Жимбеева С.И.

 СПбГПУ

Этические истины современности

Перспективными, на мой взгляд, сегодня надо считать те разработки и направления, которые имеют отношение к минимизации давления на природу. Хотя такое понимание можно полагать и бесперспективным, с точки зрения общей тенденции бесконечного обновления и наращивания разного рода технологий. В принципе они не улучшают качество жизни человека, скорее угнетают.

Предварив свое выступление грустным, и, можно  сказать, фатальным замечанием, хотела бы обсудить на конференции один из тех вопросов, которые имеют непреходящую особенность и ценность. При этом понимая, что развернутого ответа на поднимаемую мною тему, нет.

Когда заходит речь о душе как таковой, то здесь возникает масса сопутствующих вопросов, которые, наряду с самой душой, не получили в науке ясного ответа. Почему?  Некогда было осевое, как сказал, немецкий интеллектуал Карл Ясперс, время. Тогда не было, вероятно, столь резкого разделения на понимание основ жизни, каковое мы наблюдаем в мировоззренческих различиях антропологической и природоцентрической систем восприятия мира. Почему я заостряю это различие? Когда заходит речь о душе и понимании этого феномена, проявляются те самые различия, которые, еще раз повторюсь, вероятно, не были столь кардинальными в осевое время. Поэтому ученые относят, как правило, период раннегреческой философии к предфилософии. Затем постепенно онтология и гносеология занимают подобающие места и классический рационалистический характер, все более отдаляясь от начальной натурфилософии, принимает нынешний смысл. Что, в общем-то, и понятно, поскольку антропоцентрический ракурс видения мира отдаляет человека от самого себя в область глубокой абстракции. Природа уже становится тем низменно-мифологическим, не представляющим глубокого и всестороннего интереса на духовном уровне. Теперь внутренний психологизм вне природных начал – высший смысл философствования.

На Востоке (Китай, Индия) (мы берем за основу рассуждений эти три принятых в науке параметра осевого времени), остается  та самая «предфилософия» как один из фундаментальных направлений в осмыслении человека и понимание им себя в контексте того Единого, неизреченного. Мудрость мудреца – приближение к состоянию понимания контекста жизни, контекста синхронизации своей жизни с жизнью Вселенной. При таком подходе к себе исчезает тот самый антропоцентрический взгляд на постоянное наращивание ненужных теорий и вещей, которые потом превращаются в экологическое бедствие. Человек абсолютно трезво понимает последствия разрыва между собой и природой. И он занят  проблемой самосовершенствования. Другими словами, последовательным искоренением всякого стяжания, в первую очередь, духовного. Что было отнесено в европейском социально-преобразовательном постулате как «примитив» и отсутствие деятельного начала. Сам стиль восточного мышления, где нет коренного разрыва с природой, формирует изначальную природную одухотворенность.

На фоне вышесказанного попробуем представить несколько суждений о душе. Древнегреческий мыслитель Платон в своих диалогах от имени Сократа, рассматривал понятие «душа» в самых разных ракурсах осмысления. Но большей частью его волновала нравственная сторона, как сегодня говорим, социальное измерение всякого поведения. В работе «Государство» он большей частью рассматривает, какой должна быть душа человека, каковы критерии праведности, чтобы обрести хорошее перерождение. Эта мысль достаточно ясно перекликается с ведийско-буддийскими взглядами инкарнации.

Картина идеального общества, представленная Сократом в беседе со своими друзьями, затрагивает все сферы человеческой жизни – личной, семейной, полисной. Внимательное изложение взглядов с многочисленными отступлениями на примеры, цитаты, назидательные сентенции, представляют характеристику нравственности, куда должна стремиться душа человека. Собеседниками Сократа являются почтенный старец, известный сицилийский оратор Кефал с сыном Полемархом, софист Фрасимах из Халкедона, Адимант и Главкон, сыновья брата самого Платона. На оппозиционных мнениях Фрасимаха оттачиваются мысли Платона. Разъяснения о понимании души рассматриваются также в работах «Горгий», «Федр», «Федон». Наряду с вопросами о справедливости и добродетели, которые необходимо составляют стержень в идеальном государстве, рассказывается смысл стяжания добродетелей, накопление которых и составляет существенный багаж при посещении душой царства Аида. От лица Эра, павшего в бою, но ожившего на погребальном костре, ведется рассказ о странствованиях души человека и получения мандата на следующее рождение в зависимости от накопленных заслуг.

Эта мысль перекликается в некотором смысле с буддийской темой благородного восьмеричного пути. Правда, в буддизме вопрос этот ставится, исходя из изначального понимания сути страдания. Истина в правильном мышлении, когда эгоизм, гнев и жестокость искореняются из состояния сознания, ведет к правильным действиям и правильному образу жизни, достигаемые нравственными усилиями над собой. Сосредоточение и концентрация мысли на удаление их из сознания создает общий фон благополучия в обществе. Уровень подавления неправильного поведения ведет к внутренней гармонии и созиданию хороших результатов, которые в свою очередь взаимозависимы от доброй причины. К примеру. Недавно, с 28 октября по 5 ноября 2011 г. в Санкт-Петербургском дацане «Гунзэчойнэй» состоялось создание мандалы Ваджрасаттвы с ритуалом последующего ее разрушения. В мандалу – графическое изображение Вселенной, созданной из измельченного в песок мрамора, приглашаются божества верхних миров. Разрушение мандалы символизирует мысль о непостоянстве.1   Этот освященный дар преподносится нагам, хозяевам вод в знак очищения пространства от негативной составляющей нашей жизни во имя благородства и процветания.

    



1 См. ссылку: http://www.fontanka.ru/2011/10/28/073/