Д.ист.н. Мартыненко А. В., д.ист.н. Надькин Т. Д.
Мордовский государственный педагогический институт, Россия
ЭКСТРЕМИСТСКИЕ
ТЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ
АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
Статья выполнена в рамках проекта «Научно-методическое
обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского
образования» (Государственное задание Минобрнауки РФ ФГБОУ ВПО «Мордовский
государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»).
В 1990-е гг. в
Республике Мордовия (РМ), прежде всего – в г. Саранске стали возникать
небольшие молодежные группы, исповедующие идеи политического радикализма левого
или националистического толка. Данные группы причисляли себя к таким
организациям, как «Русское национальное единство» (РНЕ) Баркашова,
Национал-большевистская партия (НБП) Лимонова, Союз офицеров Терехова, а также
к движению скинхедов.
В начале 2000-х гг. в
республике оформилось движение «молодых левых», которое объединило активистов
нескольких взаимодействующих политических организаций – Содружества коммунистической
молодежи (СКМ), Коммунистической партии Нины Андреевой, Рабоче-крестьянской
российской партии (РКРП), Авангарда красной молодежи (АКМ). Самым
многочисленным из названных объединений «молодых левых» РМ является Содружество
коммунистической молодежи, которое выступает в качестве молодежного крыла КПРФ
Г. Зюганова. Участники СКМ создали в г. Саранске пионерскую организацию, в
которую вошло более двухсот учащихся средних школ.
Деятельность «молодых
левых» в РМ сводится к различным формам пропаганды их политических взглядов,
которые представляют собой весьма эклектичное сочетание отдельных идей
марксизма, троцкизма и, отчасти, даже маоизма и «гошизма» западноевропейских
«новых левых» 1960-х гг. Причем все эти идеи «помножены» на ностальгическое отношение
к советскому прошлому и максималистское неприятие реалий современного
российского общества. Представители данных групп единодушны в оценках
политического строя Российской Федерации (РФ) как «олигархического» и
«проамериканского». Другой тезис пропаганды «молодых левых» в РМ – неизбежность
революции в России в относительно недалекой перспективе. В целом, в основе этой
риторики лежит некий романтизированный и явно утопичный образ грядущей
революции, которая якобы будет носить всенародный и бескровный характер. Хотя,
с другой стороны, в своих отдельных высказываниях «молодые левые» допускают
насилие, говоря о необходимости «репрессий в отношении олигархов» или
декларируя свою готовность «взять в руки “калашниковы” и защищать революцию».
В общем ряду радикальных
молодежных группировок Мордовии обособленное положение занимает местный филиал
Евразийского союза молодежи (ЕСМ) А. Дугина, созданный в Саранске в 2007 г. на
основе мордовского отделения НБП. Последнее обстоятельство, конечно,
неслучайно, поскольку, как известно, А. Дугин и его соратники покинули партию
«нацболов» и создали самостоятельную организацию в 2005 г. «Евразийцы» в РМ позиционируют
себя в качестве политических противников не только нынешней российской
политической системы, но и «молодых левых». Саранские активисты ЕСМ, именующие
себя «новыми опричниками» и «новобранцами эскадронов евразийской революции»,
противопоставляют левым и либеральным идеологиям учение, сформулированное г-ном
А. Дугиным и представляющее собой, по сути, трактовку евразийской теории Льва
Гумилева с позиций политического радикализма. Если «молодые левые» ратуют за
возрождение СССР и почитают Сталина и Че Гевару, то «евразийцы» говорят о
планах создания некой «евразийской империи», предлагая в качестве идеалов
Чингисхана, Ивана Грозного и испанского диктатора Франко. Например, в 2008 –
2009 гг. Саранское отделение ЕСМ было немногочисленно (около 15 чел.).
Все выше названные
радикальные молодежные группы демонстрируют свое неприязненное отношение к
другим молодежным течениям, существующим в РМ – как к политическим («Наши»,
«Молодая гвардия»), так и к связанным с альтернативными субкультурами (т. н.
«эмо», «готы» и т.п.).
Появление в начале
2000-х гг. в РФ, в целом, и в РМ, в частности, новых экстремистских групп (в
основном, левого и националистического толка) стало неотъемлемой частью общей
радикализации политического спектра Европы, проявлениями которой стало
формирование международного движения антиглобалистов, попытки реанимировать
некогда разгромленные ультралевые организации (например, итальянские «красные
бригады»). При всем разнообразии и специфике новых радикальных течений, все
они, так или иначе, позиционируют себя в качестве своеобразного ответа на вызов
глобальной экспансии США. Рассмотренные в этой статье радикальные молодежные
группировки в РФ, действующие и на территории РМ, также во многом выстраивают
свою пропаганду на антиамериканских и, шире, «антизападных» лозунгах.
