Педагогические науки/6. Социальная педагогика

 

Д.п.н. Воюшина М.П.,  д.п.н.Суворова Е.П.

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (Россия)

Модель взаимодействия музея, школы и вуза

в образовательно-культурной среде

 

Реализация деятельностной парадигмы образования предполагает установление субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса и делает актуальной проблему организации их взаимодействия. Наличие научно обоснованной модели взаимодействия субъектов в культурно-образовательной среде позволит каждому его участнику эффективно выстраивать общение, достигая общей цели и не упуская при этом своих частных задач (4).

Построение  модели взаимодействия трех общественных институтов – музея, школы и вуза – в образовательно-культурной среде требует учета всех уровней среды: аксиологического, пространственно-временного, природного, социального, содержательного, процессуального, информационного, интерактивного (6).

Процессуальный уровень модели раскрывает механизм взаимодействия субъектов в образовательно-культурной среде и предполагает выделение этапов взаимодействия. Первым этапом является постановка  и осознание участниками взаимодействия цели данного процесса.

Аксиологический уровень отражает цели и ценности современного образования и ценностные ориентации современного общества в целом. 

Школа, музей и вуз   самостоятельные элементы образовательно-культурной среды, каждый из которых преследует собственные цели и реазизует свойственные ему как общественному институту функции.

Школа призвана развивать личность, формировать ценностные ориентиры, готовить к активной деятельности в условиях современного поликультурного быстроменяющегося постиндустриального информационного общества. Поэтому современные Федеральные  государственные бразовательные стандарты общего образования выделяют три группы образовательных результатов: личностные (характеризующие нравственный облик школьника), метапредметные (характеризующие овладение универсальными  учебными действиями и метапонятиями), предметные (характеризующие наличие предметных компетенций, опыта деятельности в определенной предметной области).  Обеспеченние  качества образовательных результатов – основная цель школы как общественного института. Достижение этой цели пойдет успешнее, если будут эффективно решаться более частные задачи: подбор кадров высокой квалификации, создание творческой атмосферы в коллективе, создание материальных условий, обеспечивающих современный уровень учебного процесса, привлекательность образовательного учреждения для потенциальных учеников и их родителей, обеспечивающая приток учеников и прочную финансовую базу и т.д.

Музей как учреждение, собирающее, изучающее, сохраняющее и пропагандирующее культурное наследие, заинтересован в посетителях  как «потребителях» создаваемого им «продукта». Чем выше уровень культуры общества, тем востребованнее оказывается деятельность музеев, поэтому музей непосредственно заинтересован в повышении качества образовательных результатов системы общего и высшего образования, хотя это и не является основой целью данного учреждения.

Педагогический вуз не только обеспечивает школу современными профессиональными кадрами, но и занимается разработкой научной концепции образовательных систем, их  методическим обеспечением. Следовательно, в конечном итоге деятельность педагогического вуза и как учебного заведения, и как научного центра направлена на повышение качества образовательных результатов в системе общего образования.

Таким образом, общей для школы, музея и педагогического вуза целью будет повышение качества личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в системе общего образования. 

Именно наличие общей цели и общих ценностей делает возможным и целесообразным организацию взаимодействия данных учреждений. Каждое из них является самостоятельным, но не самодостаточным учреждением, которое нуждается во взаимодействии для более эффективного решения собственных задач. Различия целевой направленности трех общественных институтов сказывается на определении функции и роли каждого из них в процессе взаимодействия.

Второй этап взаимодействия – конкретизация цели: формулирование образовательного запроса.  Образовательный запрос должен исходить от школы как заказчика.  Перед школой встают вопросы: как сделать поход в музей элементом  образовательного процесса, чего именно ждет школа от музея, к какому именно музею этот запрос должен быть обращен. Искать ответы на эти вопросы каждому образовательному учреждению по отдельности, как это и происходит в практике школы, нерационально.

Кратковременное общение экскурсовода и учителя при заказе экскурсии или непосредственно перед ее началом, конечно, полезно, но не может решить проблему кардинально. Экскурсовод, работая вне зоны взаимодействия, общающийся в течение рабочего дня с пятью, шестью группами школьников разного возраста, с которыми, вероятнее всего, больше не увидится, не в состоянии самостоятельно определить и учесть образовательные запросы каждой группы. Как правило, экскурсовод музея не знает современных школьных программ, не владеет требованиями к образовательным результатам, для него главное – содержание экспозиции, которое он может раскрыть с большей или меньшей степенью полноты «попадания в возраст».

