К. филол. н. Шевцова Г.И.

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Россия

Мотив кругового пути в произведениях А.С. Грина

 

Мотив пути в творчестве А.С. Грина играет важную структурообразующую и смыслообразующую роль, участвуя в построении сюжета, создании характеров персонажей и выражении авторских идей.

Путь осмысливается писателем как познание и активное преобразование человеком внешнего пространства, приобщение его к космосу. В процессе преодоления трудностей пути происходит физическое и духовное становление и развитие личности.

В творчестве Грина обнаруживается несколько его разновидностей, образующих, как минимум, два вариационных ряда.  Первый  мы  выделяем,  положив  в основу дифференциации критерий цели передвижения персонажа, отражающий внутреннюю, содержательную сторону мотива. С этой точки зрения вычленяются следующие варианты пути: скитание (например, в рассказе «Смерть  Ромелинка»),  путешествие  («Вокруг света»),  бегство / уход («Рене», «Остров Рено»). Их сущностными признаками являются соответственно – отсутствие цели перемещения, наличие какой-либо цели (познавательной, экономической, развлекательной), движение с целью освобождения от чего-либо (тюрьмы, каторги, общества).

Целевая характеристика движения тесно связана с типологией гриновского героя. В художественном мире писателя путь как бессмысленное скитание свойственен для пассивной личности, движение активной личности отличается целенаправленностью.

Второй  ряд  выделяется  на  основе пространственного характера перемещения персонажа, т. е. критерия, определяющего данный мотив со стороны формы. Здесь мы различаем путь линеарный, горизонтальный (например, в рассказе «Сто верст по реке») и вертикальный («Блистающий мир»); круговой («Дорога никуда», «Вокруг света»); путь в «лабиринте» («Крысолов», «Лабиринт»).

Однако следует отметить, что эти классификации вариантов мотива в определенной степени условны, так как они не всегда поддаются четкой дифференциации и в текстах произведений писателя, как правило, можно обнаружить одновременно несколько разновидностей пути, образующих смысловой пучок.

В качестве примера рассмотрим тип кругового пути в произведениях А.С. Грина. Круговое движение как возвратное, конечное присутствует в целом ряде произведений писателя: романе «Дорога никуда», в рассказах «Вокруг света», «Возвращение», «Рене» и других.

Поскольку художественное видение Грина связано с архаическими представлениями человека о мире, функционирование в его творчестве мотива пути во многом определяется мифопоэтическими традициями.

Круг, один из самых распространенных мифопоэтических символов, присутствующих практически во всех культурах, обладает амбивалентной семантикой, тяготеющей к позитивности. Он является знаком солнца и неба. Сакральная осмысленность кругового движения выражается в ритуальных обходах святилища, дома, нового места поселения (например, в обряде венчания, во время богослужения). Ограничивая пространство, круг выполняет функцию защиты его от враждебных сил. Он символизирует вечность, воплощает «идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства» [6, 18].

Круг присутствует в мифопоэтических образах вселенной (как горизонтальная проекция мирового древа, мировой горы, в образе яйца, из которого зародился мир, в древнеиндийских мифах) и нередко служит знаком божественной природы, святости (например, нимб в православной символике).

«Круг ограничивает  внутреннее конечное пространство, но круговое движение, образующее это пространство, потенциально бесконечно» [6, 18]. Однако круг предполагает возвращение на то место, откуда начинается движение. Поэтому он может осмысливаться как «безвыходное положение, бесполезное прокручивание, где нет реального поворота и принципиального разрешения ситуаций» [8, 243] (такое значение имеет метафора «порочный круг»). Так, в христианской религии круговой путь оценивается негативно и противопоставляется линеарному движению человечества к будущему спасению.

В произведениях Грина круговое движение также характеризуется смысловой амбивалентностью, явно тяготеющей, в отличие от архаических представлений, к негативности.

Наиболее репрезентативен мотив кругового пути в романе «Дорога никуда» (1930). Сюжетная линия главного героя Тиррея Давенанта образует круг, так как, проходя через одинаковые ситуации, он неоднократно возвращается к исходному положению. Мотив круга реализуется и в пространственно-замкнутом пути центрального персонажа, который образуют уход из города Покета и возвращение в него.

Путь, совершаемый Давенантом в художественном пространстве романа, соотносится с путем «к чужой и страшной периферии» в архаических представлениях людей. Он воплощает идею борьбы человека с хаосом, в которой победа героя «обозначает освоение пространства, приобщение его к космизированному и организованному “культурному” пространству» [7, 341]. Такой путь требует от путешественника максимального напряжения сил для достижения цели. Однако в отличие от мифологических культурных героев, гриновскому персонажу не удается освоить внешний мир, который так и остается для него чуждым и враждебным. Причиной этого является недостаточная активность Давенанта.

