Философия/История философии

Гленская О.А. научный руководитель Николенко К.В.

Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. И. Туган-Барановского,Украина

Философские взгляды в Киево - Могилянской академии

В истории мировой философской культуры особое место принадлежит украинской философии. Интеграция философской мысли Украины в мировую философскую мысль опосредованы чрезвычайно разнообразными факторами: с одной стороны, близость по духу и крови братских славянских народов, что отразилось в жизненных корнях украинского философствования, и с другой, - влияние европейской философской мысли, отразившееся на становлении философской культуры. Рассматриваемая тема нашла достаточно широкое отражение в литературе. К ней обращались как

отечественные, так и зарубежные авторы, причём не только представители украинской диаспоры. В их  числе Ю.Я. Барабаш, В.Г. Воронкова,  В.С. Горский, М.С. Грушевский, М.М. Закович, В.В. Зеньковский, И.А. Зязюн, Я.Д. Исаевич, М.К. Кабардов, В.Д. Литвинов, И.В. Огородник, Я.М. Стратий, З.И. Хижняк и др.

В духовной культуре Украины вторая половина семнадцатого  века – период формирования мировоззрения Просвещения, время активного осмысления интеллектуальных и философских достижений западноевропейской культуры. Центром  философской культуры, новатором в прочтении  новоевропейской концепции науки и знания в Украине становится Киево-Могилянская академия – первое высшее учебное заведение. В Киево-Могилянской академии философия вводится как специальный предмет изучения. Правда, она еще продолжает оставаться в рамках церковно-схоластического мировоззрения, однако в ней уже начинает вырисовываться тенденция сближения ее с опытным естествознанием, с запросами общественной жизни. Основное внимание уделяется проблемам познания природы и человека. Разделяя философские идеи Возрождения, философская мысль видит свое предназначение в осмыслении законов природы, а значит и  законов существования самого человека, законов его мышления, содержания его внутреннего мира. Академия стала обителью молодых развивающихся наук: логики, математической логики, семиотики (науки о знаках и символа), логической семантики (наука о понимании определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений; раздел семиотики), гносеологии. Киево-Могилянские философы вели свои размышления над такими темами: 1) возникновение государства; 2) роль человека в нем; 3) общественный гуманизм; 4) счастье. Философскую мысль академии можно отнести к школе материалистического мировоззрения.

 Среди преподавателей Киево-Могилянской коллегии немало известных в Украине и за рубежом философских деятелей: Ф. Прокопович, И. Гизель, а также среди воспитанников заведения: Г. Сковорода, С. Яворский и другие. Это философы, которые были знакомы как с древней философией, так и с новыми западноевропейскими учениями и течениями.

Феофан Прокопович – центральная фигура в истории Киево-Могилянской академии – епископ Православной Российской Церкви. Философские и политические взгляды Феофана Прокопоича: в науке приверженец Ф. Бэкона и Р. Декарта, отрицает главенствующую роль духовенства в общественной жизни, рассматривает проблемы взаимодействия человека и государства, государства и церкви, первым в Киево-Могилянской академии обратился к изучению человека  и его роли в истории, считал, что Вселенная состоит из множества миров, которые находятся в непрерывном движении, материя также непрерывно движется и изменяется в количестве и качестве, стал первым теоретиком семиотики.

Иннокентий Гизель – архимандрит Киево-Печерской лавры – был назначен на пост ректора Киево-Могилянской коллегии в 1656 году Петром Могилой. Считает, что Бог, пребывая везде, причастен к каждой сущности, что и сталкивает его с материальным миром. Гизель отрицает наличие в небе субстанциональных изменений и доказывает однородность земной и небесной материй. Он говорит, что движение - это любые изменения, происходящие в материальном мире, в частности в обществе.

И. Кононович-Горбатский был приверженцем сенсуализма - направления в теории познания, согласно которому основной и главной формой достоверного познания являются ощущения и восприятия. Разрабатывал идею двух истин - религиозной и философской.

Значение Киево-Могилянской философской традиции велико не только потому, что она дала мощный толчок развитию отечественной просветительской  концепции и представила философию как особую форму научного знания, отделенную от богословия, но еще и в том, что как ни какая другая философская культура  этого периода способствовала  направленности философии в плоскость мировоззренческого контекста, понимания человека как ценности и самоцели истории. Не смотря на то, что философская культура все еще оставалась под влиянием религии, однако в годы активной деятельности мыслителей Киево-Могилянской академии она стала заметно сближаться с естествознанием, обрела черты науки и начала формировать собственную концептуальность как способ познания человека и природы. Кроме того, что академия стала катализатором развития отечественной просветительской концепции, Киево-Могилянская философская мысль дала украинскому обществу идею понимания человека как ценности и самоцели истории.

Список использованной литературы

1. Хижняк С. И. "Киево - Могилянская академия. Исторический очерк". - К., 1994.

2.  О.Субтельний "История Украины". - К., 1994.

3. Украинская и зарубежная культура. Учебник. - К., 1998.