Аспирант, Шахбанов Ш.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет, Россия

К вопросу биоэтического воспитания личности

 

В философской, социальной, правовой, психологической, педагогической литературе на протяжении ряда лет дебатируются, с одной стороны, вопросы воспитания личности, а, с другой стороны, этические вопросы, касающиеся пересадки органов, клонирования, вмешательства в генетический аппарат человека, возникновения «суррогатных матерей», искусственного оплодотворения, смены пола, проблемы смерти и умирания (эвтаназия) и др., но объединить дебаты ученых в русле биоэтического воспитания на всех этапах личностного и профессионального становления человека, пока, не удается.

К слову сказать, в настоящее время в мире существует ряд центров биологической этики, при ЮНЕСКО создан комитет по биоэтике, издается энциклопедия, но прерогатива в данном вопросе принадлежит развитым странам, таким как США, Великобритания, Франция и Германия. В России эти процессы только-только обозначились.

         Кроме того, происходящий уже на протяжении нескольких десятков лет в нашей стране социально-экономический кризис, обнаруживает существенные недостатки не только экономики и идеологии, но науки и образования, и требует значительной модернизации их особенно в аспекте новых требований к личности.

         Исходя из этого, рассуждая в контексте нашей проблемы о кризисе современной науки и образования, мы неизбежно сталкиваемся с категорией понимания, необходимостью прояснения соотношения науки и этики, образования и этики, поскольку дистанцирование, к примеру, науки от этики, или образования от этики не проходит бесследно. Однако в науке и в образовании оно нередко имеет место - игнорирование этики долга, поступка, этики ответственности.

         Данные процессы закономерны, так как этика поступка и ответственности оформилась как своеобразный итог развития философско-этической мысли лишь ХХ в. Этика долга особенно широко представлена в теологическом варианте и трудах И. Канта (1). Хотя, существенный недостаток кантовской этики - ориентация только на идеалы естественнонаучного знания.

         В нашем представлении, биоэтическое воспитание личности, результат которого проявляется в этике поступка, должно ориентироваться на нравственную и эмоционально-чувственную стороны воспитательного процесса, не только на рационализм естественнонаучного знания, но и иррациональное, подсознательное «интуитивное чувство жизни, природы» человека. Отсюда, системы воспитания, которые существуют на различных уровнях образовательной системы России, должны формировать не только когнитивную готовность человека к жизни, но и эмоционально-чувственную, мотивационную, биоэтическую. 

         Важным признаком биоэтического воспитания, является наличие соответствующих психолого-педагогических условий биоэтического воспитания и (или) биоэтической воспитывающей среды в вузе, колледже, школе, или дошкольном образовательном учреждении. Эффективность тех или иных воспитательных воздействий и процесса биоэтического воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает. Однако наличие условий само по себе еще не решает задачу формирования личности с биоэтическим мировоззрением. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных, прежде всего, возрастных закономерностей формирования личности процесса биоэтического воспитания;

Анализе научной литературы, позволяет сделать заключение о том, что биоэтика - это интегральная наука и, одновременно, мораль науки и ученого. Она призвана исследовать ситуации, когда оказывается затруднительным принятие этически правильных решений, рельефно выявить моральные коллизии и проблемы, которые в связи с этим возникают.

Биоэтика - не просто отрасль философской, медицинской, социальной или юридической науки. Она выходит на общечеловеческие проблемы: отношения к детству и старости, к смерти и жизни, вообще ко всему живому и живущему. Ее философская (этическая) основа - благоговение перед жизнью (5), взятая в самом широком контексте, это неиссякаемый источник воспитания личности в системах, как формального, так и неформального образования.

На сегодняшний день, опираясь на материал, представленный в научной литературе по биоэтическим проблемам (3, 4, 5), можно выделить пять групп проблем, составляющих основное содержание биоэтики.

К первой группе можно отнести основные понятия, которыми оперирует биоэтика. Это необходимая теоретическая база, категориальный аппарат биоэтики. Сюда входят дефицит здоровья и болезни, детства и старости, жизни и смерти, понятие человека, личности, эвтаназии и т.п.

