Шулежко Т.В.

КССМШИОД, г.Караганда, Казахстан

ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ ИГРЫ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Анализ методической литературы показывает, что техника игры на духовых инструментах включает формирование индивидуального тембра исполнителем-духовиком, атаку звука, исполнительское дыхание и работу над звуковысотной интонацией. В данной статье нами будет рассмотрены особенности формирования индивидуального тембра на начальном этапе обучения духовика в условиях детской музыкальной школы.

Известны четыре основных характеристики музыкального звука: высота, громкость, длительность и тембр. Из них первые три возможно отразить в цифрах (в герцах, децибелах, секундах или долях секунды), эти характеристики поддаются измерению различными приборами. Труднее фиксировать приборами и измерять в цифрах музыкальный тембр. Музыкантам удается лишь приблизительно описать тембр звука, используя для этого собственные ассоциативные представления: цветовые, осязательные или вкусовые. Для этого используют образные выражения: яркий звук, тусклый, серебристый, теплый, холодный, полетный, сочный, терпкий, жесткий, мягкий и др.

Тембр музыкального звука обучающегося духовика образуется под влиянием как объективных (акустика помещения, конструктивные особенности инструмента и др.), так и субъективных факторов (физиологические особенности организма, состояние здоровья, культура музыканта, исполнительские приемы, используемые музыкантом для достижения того или иного звучания). В перечне средств, с помощью которых начинающий духовик формирует индивидуальный тембр, следует особо отметить культуру музыканта, его слуховые представления, эстетические вкусы, особое, свойственное только ему восприятие жизни.

Успешный поиск выразительного тембра возможен лишь в том случае, если обучающийся обладает высоко развитыми интеллектуальными и духовными качествами, исполнительской культурой. Не имея представления, что такое красивый звук духового инструмента, не ощущая потребности в красоте тембра, начинающему духовику трудно будет добиться исполнительского успеха. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь ученику выработать такое представление и такую потребность.

Самым красивым звуком считается тот, который наилучшим образом отражает содержание исполняемой музыкальной пьесы. Ученик на уроках в музыкальной школе должен усвоить, что хороший музыкант не тот, у которого всегда одинаково красиво звучит инструмент, а тот, кто владеет широкой палитрой тембровых красок, кто в каждом исполнительском эпизоде может выбрать особое звучание инструмента, подходящее для воплощения данного художественного образа. Нельзя любую музыку играть всегда одинаковым звуком, даже если этот звук очень красив. Педагогу необходимо объяснить ученику то, что духовикам легче управлять сменой тембра, нежели пианистам, потому что духовик формирует качество звука с помощью более тонкого и более чувствительного инструмента, нежели руки, – с помощью губ и живого человеческого дыхания.

Начинающий духовик должен усвоить, что исполнитель далеко не всегда сознательно и целенаправленно управляет тембром своего музыкального инструмента. Часто этот процесс осуществляется с помощью интуиции. Музыкант, стараясь донести до слушателя все достоинства исполняемой им музыки, как бы со стороны прислушивается к звучанию своего инструмента и при этом не всегда отдает себе отчет в том, какие именно практические действия он осуществляет, чтобы инструмент звучал нужным ему образом. В процесс обучения, ученик поймет, что успешно управлять тембром своего музыкального инструмента с помощью интуиции возможно лишь в том случае, если у музыканта имеется психологическая установка на решение этой задачи и немалый исполнительский опыт.

В методике формирования индивидуального тембра есть общие положения, которые необходимо знать и выполнять всем исполнителям-духовикам. Эти положения можно изложить в виде следующих тезисов:

- постоянно контролировать художественный результат;

- добившись желаемого тембра, закрепить в мышечной памяти все, что привело к успеху;

- сверять звучащий тембр инструмента с имеющимися слуховыми представлениями;

- следить за тем, чтобы напор посылаемого в инструмент воздуха соответствовал тому сопротивлению, которое оказывают ему губы или трость. Ни одна из «противоборствующих» сторон не должна иметь подавляющего перевеса;

- постоянно тренировать мышцы губ, языка, трахеи, брюшного пресса;

- во время исполнения произведения артикулировать различные речевые слоги, применять разные формы вибрато.

Таким образом, главный «инструмент», с помощью которого создается выразительный, богатый обертонами тембр – это исполнительская культура музыканта, его слуховые преставления, сое особое восприятие жизни. Индивидуальный тембр – это не только особое строение губ, языка, дыхательных мышц. Это еще и сложный, постоянно меняющийся набор всего того, что было ранее воспринято, усвоено и переработано «душевным аппаратом» начинающего музыканта. Стороны человеческого характера, кругозор исполнителя неминуемо вносят свои коррективы в особенности тембра.

 

Литература:

1.   Федоров Е. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. – Новосибирск, 2008.

2.   Ягудин Ю. О развитии выразительности звука // Методика обучения игре на духовых инструментах. – Вып.3. М.: Музыка, 1971. – С.193-203.