В 1990-е – начале 2000-х гг. Мордовия
стала весьма характерным примером «расползания» салафитского (ваххабитского)
движения по России. На территорию республики идеи салафийя проникли в 1997 г.,
во многом усилиями эмиссара-проповедника из Астраханской области (из общины
Айуба), некоего Олега Марушкина, принявшего ислам под именем Абузар. Обосновавшись
в с. Белозерье Ромодановского района РМ, он начал активно привлекать
сторонников из числа сельской татарской молодежи. Недовольство большинства
татарского населения, исповедующего традиционный ислам суннитского толка, и
энергичные контрмеры, предпринятые республиканскими силовыми структурами,
заставили господина О. Марушкина (Абузара) покинуть пределы Мордовии. Но
салафитская пропаганда не прошла бесследно – последователи «изгнанного»
проповедника основали собственную общину, которая сохранялась в Белозерье до
начала 2000-х гг.
Более того, в 2004 –
2011 гг. на территорию РМ неоднократно проникали эмиссары, проповедники и даже
боевики различных экстремистских исламских групп – от пресловутого
«ульяновского джамаата» до более известной «Хизб-ут-Тахрир». Сенсациями для
маленькой поволжской республики стали задержание в Саранске боевика
среднеазиатского филиала «аль-Каиды» (2005 г.) и женщины-шахида с Северного
Кавказа (2007 г.).
Таким образом,
вышеуказанные факты являются свидетельством формирования в центральных регионах
РФ, включая Поволжье (и, в частности, РМ), разветвленной сети исламистских
группировок экстремистского толка, деятельность которых направлена на общую
дестабилизацию политической и этноконфессиональной обстановки в регионе.
Преуменьшать и тем более игнорировать эту тенденцию крайне недальновидно и даже
опасно.
В январе 2009 г.
правоохранительные органы РМ раскрыли тайное общество «Орден дьявола»,
действовавшее в республике с 2003 г. Общество было основано гражданином
Беларуси А. Казаковым, обучавшимся на медицинском факультете Мордовского госуниверситета.
В ряды сатанистов было вовлечено более 60 чел., проживающих в Мордовии и за ее
пределами. Вовлечение в «Орден дьявола» проходило с помощью пропаганды и
распространения сатанистской литературы. Его участниками были студенты ряда
факультетов университета, некоторых институтов республики и даже учащиеся
старших классов средних школ. Тщательно законспирированное общество было
структурной ячейкой широкой организационной сети сатанистов, действующей не
только в РФ, но также в некоторых других государствах СНГ. Эта сеть, получившая
название «Nobilis Ordo Diaboli» («Орден дьявола»), была создана в 1999 г. в
Подмосковье на базе секты Legion 666 (г. Москва) и «эзотерической
организации черных магов» «Сфера хаоса» (г. Минск). Автономными филиалами
«Ордена» являются следующие организации: «Клуб Hell Fire» (г. Минск и г. Витебск), «Орден
черного дракона» (г. Ростов, а также отделения в Краснодарском крае, Сибири, в
Республике Украина), «Дом ad-Tenzo» (отделения в Поволжье). Сами
участники «Ордена дьявола» позиционируют себя как оккультную организацию
сатанистского толка, деятельность которого на территории РМ сводилась к
выполнению «оккультных обрядов» - сексуальных оргий (в том числе с привлечением
несовершеннолетних), «алкогольных марафонов», приему наркотических веществ и
т.п. Данные события являются еще одним подтверждением приверженности части
современной российской молодежи, прежде всего, студенчества, к разного рода
деструктивным культам. Небольшие группы сатанистов и сторонников тоталитарных
религиозных организаций наподобие «Белого Братства – ЮСМАЛОС» действовали среди
студентов вузов РМ еще в 1990-е гг., но были немногочисленны и быстро сошли на
нет. Прецедент с «Орденом дьявола» начала 2000-х гг. говорит об устойчивости,
«живучести» подобных движений в молодежной среде. Очевидно, что немалую роль в
популяризации инфернальных культов играют отдельные направления и представители
альтернативной контркультуры («эмо», «готы», брутальные сатанисты в уродливых
масках из американской группы «Slipknot», и т.д., и т.п.), к слову,
открыто пропагандируемой многими молодежными изданиями и телеканалами РФ.
Истоки молодежной
«моды» на сатанизм носят не столько социальный, сколько социокультурный и
психологический характер. Сюда можно отнести свойственное многим молодым людям
стремление самоутвердиться и выделиться из «серой массы» за счет приверженности
разнообразным альтернативным субкультурам, обостренное восприятие и
максималистское неприятие действительности со всеми ее пороками и
несправедливостями, и, добавим, элементарное невежество, незнание традиций
этнической и конфессиональной культуры своей страны. Однако в целом,
экстремистские и радикальные группы на территории Республики Мордовии
немногочисленны и не пользуются большим влиянием.
Литература
1. Богатова О. А., Козин В. В., Сухарев А. И., Шилов
Н. В. Религиозные организации и межконфессиональные отношения в Республике
Мордовия // Бюллетень Научного центра социально-экономического мониторинга
Республики Мордовия. 2004. № 12.
2. Грачев С. В., Мартыненко А. В., Шилов Н. В. Православное христианство и ислам в Мордовии: проблемы
межкультурного диалога. М., 2005.
3. Мартыненко,
А. В., Шилов Н. В. Социокультурные и этнополитические особенности ислама в Республике
Мордовия // Россия и мусульманский мир: сб. Русского исторического общества: Т.
7 (155). М., 2003. С.226-233.