Сыздыкова Н.К.

КГКП «Детская музыкальная школа №3» г.Караганда, Казахстан

ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ КАЗАХСКОГО КЮЯ

 

Искусство кюя – один из ведущих жанров казахской музыкальной культуры. Кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя весь этнос нации, и главным свидетелем ее главной истории. Казахами он воспринимается и как священное письмо предков, выраженное в музыкальной форме. Даже в трагические для народа годы репрессий, когда многие народные песни были запрещены, кюи продолжали исполняться, потому что, к нашему счастью, колонизаторам было недоступно понимание этого высокого искусства. Кюи для них были просто набором звуков, не представляющим опасности для имперской идеологии. Благодаря этому древнее искусство кюя избежало цензуры.

Музыкальная культура, как правило, состоит из двух больших отраслей. Первая и основная отрасль ее – это собственно музыка, произведения. Вторая же отрасль – исследовательская, где происходит идентификация, самоосмысление данной музыкальной культуры.

Казахи являются представителями кочевой цивилизации. Все духовное достояние нации развивалось в устной форме и передавалось в устной же форме. Это имеет как свои достоинства, так и свои недостатки. Достоинство – в том, что устная культура каждый раз реактуализируется, и каждодневная повторяемость ее развивает у ее носителей индивидуальные навыки сохранения и воспроизведения этой культуры. Недостаток же – в том, что из-за отсутствия письменного документирования оригинал, например, кюя начинает изменяться и, наконец, в результате различных интерпретаций позднейших исполнителей он приобретает другую форму. Такова судьба и вербальных двойников кюя – словесных легенд-комментариев.

Нам не известна первоначальная форма исполняемых кюев, потому что вполне возможно полное ее изменение в результате череды сотен исполнительских интерпретаций. В этом и заключается трагедия бесписьменной культуры.

Выдающийся ученый Кудайберген Жубанов был одним из первых исследователей казахской музыкальной культуры. В своей блестящей статье «О возникновении жанра кюя в казахской музыке» он определяет кюй как «редкое, почти феноменальное явление в народных музыкальных культурах. В этом качестве он стоит в одном ряду с европейской симфонией. Чтобы достигнуть такого уровня, народная музыка должна быть хорошо развита».

В казахском музыкознании до сих пор бытует мнение, что у казахского народа никогда не было ни музыкальной теории, ни музыкальной терминологии. Теория есть свод художественных закономерностей и канонов данной культуры. А если опыт казахской культуры не был закреплен в форме принципов и канонов, то откуда пришло к нам и как могло сохраниться великой песенное искусство и искусство кюя? Следовательно, в данном случае уместнее сказать, что теория казахской культуры еще не записана. Исследователи казахской музыкальной культуры, ее истоков подчеркивают, что в казахском музыкальном искусстве существовала всесторонне развитая, разработанная и систематизированная по жанрам, зрелая теория и соответствующая ей богатая и разнообразная терминология.

Если бы нас спросили, чью судьбу напоминает судьба казахского кюя, мы бы ответили: «судьба казахского кюя напоминает судьбу самих казахов». Искусство казахского кюя поражает своей   высокой степенью развития и одновременно своей непризнанностью. При внимательном анализе легенд и названий кюев, других устных свидетельств, можно убедиться в том, что в традиционном обществе статус музыки и музыканта был очень высок. Авторитет музыканта как носителя высоких духовных ценностей был непререкаем. Поклоняясь ему, народ поклонялся извечным моральным, этическим идеалам. А если в современную эпоху философия кюя не оказывает на человека никакого влияния – это значит, что разум человека, его нравственность и гуманизм опустились на несколько ступеней ниже, чем прежде. В такой ситуации роль кюеведения возрастает многократно.

Проблема в том, что  музыкальная педагогика и музыковедение не могут избавиться от пережитков прошлого. Исходя из того, что главной задачей современного казахстанского общества является формирование национальной идеологии, полностью подчиненной национальным интересам, особую роль необходимо отвести учебно-просветительской деятельности. Безусловно, проблемы национальной музыкальной педагогики могут быть решены только совместными усилиями всех специалистов-музыкантов и учебно-просветительских учреждений.

 

Литература:

1.   Есенулы А. Кюй – послание Всевышнего. – А., 1997.

2.   Жубанов К. О возникновении жанра кюя в казахской музыке. – А., 1960.