому она ближе сердцу каждого русского человека через музыку и музыкальный язык.

В результате философского и искусствоведческого анализа произведений русских композиторов второй половины XIX – начала XX вв. нами обнаружен образ Софии в проявленном виде и ряде ее аспектов: онтолого-космологическом, этико-эстетическом, антропологическом, эсхатологическом, софийном патриотизме, софийном космизме. 

Многомерность и многоаспектность явления, такого как русская музыкальная культура второй половины XIX XX вв., ее неординарность и в то же время общечеловеческая доступность рождает все новые повороты мысли о ней. Она достойно заняла почетное место в мировой культуре, благодаря своей Вселенской открытости, толерантности, отзывчивости русского сознания, берущего свои истоки из условий жизни и исторического бытия россиян. Многие отечественные и западные исследователи сегодня пытаются выявить сущностные основания русского музыкального искусства, ее компоненты и доминанты. Они концентрируются на вопросах общего и особенного в развитии российской культуры в целом.

Проведенный анализ творчества великих русских композиторов продемонстрировал перспективность и целесообразность такого рода исследований, объяснив, чем же характеризуется ценностно-смысловая организация отечественной музыкальной культуры XIXXX вв.

Кроме того, нами было уже установлено, что русская музыкальная философия это совокупность философских идей, образов, концепций, присутствующих во всем контексте отечественной культуры, беря во внимание этапы ее развития, вплоть до сегодняшнего дня.

Основными чертами русской музыкальной мысли является ее онтологизм, где в центре внимания находятся проблемы бытия, место человека в мире, пути достижения гармонии с человеком природы и социума; антропоцентризм, который обращен к человеку и его внутреннему миру; экзистенциализм, выражающий идею духовной личности (индивида); антирационализм; вопрос о социальном идеале, гуманизм. Цельность духа, Всеединство, Соборность органичное слияние «мелоса» и «логоса» – вот    чем наполнена и пропитана русская философия в звуках в противовес западно-европейской музыке.

Анализируя творчество русских композиторов, ведущих представителей музыкальной культуры, мы пришли к выводу, что им удалось отстоять вечные идеалы Добра, Правды, Свободы, Любви и Красоты. Мы убеждены, что строительство новой России немыслимо без нового культурного пространства.. Нам необходимо учиться у прошлого, обогащая культурные ценности, бережно сохраняя национальные традиции как достояние.

Исследуя феномен русской музыкальной культуры второй половины XIXXX вв. и его философское содержание, мы смогли, лишь, остановиться на наиболее важных и перспективных идеях основоположников русской религиозной мысли, продолжая ее развивать в свете современных представлений, и одновременно наметить основные пути будущего отечественного искусства, доказав, что русская музыкальная культура это не только наше достояние, но и жизненный ориентир, который позволит нам выйти из сложной перипетии «кризиса очевидности», в котором мы сегодня находимся.