Круговой путь становится символом жизни героя романа. Это движение без цели, без внутренней побуждающей причины, а потому бессмысленное и часто хаотичное, это  кружение на одном месте. В сущности, в символическом заглавном образе романа заключено отрицание самого движения как «перемещения в пространстве в каком-либо направлении» [4, 368], так как наречие «никуда» означает «ни в какое место, ни в одно из мест; ни в каком направлении» [5, 499].

Несмотря на благородство и богатство души, волю и мужество, Давенанту не удается реализовать себя ни в какой-либо полезной деятельности, ни в любви. Он быстро расстается с мечтами, не пытаясь их осуществить или прилагая для этого слишком мало усилий. А  проекцией внутренней инертности  героя  вовне становится утрата им возможности свободно двигаться – тяжелое ранение, заключение в тюрьму, где он умирает. В финале романа Давенант и сам осознает, что жизнь оказалась сильнее его. Одновременно он приходит к пониманию своих ошибок. Но расплата за опоздание (не за ошибки) – смерть. В этом сказывается нравственно-этический максимализм писателя: он не делает скидок своим персонажам, даже лучшим из лучших.

Жизнь Давенанта потому и превращается в скитание, что, не сумев наполнить ее целенаправленным, активным, поступательным движением, герой оказывается во власти внешних сил, подобно осеннему листку, влекомому ветром. По этой причине он нередко возвращается к тому, от чего хотел бы уйти, оказывается в исходном положении.

Движение по кругу символизирует также «постоянное возвращение к самому себе» [8, 265], ограниченность и закрытость пространства души человека. Действительно, Давенант замыкается в себе, стремится отгородиться  от всего мира. Далеко не случайно он оказывается в глухом месте на безлюдной тахенбакской дороге. Герой выбирает неверный жизненный путь – путь одиночества и разочарований, который ведет к гибели.

Различное осмысление круговой путь получает в рассказах писателя.  Так, в рассказе «Вокруг света» (1916) он репрезентирует активную личность, находящуюся в постоянном движении, вечном поиске, преодолении жизненных трудностей и самого себя, «сокрушителя судьбы». Именно таким человеком является изобретатель Жиль Седир. Он заключает пари с фабрикантом Фрионом, что в течение двух лет совершит кругосветное путешествие пешком и без денег. Честно выполнив условия договора, герой возвращается домой, но узнает о разорении Фриона. Тем не менее, он соглашается на аналогичное пари с другим богачом, и оправляется в повторное путешествие.

Деньги нужны герою рассказа для завершения его научных опытов. То есть путь Седира имеет цель, причем и личностно, и общественно значимую. Заветная мечта (полезное для людей изобретение), к осуществлению которой стремится  Жиль, – не призрачное видение, ее можно воплотить в жизнь при одном важном условии – умении преодолевать внешнее и внутреннее противодействие.

В рассказе актуализированы различные значения символа «круг», которые накладываются друг на друга: позитивные – граница мирового пространства (сема, заключенная в названии произведения – «Вокруг света») и бесконечное движение (эту сему реализует готовность героя совершить путешествие во второй и третий раз), негативное – безвыходное положение (его создает ситуация крушения надежды на получения приза и нового пари).

Замкнутый круг неблагоприятных обстоятельств преодолевается в произведении бесконечным движением. Это обусловлено не столько физической динамичностью героя (когда Седир узнает о том, что цель не достигнута по объективным причинам, малейшее движение становится ему отвратительным), сколько его духовной активностью, волевыми качествами: «Ну, вот… – сказал Жиль, скрутив слабость всей яркостью ослепшей в муках души, – я иду» [1, 187]. Неудачу Седир воспринимает как вызов судьбы, с которой он готов бороться до конца. Вполне естественно, что герой оказывается победителем, едва отойдя от родного города.

Цели раскрытия характера центрального персонажа служит мотив кругового движения и в рассказе Грина «Возвращение» (1924). В основе сюжета – плавание  крестьянина Ольсена на корабле, куда он поступает кочегаром ради денег. Путь героя имеет круговой характер, так как во время путешествия с ним происходит несчастный случай (падение с трапа в машинное отделение) – Ольсен заболевает, возвращается домой и умирает.

Личное пространство крестьянина замкнуто узким мирком его родной деревни. Его мысли сосредоточены на доме, а взор всегда обращен назад. Вынужденное путешествие кажется герою произведения сном, долгой болезнью.

Поэтому Ольсен одинок на судне, чужд и экипажу, и всему окружающему миру. Он сознательно отгораживается от всего нового, не связанного с крестьянским бытом, что открывается ему в путешествии, замыкается в своей «скорлупе», составляя контраст остальным морякам, чьи мысли направлены к неизведанному. Отправившись в плавание, герой впервые сталкивается с иным типом пространства – с безграничным и прекрасным миром. Но он представляется Ольсену чужим, антагонистичным родному миру деревни и потому с ненавистью отвергается.

В результате путешествие героя вместо того, чтобы открывать новые горизонты, становится безрадостным, мучительным движением к смерти. Оно является испытанием для Ольсена, в котором обнаруживается  его преобладающая внешняя и внутренняя статичность. Трудность пути заключается не в преодолении препятствий, опасностей на дороге, а в преодолении самого себя, к чему герой оказывается неспособным.

