Педагогические науки/ 3.Методические основы воспитательного про­цесса

 

Дуйсенбаев А.К., к.п.н., доцент

Актюбинский государственный педагогический институт, Казахстан

Базаргалиев Г.Б., к.п.н., доцент

Атырауский государственный университет им. Х.Досмухамедова, Казахстан

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА ЛИЧНОСТИ

 

Процессы глобализации, вхождение Казахстана в глобальное социальное пространство делают вопросы патриотического воспитания особенно актуальными. Наша задача – не раствориться в космополитических настроениях, а патриотическими установками нацелить каждого человека, особенно молодое поколение, на служение Отечеству, активное деятельностное творчество во имя Родины. Патриотизм – это проявление чувства осознания органической связи сопричастности личности с судьбой своего Отечества. Это характеристика нашего нравственного сознания и специфическая форма жизненной ориентации личности. Процесс становления патриотического мировосприятия  выступает как этап духовного развития личности.

Как социальный феномен патриотизм предстает в качестве совокупности отношений личности и социума к своей Родине составляющей основу для гражданского и национального единства общества.

Исследованием патриотизма в различных аспектах занимались такие ученые как Д.Кишибеков, Ж.Алтай, А.Тайжанов, Г.Есим,  А.Нысанбаев, С.Калиев, С.Узакбаева, Ж.Наурызбай, К.Кожахметова, К.Болеев, Р.Дуйсенбинова, А.Табылдиев, Ж.Асанов, Р.Джанабаева, С.Ешимханов, Н.Рамашев, С.Иманбаева, С.Нурмукашева, Е.Жуматаева, Л.Т.Сайдахметова и др. При этом необходимо отметить, что в основном, эти исследования осуществлялись в философском и педагогическом аспектах.

Патриотизм как психологический феномен обычно рассматривают в контексте разработки и внедрения   государственно-патриотической идеологии. Д.Кишибеков в своих работах указывает, что государственно-патриотическая идеология представляет собой сложносоставное духовно-практическое образование, интегрирующее различные стороны деятельно­сти общественных субъектов, результаты которой представ­лены и в сфере общественного сознания, и в ряде матери­альных явлений и процессов, и в специфических социальных технологиях, и механизмах, обеспечивающих функциониро­вание и развитие общества. Многообразие подходов к определению содержания госу­дарственно-патриотической идеологии находит выражение в ее различных дефинициях, в наличии целого ряда оснований и смы­словых контекстов трактовки понятий «государство», «патрио­тизм», «идеология».

В последующие десятилетия возрос интерес к нацио­нальной идее, к духовному опыту предшествующих поколений, к проблеме Отечества. Отдельные аспекты этой проблемы рассматри­ваются педагогами и философами в контексте проблем формирования патриотизма  национально­го самосознания (А.Тайжанов, Г.Есим и др.); нравственного воспитания (А.А.Калюжный, Ж.Ж.Наурызбай, К.Ж.Кожахметова и др.); общечеловеческих ценностей (С.Е.Нурмуратов, Н.С.Сайлауова и др.); внедрения казахской школы (Е.Жуматаева, Д.Кусайынова, Л.Т.Сайдахметова и др.).

Как показывает анализ исследований, в которых рассматрива­ется проблема патриотизма, использование и трактовка термина «патриотизм» характеризуются многовариантностью, большим раз­нообразием и неоднозначностью. В значительной степени это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью содержания, неординарностью его структуры и многообразием форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными авторами в разных исторических, социально-экономических и политических условиях в зависи­мости от их личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, в силу использования ими различных сфер знаний и т.п. Конкретизируя факторы, влияющие на становление патриотизма в процессе социализации, их можно выделить в следующий перечень: фактор педагогического воздействия на сферу направленности личности; фактор социальных общностей; фактор культурной общности; фактор общности языка; фактор привязанности к месту рождения; фактор религиозной общности;   фактор связи патриотизма и исторической общности; фактор связи патриотизма и государственной общности; фактор связи гражданственности и патриотизма; фактор, который условно можно обозначить как «проблема культуры патриотизма в обществе в целом»;  фактор неразрывно связанный с «проблемой культуры патриотизма» - фактор «историче­ской памяти», обеспечивающей связь времен и поколений, взаи­мосвязь устойчивости и изменчивости в общественном развитии. Далее патриотизм представлен как национальная ценность отечественной культуры, показаны проблемы исторического анализа судеб казахстанского народа. Любить Родину, понимать ее жизнь можно только при условии глубочайшего уважения к ее истории.

Обобщая вышеизложенные подходы к изучению патриотизма, можно сделать следующие выводы проведенного теоретического исследования: высокая культура патриотизма, прежде всего, выражает духовную сущность отношения человека к своей Отчизне и человечеству в це­лом. Патриотизм включает в себя мировоззрение, гуманистичес­ким идеалом которого является духовное развитие личности в процес­се деятельности на благо Родины как части всего человечества.

Литература:

1. Кишибеков Д.  Идеология национальная или государственная? // Наука и высшая школа Казахстана. – 2007. – 19 июля