В условиях взаимодействия функция формулирования образовательного запроса передается вузу. Вузовские ученые – авторы школьных программ и методического обеспечения, видят образовательный процесс целостно, что позволяет методически обосновать цель, время, место обращения к культурному наследию в программе конкретной школьной дисциплины. Методически обоснованная формулировка образовательного запроса включает в себя как минимум четыре уровня образовательно-культурной среды: аксиологический, содержательный, процессуальный и интерактивный (схема 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Схема 1. Структура и содержание образовательного запроса

 

Четкая постановка цели – необходимое условие успеха любого дела. Музейным работникам для создания своих  программ сегодня уже недостаточно общей  ориентации в целях и содержании основных школьных дисциплин и специфике возрастного восприятия. Деятельностная парадигма образования предполагает,  что знания, опыт приобретаются учеником в процессе собственной деятельности, что овладение универсальными учебными действиями также входит в понятие «содержание образования» как и овладение предметными знаниями. Поэтому образовательный  запрос должнен ориентировать музейных работников не только в теме, но и в тех способах учебно-познавательной, эстетической, художественной деятельности, которыми уже владеют и которыми должны овладеть школьники. Правильно сформулированный образовательный запрос поможет сделать посещение музея не вставным эпизодом, а необходимым элементом учебного процесса. 

В связи с этим требуется создание музейно-образовательных программ, отвечающих запросам школы, учитывающих возрастные особенности, предполагающих последействие – обращение к материалам экскурсии на разных школьных  дисциплинах для решения новых задач. Создать такие программы, непосредственно направленные на повышение качества личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, можно лишь во взаимодействии работников музея и методистов вуза по разным предметам. 

Разработка музейных программ – третий этап взаимодействия. На этом этапе ведущую роль в организации взаимодействия  берет на себя музей. Однако музей один не может справиться с этой задачей, как справедливо отмечали Л. Ванюшкина и Е. Корабкова, анализируя неудачи во взаимодействии школы и музея: «Музейные педагоги, с деятельностью которых связывались большие надежды на перемены, стали проводниками программ самих музеев, а эти программы далеко не всегда устраивают педагогов» (3) .

Педагогический отдел музея разрабатывает  содержание экскурсии, исходя из специфики экспозиции музея, продумывает активные формы проведения экскурсий, готовит  специальные музейные издания для детей. Школа выступает как заказчик, оценивающий результат ответа музея на образовательный запрос. Функция вузовского работника – исследовательская:  наблюдать и изучать процесс, при необходимости предлагать коррективы (схема 2).

 

Скругленный прямоугольник: Вуз как научный центр
Научно-исследователь-ская, методическая,
деятельность

Вуз как  учебное заведение
Педагогическая деятельность
Высшее профессиональное образование.
Постдипломное образование
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                 

Шестой этап – 

                                                                    

 

 

 

 

 

 

Схема 2. Взаимодействие школы, музея и вуза на деятельностном уровне.

 

На четвертом этапе – организации посещения музея –ведущая роль принадлежит школе. Важно так выстроить процесс обучения (во взаимодействии школьного учителя и методиста вуза), чтобы мотивировать ученика на посещение музея, создать потребность в эмоциональном переживании, приобщении к определенным культурным ценностям, получении новой информации. Учитель создает в классе учебную ситуацию, вызывающую у учеников потребность в реальном или виртуальном обращении к музею. Активность школьников – результат профессионализма учителей и методистов.

Пятый этап – собственно экскурсия в музей. На этом этапе начинают играть важную роль пространственно-временные характеристики образовательно-культурной среды. Еще несколько десятилетий назад отдаленность от культурных центров не давала возможности принять участие в музейных программах значительной части школьников. Сегодня система Интернет позволяет посетить практически любой музей мира, не выходя из класса. Эффективность такого посещения зависит во многом от того, учитывалась ли на предыдущих этапах взаимодействия специфика виртуальной экскурсии, рассчитана ли созданная музейная программа на дистанционное общение экскурсовода со школьниками. Специфика виртуальных музейных программ – тема отдельной статьи, здесь же отметим, что механизм, последовательность организации взаимодействия для реальной и виртуальной экскурсий едины, различаться будут методические условия реализации данного механизма. В частности, виртуальное взаимодействие предоставляет больший простор для выбора типа музея, не зависит от места его расположения,  поэтому виртальным может стать не только этап посещения музея, но и предыдущие этапы процесса взаимодействия.

