Д.ист.н. Надькин Т. Д., асп. Власенко Д. В.

Мордовский государственный педагогический институт, Россия

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

В ПЕРВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI ВЕКА

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»; проект «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования»

 

Процессы «религиозного ренессанса», охватившие российское общество в конце 1980-х – 1990-е гг., в полной мере затронули Республику Мордовия (РМ), на территории которой, после десятилетий искусственно насаждаемого атеизма, вновь стала возрождаться конфессиональная жизнь. В первые годы XXI в. в Мордовии продолжают действовать разнообразные конфессии – от традиционных до самых экзотических. Наибольшим влиянием здесь пользуются русская православная церковь и ислам суннитского толка. Кроме того, как и в других субъектах Российской Федерации, в РМ также весьма активны различные протестантские общины. К началу 2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия были зарегистрированы 341 религиозная организация, представляющие 10 конфессий. Это Русская православная церковь (284 религиозные организации), ислам суннитского толка (43 организации), баптисты (3 организации), иудаисты (1 организация). Есть также адвентисты седьмого дня, пятидесятники, церковь Ингрии, евангельские христиане, свидетели Иеговы, кришнаиты 1. Отдельные граждане РМ исповедуют католицизм, ислам шиитского толка, христианство армяно-григорианской церкви, религию бахаи 2 и даже неоязыческие культы 3.

В рамках данной статьи предлагается общий обзор важнейших событий религиозной жизни Мордовии начала 2000-х гг., связанных с деятельностью Саранской и Мордовской епархии Русской православной церкви (РПЦ).

Важнейшим направлением работы РПЦ в Мордовии начала 2000-х гг. оставалась ее социально ориентированная деятельность, которая реализовалась под эгидой двух структурных подразделений Саранской епархии РПЦ – Отдела религиозного образования и Миссионерского отдела. Неотъемлемой частью такой деятельности стало возрождение духовного и социального института православного миссионерства.

Так, в феврале – начале марта 2004 г. под руководством Миссионерского отдела Саранской епархии, впервые в истории Русской православной церкви на территории Мордовии, были проведены Миссионерские курсы по подготовке епархиальных миссионеров. После окончания указанных курсов многие его выпускники начали социальное служение среди детей-сирот трех приютов: «Надежда» и «Радуга» (оба действуют в городе Саранске) и школы-интерната в п. Ялга. Таким образом, несмотря на то, что православное миссионерство в Мордовии переживает стадию начального формирования, «делает первые шаги», оно уже стало приносить свои первые и, несомненно, позитивные плоды.

Рассматриваемый период в Мордовии был отмечен дальнейшей активизацией социально ориентированной и культурно-просветительской деятельности Русской православной церкви.

В частности, продолжился процесс формирования законодательной базы сотрудничества Саранской епархии РПЦ с государственными учреждениями РМ.  Например, вслед за подписанием соглашения о сотрудничестве с Комиссией по правам человека при Главе Республики Мордовия, Министерство внутренних дел РМ 29 июня 2005 г. заключило соглашение о взаимодействии с представителями Саранской епархии. Цель данного документа состояла в укреплении правопорядка и законности в республике, преодолении духовно-нравственного кризиса. Согласно соглашению сторон, отныне социальная поддержка сотрудников внутренних дел, членов их семей, их духовно-нравственное воспитание будет проходить с участием православных священнослужителей. Кроме того, священники будут участвовать в подготовке и проведении юбилейных,  праздничных торжеств (таких как принятие присяги, вручение боевых знамен, отдание почестей милиционерам, погибшим при исполнении служебных обязанностей), в мероприятиях, связанных с отправкой сотрудников мордовской милиции в командировки в Северо-Кавказский регион с целью оказания морально-психологической поддержки. Помимо этого, священнослужители будут участвовать в исправлении и перевоспитании граждан, переступивших закон, будут вестись просветительские и воспитательные работы по предупреждению правонарушений среди населения. МВД РМ, в свою очередь, приняло следующие обязательства: проводить профилактические мероприятия по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с посягательствами на культурные и религиозные ценности РПЦ; обеспечивать порядок при проведении религиозных праздников (в том числе крестных ходов); проводить организацию встреч с представителями Саранской епархии для разработки конкретных мероприятий, направленных на сохранность и противопожарную безопасность церковных зданий, икон, культовой утвари и т.п.

Безусловно, данное соглашение стало одним из многих проявлений  дальнейшего расширения и укрепления сотрудничества церкви и государства. С другой стороны, необходимо учитывать, что сотрудники органов внутренних дел являются представителями разных национальностей, и наряду с православными, среди них есть мусульмане (прежде всего, представители татарской национальности). Очевидно, что в данной ситуации желательно аналогичное участие мусульманского духовенства РМ, которое, по мнению автора статьи, способствовало бы гармонизации межконфессиональных отношений в республике.

В 2005 г. активно продолжалось восстановление старых и возведение новых православных храмов на территории РМ. Главным же храмовым строительством Мордовии было, конечно, возведение в Саранске монументального здания кафедрального собора Святого Феодора Ушакова

Важным центром научно-просветительская деятельности Саранской епархии РПЦ стало Саранское духовное училище (СДУ), возглавляемое протоиереем Александром Пелиным. СДУ проводит конференции и «круглые столы», под покровительством данного православного учебного заведения находится Межрегиональный турнир-фестиваль традиционных боевых искусств народов России «Весенние ристания».

В конце марта 2009 г. Святейший Синод Русской православной церкви назначил архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия исполняющим обязанности управляющим делами Московской патриархии. В обязанности управляющего делами Московской патриархии входят хозяйственно-экономические вопросы, курирование периодических изданий Синода, подготовка новых кадров, посещение епархий. Примечательно, что архиепископ Варсонофий наряду с новыми обязанностями продолжил и служение в качестве главы Саранской и Мордовской епархии.

1 февраля 2010 г. «во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии» архиепископ Варсонофий был возведен в сан митрополита.

Таким образом, можно констатировать, что православная жизнь Республики Мордовия в первом десятилетии XXI столетия была весьма плодотворной, насыщенной событиями, свидетельствующими о дальнейшем укреплении позиций церкви в обществе и государстве.

 

Примечание

[1] Известия Мордовии. 14 февраля 2007.

2 О попытках создать общину бахаи в г. Саранске см.: Мартыненко А. В. Бахаи в России // Вестник Евразии. 2006. № 1 (31). С. 124-144.

3 Автор данной статьи специально не исследовал феномен возрождения языческих культов мордвы в Республике Мордовии. Данную проблему изучали Н. Ф. Мокшин и Е. Н. Мокшина. См., например: Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1998. С. 225-226; Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX – начале XXI века. Саранск, 2003. С. 212-217.