Филологические науки

Аллазова Ульвия Камрановна, диссертант, преподаватель

Западный университет (г. Баку)

Английская литература после II мировой войны и реализм Грэма Грина

Образование мировой системы социализма, рост демо­кратического движения в Западной Европе и националь­но-освободительного движения в колониальных странах, т. е. укрепление демократических сил, все это опреде­лило политику империалистических кругов Великобрита­нии в послевоенный период [1]. У власти в этот период были лейбористы, пришедшие к власти в 1945 году. Очень скоро демократические массы Великобритании испытали сильное разочарование в социальных реформах.

Политическая обстановка, усложнившаяся после вой­ны и в особенности к середине 50-х годов, воздействовала прямо или косвенно на настро­ения интеллигенции и получила отражение в английской литературе этих лет (течение «рассерженной молодежи» в 1953—1957 годах, «новые левые», сгруппировавшиеся во­круг журнала «Ньо лефт», литература о тинэйджерах после 1958 года, «Рабо­чий роман» и драма «новой волны») [2].

Пессимизм, бесперспективность, скепсис были четко отражены в английской литературе 60-х годов, что было связано с возвращением к власти консерваторов в 1970 году, тесным сотрудничеством правительства Великобритании и США, а также угрозой атомной войны.

Следовательно, нельзя назвать годы войны периодом расцвета литературы. Правда, после победы над фашистской Германией наблюдался некоторый подъем настроения. И это было ощутимо в первых романах Олдриджа и публицистике Шоу. Однако, в целом, общественная обстановка и атмосфера не способствовали расцвету подлинного искусства.

Послевоенный английский роман состоит из драматизма, где судьба Британской империи и событий в мире становится социальной основой. В нем героическая личность проявляет себя в сознательной политической борьбе.

В атмосфере распада системы колониализма в английской литературе появились про–колониальные романы, где с окончательным крушением колониализма все яростнее и яростнее становились выступления защитников старых колониальных порядков. К их числу относятся такие известные английские авторы, как Алек Во, Перси Ховард Ньюби, Джон Мастере и другие.

В начале 50-х годов в английскую литературу пришло несколько молодых писателей, которые положили начало нашумевшему течению «рассерженной молодежи» [1]. Течение «рассерженная молодежь» или «сердитые молодые люди» занимают видное место в этот период. В своих произведениях они выражали острое недовольство порядков тогдашней Англии.

Типологически это течение получило наиболее полное выражение в романах Кингсли Эмиса «Счастливчик Джим», Джона Уэйна «Спеши вниз» (1953г), Джона Осборна «Оглянись во гневе» (1956) [1]. Творчество каждого из них развивается в русле критического реализма. С крахом того «социализма», который обещали создать после войны, надежды на существующие перемены сменились отчаянием и разочарованием «сердитых молодых людей», жизнь которых стала полной неудовлетворенности из-за неустроенности бытия, полной страха из-за угрозы атомной войны.

На пороге 60-х годов они были вытеснены новым литературным течением – «рабочие» романисты. «Рабочими» романистами считались С. Берстоу, А. Силлитоу и С. Чаплин.

Важным орудием в освещении злободневных проблем современности стал реализм. Реалисты представляли переломные события в Англии, как социальную драму.

Писатели-реалисты пытаются раскрыть единство человека и мира. В поступках и переживаниях их героев заключено общечеловеческое содержание. Они считают, что задачей искусства является создание именно таких образов, которые бы легко узнавались, были доступны и понятны человеку.

После II мировой войны среди писателей-реалистов видное место занял Ивлин Во, Чарлз Перси Сноу, Джон Бойнтон Пристли и другие.

Тем не менее, крупнейшим реалистом из писателей современной английской литературы можно считать Грэма Грина. Всемирно известный Грин прошел большой творческий путь непрерывных исканий. Его творчество синтезирует в себе традиции классической литературы и художественные достижения реализма XX века. В творчестве Грина встречаются разные жанры: психологический, политический и детективный роман.

Грин вносит свой штрих в реалистическую традицию, предполагающую изображение человека в тесной связи и взаимодействии с окружающей его внешней средой [3].

Грэм Грин любит заглядывать в те уголки действительности, которые покрыты мраком, изучать души людей, исковерканные жизнью. Картины, создаваемые писателем, безотрадны, но нельзя не отдать ему должного в одном: он отнюдь не принадлежит к тем, чье искусство уводит людей от действительности, усыпляет их. Наоборот, книги Грина будоражат читателя [4].

Послевоенное творчество Грэма Грина развивается под знаком пристального внимания к бурно протекающим социально-политическим процессам в современном мире [5].

Действительно, своими произведениями Грин внес ощутимый вклад в борьбу с колониальными и диктаторскими режимами, последовательно выступая против насилия и угнетения. Он не только отражал те или иные события, которые потрясли мир, но благодаря обостренной  интуиции художника ему дано было иногда предвидеть назревающий революционный взрыв или возникновение кризисной ситуации в определенном регионе. Красноречиво о том свидетельствуют два знаменитых его романа 50-х годов – «Тихий американец» и «Наш человек в Гаване», возникшие, как и другие его подобные книги, в результате впечатлений автора от пребывания в тех  странах, о которых он повествует [5].  

К числу романов послевоенного периода относятся такие, как «Суть дела» (1948) – одно из самых сильных произведений Грина, «Конец любовной связи» (1951), «Ценой потери»(1961), «Комедианты» (1966).

Конечно же, исследование данной темы на этом не заканчивается, так как диссертационная работа автора связана с реализмом Г. Грина в английской литературе XX века, и будет продолжено в будущем.        

Литература:

1.     Ивашева. В.В. Литература Великобритании XX века: Уч. для студентов филол. спец. вузов. – М., 1984. С.176, С.236, С.236

2.     Ивашева. В.В. Грэм Грин / В кн.: Ивашева. В.В. Английская литература XX века. Москва: Просвещение, 1967. С.200

3.     Филюшкина С.Н. Деталь в романах Грэма Грина // Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж, 1974. С.142

4.     Аникст А. Грэм Грин и его роман «Тихий американец» // Грин Грэм Тихий американец. Свердловское книжное издание, 1958. С.184

5.     Бэлза С. Путешествия по «Гринленду» // Грэм Грин. (Романы). Тихий американец. Наш человек в Гаване. Комедианты. Издательство «Правда», 1986. С.8, С.8