На шестом этапе центр взаимодействия вновь переносится на школу и вуз: необходимо способствовать превращению полученной школьниками культурологической информации в знание,  увидеть возможноости включения культурологического материала в образовательный процесс, разработать межпредметные задания, требующие использования материалов экскурсии и стимулирующие новый поиск (5). Для этого нужен научный – метаметодический –  подход к организации деятельности обучающихся на уроке и после уроков. Временные характеристики шестого этапа могут существенно отличаться в зависимости от возраста учащихся, объема и продолжительности музейной программы, специфики материала и потенциальных связей этого материала с программами школьных дисциплин. Очевидно, что одноразовое обращение к культурологическому материалу экскурсии мало повлияет на образовательные результаты. Только целенаправленная систематическая работа даст ожидаемый качественный сдвиг.

Седьмой этап – этап рефлексивный. Он предполагает проведение срезовых работ,  выявление полученных результатов, подведение итогов и внесение коррективов в работу, если таковые потребуются.

Создание проверочных работ целесообразно взять на себя методистам вуза.  Музейным работникам и учителям отводится роль консультантов. Проведение контрольных срезов осуществляется школой, а анализ полученных результатов проводится каждым из участников взаимодействия со своих позиций. Музей получает материал, позволяющий судить об эффективности разработанных им программ. Вузовские ученые могут судить о правильности определения места данной программы в образовательном процессе, о полноте реализации потенциальных связей культурологического материала с разными школьными дисциплинами, об эффективности связи урочной и внеурочной деятельности, точности выбора содержания, формы и методики проведения междисциплинарных заданий. Если для  музея и вуза на первый план выходят объективные стороны содержания и организации взаимодействия, то для учителя важна субъективная сторона. Учитель, знающий своих учеников, наблюдающий их ежедневно, может судить о влиянии  музейной программы на личностные, предметные и метапредметные результаты каждого ученика.

Правильно организованный процесс взаимодействия приводит к качественному изменению всех его субъектов и затрагивают основные  направления работы  и музея, и школы, и вуза. 

Двадцатый век отмечен интересом к человеку воспринимающему: активно развиваются психология восприятия искусства, герменевтика.  Посетитель музея становится не менее важным предметом изучения, чем объект материальной культуры. В результате взаимодействия музея и школы образуются уникальные условия для долговременного сотрудничества музея с определенной группой посетителей, для изучения поколения детей информационного общества,  для получения обратной отсроченной реакции и проведения экспериментальной научной работы. Целенаправленное наблюдение за посетителем музея не только в момент экскурсии, но и в течение длительного времени после ее завершения,  открывает новые возможности для исследовательской работы педагогических отделов музеев, а следовательно, помогает сделать более адресной разработку музейных программ. Таким образом, процесс взаимодействия влияет на исследовательскую и просветительскую функции музея.

 Вуз как научная структура призван всесторонне изучать  ребенка. Задача воспитания человека культуры, стоящая перед современным образованием, требует особого внимания к изучению культурного поля современного школьника. Под культурным полем понимается не только кругозор, но прежде всего активность в присвоении культурного пространства, ценностные ориентации личности, готовность к культуросообразной деятельности. Современная педагогика старается выйти на поведенческий уровень и рамки школьного учебного процесса оказываются тесными. Личностно ориентированный подход в образовании предполагает создание учебных ситуаций, выходящих за рамки урока, побуждающих ребенка к поступку, к совершению собственного выбора. Процесс взаимодействия школы и музея создает для вузовского ученого необходимое ему пространство исследования: появляется возможность выстроить образовательную систему, включающую в себя не только учебно-методический комплект, обеспечивающий школьный образовательный процесс, но и скоординированные с этим процессом реальные и виртуальные культурно-образовательные программы музеев (а также  других учреждений культуры).  Такая инновационная образовательная система «Диалог» уже создана учеными Герценовского университета (1, 2).