Вторая группа проблем биоэтики связана с экстремальными или неординарными ситуациями существования человека, с фактами рождения и смерти, болезни и трансплантации органов.

Третья группа связана с вмешательством в биологическую природу человека. Такое вмешательство нередко продиктовано заботой о его здоровье, но, вместе с тем, может использоваться и в антигуманных целях, для манипуляции сознанием и поведением человека.

В четвертую группу можно выделить экологические проблемы: охраны окружающей среды, защиты животных и т.д.

К пятой группе относятся социальные вопросы, получившие новое звучание в связи с развитием биоэтики. Это вопросы социального неповиновения и патернализма, справедливости, свободы и морального долга перед будущими поколениями.

Даже краткое перечисление этических проблем показывает, что биоэтике есть что осмыслить в «современном-постсовременном» мире. Человечество далеко от совершенства, и оно нуждается в постоянном напряженном этическом размышлении, в нравственной рефлексии. Сами по себе наука и техника не гарантируют счастливого будущего, они только создают его возможности, однако главное остается за человеком [3, С. 411], добавим - за образованием, воспитанием, биоэтическим воспитанием.

В самом общем представлении, содержание понятия «воспитание» можно определить через следующие существенные признаки: «процесс», «формирование», «развитие», «становление», «личность», «целенаправленное воздействие», «самовоспитание» и охарактеризовать его как процесс становления личности в условиях социализации, которое может быть как специально-организованным (управляемым и контролируемым) взаимодействием воспитателей и воспитанников, так и стихийным (восприятии опыта от понравившегося взрослого).

         Рассматривая аспекты, входящие в состав понятия «воспитание», например, В.И. Гинецинский [2, С. 23-57] акцентирует внимание на том, что воспитание представляет собой, во-первых, процесс, который ведет к определенным изменениям; во-вторых, социальный процесс, так как осуществляется посредством участия людей, в-третьих, развитие, связанное с реализацией ранее заложенных в человеке потенций, процесс социализации, протекающий в форме последовательного и постепенного усвоения индивидуумом и группой социально выработанных норм, ценностей, способов деятельности.

Такой педагогический подход к биоэтическому воспитанию позволяет реализоваться одной из главных идей гуманизации образования (формирование личности), высказанной основоположником антропологии М. Шелером, который определяя смысл образования, высказал следующую мысль: «Образование - это не «учебная подготовка к чему-то», к профессии, специальности, ко всякого рода производительности, и уж тем более образование существует не ради такой учебной подготовки. Наоборот, всякая учебная подготовка «к чему-то» существует для образования, лишенного всех внешних «целей» - для самого благообразно сформированного человека [6, С. 31-32].

И, данная статья – это попытка автора объединить научное направление – биоэтику с процессом воспитания личности. И, первое, что необходимо было сделать, так это дать научное определение феномену биоэтическое воспитание. Осуществленный анализ психолого-педагогической и философско-социальной литературы, позволил сформулировать определение данному направлению воспитания в контексте проводимого исследования. Биоэтическое воспитание – это процесс (педагогические условия, воспитательная среда, субъекты и содержание воспитания), реализуемый в пространстве образовательного учреждения и направленный на формирования качеств личности, соответствующих биоэтической морали.

Отталкиваясь от данного определения, автор приглашает к дискуссии по проблемам биоэтического воспитания личности, предлагает рассмотреть основные принципы и содержание биоэтического воспитания, которые можно использовать в качестве психолого-педагогической основы разработки концепции биоэтического воспитания личности.

 

Литература:

1.     Вебер М. Избранные произведения. – М: Прогресс, 1990. – С. 692-698.

2.     Гинецинский В.И. Педагогическое знание как методологическая и теоретическая проблема: Дисс. … докт. пед. наук. – Л., 1988. – 332 с.

3.     Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – С. 402-411.

4.     Поттер В.Р. Биоэтика: мост в будущее. – Киев: Изд. Вадим Карпенко, 2002. – 216 с.

5.     Швейцер А. Культура и этика / пер. с нем. – М.: Прогресс, 1973. – 344 с.

6.     Шелер М. Формы знания и образование // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова; под ред. А.В. Денежкина. М.: Гнозис, 1994. – 490 с.