ШУЛЯК Е.В.

Ханты-Мансийская государственная медицинская академия

 

история революционного народничества в персоналиях: Осип Васильевич АПТЕКМАН

        

В 70-х годах XIX века в России наступило время расцвета революционного народничества. Его теория развивалась в условиях модернизации российского общества. Лучшие люди России, принадлежащие к различным социальным группам, видели своё призвание в защите интересов самой многочисленной и обездоленной социальной группы – крестьян. Идеологи народничества наивно верили, что их можно организовать на всеобщее восстание, для чего с ними необходимо было вести разъяснительную работу. Одним из известных революционных народников являлся О.В. Аптекман.  

Осип Васильевич Аптекман (1849-1926) родился в зажиточной еврейской семье в провинциальном городе Павлограде Екатеринославской губернии. Отличаясь с детства любознательностью, он успешно закончил обучение в Екатеринославской гимназии и в 1879 году поступил на медицинский факультет Харьковского университета, откуда год спустя перевёлся в  Петербургскую медико-хирургическую академию. В это время в России динамично развивался процесс демократизации российского общества, завершилось оформление народнической доктрины и началась революционная деятельность её сторонников, что способствовало «духовному пробуждению» молодёжи и, в частности, студенческой. Общественно-политическая деятельность О.В. Аптекмана началась с занятий в кружке самообразования Харьковского университета. Социокультурная атмосфера Петербургской медико-хирургической академии, где он продолжил обучение, отличалась революционно-народническим настроем значительной части студентов, что повлияло на формирование высокой политической активности его личности и позволила ему хорошо познакомиться с народнической идеологией.

Вспоминая о том времени, в одной из своих работ он писал, что молодежь глубоко трогали страдания народа, поэтому служение ему она считала своим историческим долгом. В то же время он отмечал, что как ни велико было значение революционного авангарда в пропагандистском движении 1870-х годов, однако молодёжь, в целом, в 1873 году ещё не была им организована, поэтому необходимо было перейти к практике, «нужен был боевой клич, который бы объединил все разрозненные силы молодёжи и двинул бы их на решительный шаг»[1]. Им стал призыв «в народ», вызвавший широкий отклик среди передовой интеллигенции и молодёжи России.

«В народ», пошёл и О.В. Аптекман, который всегда отличался пламенным энтузиазмом и искренностью увлечений, постоянно находился в состоянии поиска, за что друзья называли его «неистовым Виссарионом». Он увлекался идеями П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина, интересовался и другими политическими течениями. Для того, чтобы стать более близким к сельскому населению, среди которого велась пропаганда, О.В. Аптекман сменил иудейское вероисповедание на православную веру. Постепенно эволюционировали и его политические убеждения, он был активным участником народнического движения, убеждённым «деревенщиком», являлся одним из учредителей «Земли и воли». Целью его политической деятельности и жизненным кредо всегда были, прежде всего, социальная справедливость и благополучие народа.

В 1874 году, обучаясь в академии на последнем курсе, он принял решение поселиться в качестве фельдшера в селе Муратовка Мокшанского уезда Пензенской губернии, где не только оказывал медицинскую помощь местному населению, но и занимался пропагандой. Через два года О.В. Аптекман принимал участие в деятельности  ростовско-харьковского кружка народников, который в последующем вошёл в состав «Земли и воли». В 1877-1879 годах он занимался агитацией в деревенских поселениях землевольцев Саратовской и Тамбовской губерний, вёл революционную работу в Петербурге, в 1880 году был арестован и сослан на 5 лет в Якутскую область. После возвращения из ссылки, не получив разрешение продолжить обучение в академии, он эмигрировал в Мюнхен, где получил специальность врача и учёную степень доктора медицины.

Переосмысление политических взглядов, начавшееся у О.В. Аптекмана ещё в годы ссылки, длилось почти 20 лет. Большое влияние на их трансформацию оказало общение с его близким другом Г.В. Плехановым, который являлся сначала народником, а затем известным марксистом. Постепенно О.В. Аптекман перешёл на позиции социал-демократов.  

Стремясь исполнить свой долг перед народом, с начала 1890-х годов О.В. Аптекман жил в Уфе, где трудился врачом в земской психиатрической больнице и занимался подпольной политической деятельностью. Оттуда он перебрался в Симбирск, где участвовал в корпоративных собраниях врачей. Позднее О.В. Аптекман проживал в Виленской губернии, там же с энтузиазмом встретил события первой русской буржуазно-демократической революции.

         В 1906 году он эмигрировал в Швейцарию, откуда вернулся в Россию лишь в 1917 году, посвятив себя работе по исследованию революционного народничества. Он интересовался событиями, происходящими в стране, разделял взгляды большевиков, а в последующем – коммунистов, активно занимался литературной деятельностью, начало которой было положено ещё в годы ссылки. Уже тогда им были написаны воспоминания, которые вошли в так называемые «якутские тетради», содержание которых в последующем дополнялось и редактировалось. Перу О.В. Аптекмана принадлежат мемуары об идеологах народничества В.В. Берви-Флеровском, М.А. Натансоне и Г.В. Плеханове, знатоке жизни русской деревни писателе Г.И. Успенском, а также о деятельности общества «Земля и воля». В 1924 году вышел в свет главный мемуарный труд О.В. Аптекмана – «Общество «Земля и воля» 70-х гг.». Последние годы жизни Осип Васильевич Аптекман провёл в Москве, его воспоминания и статьи и сегодня являются ценными источниками по изучению истории России и, в частности, революционного народничества.



[1] Аптекман О.В. Общество «Земля и воля 70-х гг.». Пг., 1924. С. 127.