 Союз науки и практики в вузе особенно тесен: результаты научных исследований через спецкурсы  быстро доходят до аудитории, и выпускники могут приступать к работе уже обогащенные знаниями об организации взаимодействия школы с культурно-образовательной средой.

Новые курсы могут и должны быть созданы и для системы послевузовского образования. Именно учитель оказывается тем звеном, которое обеспечивает участие в процессе взаимодействия главного действующего лица – школьника. Грамотная организация процесса взаимодействия  требует от учителя понимания целей, принципов, условий протекания этого процесса. Таким образом, процесс взаимодействия побуждает вуз  к обновлению  и образовательных программ, и направленности научных исследований.

Как уже отмечалось, школа – центральное звено  и основной адресат процесса взаимодействия, поскольку ее основная цель – повышение качества образовательных результатов и является основной целью процесса взаимодействия. Музей и вуз помогают в их достижении, а школа отвечает за образовательные результаты, и потому роль учителя нельзя переоценить. Какими бы замечательными не были разработанные учеными вуза и музея программы и рекомендации от личности учителя, его заинтересованности, мастерства, уровня культуры зависит очень многое. В процессе взаимодействия школы, вуза, музея, развиваются не только дети, но и учителя. Меняется методическое мышление учителя. Учитель-предметник выходит за рамки своего предмета,  учится видеть  и использовать на своих уроках широкий культурологический материал, овладевает междисциплинарным методическим мышлением. 

Меняется и организация учебного процесса в школе: активно развивается внеурочная образовательная деятельность.  Подчеркнем, образовательная – т.е. соединяющая в единое целое воспитание, обучение и развитие. Это становится возможным, если посещение музея органично вплетается в учебный процесс, если школьник получает ответ на возникший у него на уроке вопрос, если экскурсия рождает потребность в новых знаниях, если знания находят применение в жизни школьника, а эмоциональное переживание от общения с подлинными предметами культуры вызывает потребность в продолжении этого общения. Очевидно, что именно  мастерство учителя позволит реализоваться этой цепочке.

Итак, процесс взаимодействия школы, музея и педагогического вуза приводит к изменению каждого из участников взаимодействия, к повышению эффективности решения как общей для них, так и частных задач.

В модели  организации процесса взаимодействия школы, музея и вуза есть две постоянных (школа и вуз) и одна переменная составляющая - музей. Эта модель может быть отнесена и к другим учреждениям культуры: театру, библиотеке.  Возможность переноса обеспечивается наличием общей цели, специфика протекания процесса будет определяться спецификой учреждения культуры. Представленная модель универсальна, поскольку обращена не к конкретному содержанию, а к процессу организации взаимодействия трех общественных институтов.

Примечание: Исследование выполнялось при поддержке Российского научного гуманитарного фонда (проект № 11-06-00360а).

Литература

1.     Бордовский Г.А., Воюшина М. П., Суворова Е.П. Концепция учебно-методического комплекта «Диалог» для поликультурной начальной школы // Вестник СЗО РАО [Текст]/ СЗО РАО, № 1 (11), 2011. – С. 14-18.

2.     Бордовский Г.А., Воюшина М. П., Суворова Е.П.Надпредметные основания построения учебно-методического комплекта для поликультурной начальной школы  // Вестник Герценовского университета [Текст] / РГПУ. - СПб., 2011. - N 11 (97). - С. 21-26.

3.     Ванюшкина Л., Коробкова Е. Музей и школа: шаг навстречу. // Режим доступа: http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200701701

4.     Воюшина М. П., Суворова Е.П. Взаимодействие музея, школы и вуза как объект метаметодического исследования // Музей, школа, вуз: проблемы взаимодействия: Сб. науч. статей. - СПб: ООО «Статус», 2011.- С 3-13.

5.     Ивашова О.А. Организация взаимодействия музеев России со школами (цели, функции, формы, содержание) // Музей, школа, вуз: проблемы взаимодействия: Сб. науч. статей. - СПб: ООО «Статус», 2011.- С 65-84.

6.     Ребенок в культурно-образовательном пространстве Санкт-Петербурга: Монография / [М.П.Воюшина, Т.В.Рыжкова, М.С.Костюхина и др.]; под ред. М.П.Воюшиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.