Тем не менее, путешествие дает Ольсену толчок к  осознанию ошибочности своей жизненной позиции, хотя оно приходит слишком поздно и достается дорогой ценой. Умирая, герой рассказа понимает, «что он – человек, что вся земля, со всем, что на ней есть, дана ему для жизни и для признания этой жизни всюду, где она есть» [2, 291-292]. Причем истина эта всегда была в  Ольсене, и лишь «душевные путы» мешали ее осознать.

Трагичность финала произведения придает авторской позиции особую остроту, категоричность: человек должен быть открытым миру, взаимодействовать с ним, стремиться реализовать  свой потенциал, в противном случае он не заслуживает дара бытия.

Несколько иное освещение проблема человеческой активности получает в рассказе «Рене» (1917). Здесь мотив кругового пути тесно переплетается с другим  значимым в художественной системе Грина мотивом – неволи. Героем произведения является преступник Шамполион, который бежит из тюрьмы с помощью влюбленной в него дочери смотрителя. Однако через два года он оказывается в той же самой тюрьме, и снова благодаря Рене, которую когда-то унизил и оттолкнул. Таким образом, путь героя данного рассказа также является круговым движением.

Показательно и присутствие семантики круга во внешности и психологическом портрете этого персонажа (сравнение с вращающимся динамо, самохарактеристика персонажа: «Я все-таки люблю в жизни ее холодное, головокружительное бешенство» [3, 336]).

Герой рассказа относится к типу активных личностей. Главными чертами его характера являются динамизм, энергичность. Оборотной стороной активности Шамполиона является состояние внутренней свободы, причем в первой части рассказа оба качества представляются имманентными в его натуре.

Однако деятельность героя носит преступный характер. Это не что иное, как бессмысленный круговорот, дающий лишь иллюзию движения. Освобождение узника из тюрьмы, как и само чувство свободы, являются мнимыми. Автор дает своему персонажу возможность стать подлинно свободным, изменив образ жизни, искупив вину любовью. Но Шамполион совершает предательство и теряет единственный шанс на спасение.

Активность героя, не направленная на нравственные цели, оказывается саморазрушающей силой, о чем свидетельствуют метаморфозы, происходящие с Шамполионом: он утрачивает энергичность, уверенность в себе, ощущение внутренней свободы, которые некогда делали его хозяином любого положения.

Если в первой части рассказа тюрьма является лишь легким препятствием на пути героя, то во второй части она превращается из статического начала в динамическое, имплицируясь в образе круга-капкана («Растягиваясь и еще сильнее сжимаясь вновь, круг не выпускал цели из своей гибкой черты» [3, 331]). Тюрьма «ловит» преступника, как бы возвращая себе то, что ей изначально принадлежит. Заключение и казнь – это расплата Шамполиона за грабежи и убийства, за преступление против любви и разрушенную судьбу девушки, за растраченный напрасно дар жизни.

Таким образом, мотив кругового пути в творчестве А.С. Грина служит средством выявления духовной сущности его персонажей, их способности противостоять враждебной действительности и, что более важно, преобразовывать мир своей деятельностью, как материальной, так и духовной. С этой целью писатель использует приемы нагнетания  драматических  событий, повторения сходных сюжетных ситуаций.

Если в рассказе «Вокруг света» круговой путь героя отличается целенаправленностью и осмысливается автором позитивно, то в более поздних произведениях он предстает бесцельным кружением и обладает негативной семантикой. Здесь мотив кругового пути связан либо с пассивностью и душевной замкнутостью субъекта движения («Дорога никуда», «Возвращение»), либо с безнравственным характером его деятельности («Рене»).

Анализ данного мотива помогает определить гуманистические представления писателя. Идеалом человека в творчестве А.С. Грина является активная личность, способная преодолевать препятствия, идти наперекор негативным обстоятельствам, преобразовывать окружающий мир своей созидательной деятельностью, направленной на благо других людей.

 

Литература

1.            Грин А.С. Вокруг света / А.С. Грин. // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1965. – Т. 4. – С. 179-189.

2.            Грин А.С. Возвращение / А.С. Грин. // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1965. – Т. 5. – С. 287-292.

3.            Грин А.С. Рене / А.С. Грин. // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1965. – Т. 5. – С. 321-340.

4.            Словарь русского языка: В 4 т. – М., 1985-1988. – Т.1. – М., 1985. – 696 с.

5.            Словарь русского языка: В 4 т. – М., 1985-1988. – Т. 2. – 1986. – 736 с.

6.            Топоров В.Н. Круг / В.Н. Топоров, М.Б. Мейлах // Мифы народов мира: В 2 т. – Т.2. – М., 1982. – С. 18–19.

7.            Топоров В.Н. Пространство / В.Н. Топоров // Мифы народов мира: В 2 т. – Т. 2. – М., 1982. – С. 340-342.

8.            Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М., 2000. – 576 с.