Филологические науки/8. Русский язык и литература

 

Магистр филологии Гаранина Е.П.

 

Павлодарский государственный педагогический институт, Республика Казахстан

 

Принципы циклизации в творчестве А.Н. Майкова

 

В данной статье будут рассмотрены основные принципы циклизации в лирическом творчестве А.Н. Майкова — одного из интереснейших русских поэтов второй половины XIX века.

Циклы в творчестве А.Н. Майкова относятся к так называемым «вторичным авторским циклам» (или, по классификации О.В. Мирошниковой, «цикл-монтаж» - цикл, «составленный из «суверенных», уже напечатанных стихотворений» (2, 14-15)). Обычно А.Н. Майков публиковал отдельные стихотворения по мере их написания в различных журналах и альманахах, но при выпуске собрания сочинений или сборника собирал все самостоятельные произведения в единый цикл, выстраивая его не по хронологии появления стихов, а по некоему идейно-художественному принципу.

На наш взгляд, можно выделить четыре основных принципа циклизации, встречающихся в лирике А.Н. Майкова.

Первый принцип – жанровый, при котором произведения объединяются в цикл на основании жанрового единства. К таким циклам в лирике А.Н. Майкова относятся «Элегии», «Послания» и «В антологическом роде» – с этого цикла А.Н. Майков начал свою поэтическую деятельность. К циклу «В антологическом роде» примыкает и цикл «Подражания древним». Кроме традиционных жанров, объединяющих произведения в цикл, в творчестве А.Н. Майкова существуют также циклы, построенные по нетрадиционным жанровым признакам. Это жанры, «изобретённые» самим А.Н. Майковым и во многом выражающие меру его творческой индивидуальности. К таким циклам относятся «Житейские думы», «Из дневника», «Наброски».

Отдельно можно выделить такие жанры, названия которых были заимствованы А.Н. Майковым из других видов искусств, в частности - из живописи, скульптуры и музыки. Это весьма любопытная творческая тенденция, указывающая, возможно, на то, что поэтику А.Н. Майкова следует осознавать не только в категориях поэтики классической эпохи (сам А.Н. Майков, как и вся его эпоха, по-видимому, ощущал себя именно наследником классики), но и на то, что его поэтика уже является предшественницей поэтики модернистов, с их склонностью к синкретизму чувств и ощущений, к образной синестезии, с их стремлением преодолеть ограниченность слова и выразить словом пластические (живопись, скульптура) и музыкальные, звуковые ощущения. Возможно, возникновение в творчестве А.Н. Майкова таких жанров, как «камеи» или «фантазии» – явление того же порядка, что и знаменитый сонет Рембо «Гласные» с его попыткой передать словом самые разнообразные ощущения.

Возможно и ещё одно объяснение данной жанровой тенденции в лирике А.Н.Майкова. Поколение, к которому принадлежал поэт, ощущает себя концом классической эпохи. Сравнивая свою поэзию с поэзией пушкинского времени, поэты второй половины 19 века ощущают бессилие своего слова. Стремление преодолеть свою ограниченность (реальную или мнимую) привело к желанию расширить сферы выразительности слова, сделать его как бы больше, чем просто словом – музыкой или картиной. К таким «несловесным» жанрам в творчестве А.Н. Майкова относятся «Камеи», «Акварели» («живописные» жанры), «Фантазии» («музыкальный» жанр).     

Второй принцип, на основании которого осуществляется циклизация в творчестве А.Н. Майкова, – это тематический принцип, при котором в основу объединения произведений в циклы кладётся единство темы, обычно вынесенной в заглавие цикла. По такому принципу собраны циклы «На воле», «Дочери», «Excelsior», «Вечные вопросы», «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной». Особо в этой группе выделяется цикл «Дочери». О лирике А.Н. Майкова с самого начала его творчества говорили, что она представляет собой объективные картины, лишённые ярко выраженной субъективности и эмоциональности, иногда даже холодные. Эмоциональная автобиографичность редко свойственна стихам А.Н. Майкова (интересно в этом смысле посмотреть на его циклы «Очерки Рима» и «Неаполитанский альбом», которые написаны по результатам путешествий А.Н. Майкова по Италии, но при этом совсем не носят субъективного эмоционального характера). Цикл же «Дочери» связан с чувствами А.Н. Майкова к его дочери Вере, которая умерла, когда ей было всего одиннадцать лет (последние два из пяти стихотворений цикла посвящены смерти Веры). В цикле следует отметить сочетание очень сильной личной, субъективной эмоциональности и неожиданной для А.Н. Майкова откровенности в выражении чувств со стремлением выразить универсальные, общечеловеческие чувства и мысли. Философское осмысление темы детства и темы смерти присуще первому и последнему стихотворению цикла.

Третий принцип, на основании которого осуществляется объединение стихотворений в циклы в творчестве А.Н. Майкова, - это принцип, который условно можно назвать «хронотопическим» (от термина «хронотоп»). Сюда относятся циклы, стихотворения в которых объединены на основании единства описываемых места и времени. Стихотворения, для которых едино описываемые место и время, вообще сильно тяготеют к циклизации (см., например, О.Э. Мандельштам «Армения», «Воронежские стихи», М.И. Цветаева «Стихи о Москве», А.А. Ахматова «Северные элегии», Н. Гумилёв «Чужое небо», «Абиссинские песни», В.Я. Брюсов «У моря», «На Сайме», «В городе» и др.). В творчестве А.Н. Майкова по этому принципу построены «Очерки Рима», «Неаполитанский альбом», которые, помимо хронотопического единства, связаны ещё и единством лирического субъекта – в них выражен особый цельный тип сознания и особый способ повествования. Интересно отметить, что в отношении этих циклов А.Н. Майкова, действительно, можно говорить о повествовании, так как они представляют собой ряд зарисовок, на поэтику которых сильное влияние оказали прозаические произведения натуральной школы, в частности – жанр натуралистического путевого очерка (в этом смысле данные циклы А.Н. Майкова подобны циклу Я. Полонского «Сазандар»). К этому же разделу относятся циклы «Из восточного мира», «Из странствований», «Дома», «Страны и народы».

Четвёртый принцип, на основании которого стихотворения в творчестве А.Н. Майкова объединяются в циклы, может быть назван субъектным, так как объединяющим моментом для этих циклов является единство лирического субъекта, отделённого от автора и имеющего своё собственное имя, характер и даже, в какой-то мере, биографию. Сюда относятся два цикла – «Альбом Антиноя» и «Из Аполлодора Гностика».

Отдельно от всех остальных стоят два цикла: «Переводы и вариации Гейне» и большой цикл «Картины». Последний состоит из мини-циклов, объединённых на основании разных признаков. Общий сквозной принцип, который можно выделить в «Картинах» - это отношение к истории как к неразрывному процессу.

Таким образом, можно видеть, что характерной особенностью творчества А.Н. Майкова является большое разнообразие принципов циклизации в его лирике.

 

Литература:

1.   Майков А.Н. Сочинения в двух томах. Т. I. - М., 1984. – 576 с.

2.   Мирошникова О.В. Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика. Омск, 2004. - с. 14-15.