История / 1. Отечественная история

д. иск., доцент Федоровская Н.А.

Дальневосточный федеральный университет, Россия

 

Летописные подтверждения получения

Василием Каликой белого клобука

 

Новгородский архиепископ Василий Калика (? -1352) оставил заметный след в древнерусской истории, проявив себя влиятельным церковным иерархом, политиком, градостроителем, писателем. Он жил в сложный период истории нашего отечества, когда междоусобные политические и экономические столкновения препятствовали объединению русских земель и противостоянию Орде. Его судьба оказалась тесным образом связана с такими знаковыми фигурами того времени как митрополит Киевский и всея Руси Феогност (?-1353), великий князь Московский Иван Данилович Калита (? - 1340), тверской князь Александр Михайлович (1301-1339), литовский князь Гедимин (1275-1341), а также со многими другими важными историческими фигурами XIV века. В работах М.В. Печникова, А.М. Панченко, О.В. Кузьминой, В.М. Кириллина и других исследователей рассмотрены различные аспекты, связанные с этой исторической личностью.

Особый интерес вызывает факт награждения Василия т.н. белым клобуком - особым символом, играющим значительную роль в православии. Клобук представлял собой головной убор в виде шапочки белого цвета полусферической формы, в центре которой вышит крест. Сохранилось Сказание, согласно которому белый клобук был символом высшей церковной власти, в нем подробно описывалось его создание, чудесное путешествие от римского папы Сильвестра к константинопольскому патриарху, а затем в Новгород к владыке Василию [3; 15].

На основании сравнительного анализа новгородских летописей создается хронология событий жизни Василия Калики с момента вступления в должность в 1331 г. до 1335 г., направленная на выявление косвенных свидетельств возможного получения клобука. Используемые в летописях датировки уточнены по Месяцеслову XIII в., близкий список которого, судя по совпадению дат и специфических названий праздников, мог использоваться при составлении летописей, что позволит точнее представить жизнь новгородского владыки [7, с. 585-593].

После добровольного сложения с себя полномочий архиепископа Моисея 1 января 1331 г. новгородцы избирают новым владыкой Василия Калику. Посвящение в сан архиепископа Новгородского и Псковского состоялось 25 августа 1331 г. митрополитом Киевским и всея Руси Феогностом в церкви Пресвятой Богородицы г. Владимира-Волынского. Только через три месяца 8 декабря 1331 г. Василий Калика вернулся в Новгород, чтобы приступить к своим обязанностям. Тем самым процесс поставления в сан занял почти год, что было вызвано непростыми отношениями с соседями. В частности на пути во Владимир-Волынский и обратно в Новгород поезд владыки подвергся нападению со стороны людей литовского великого князя Гедемина [18].

Последующие годы служения архиепископа Василия наполнены активной деятельностью. В 1333 г. по настоянию владыки в Новгороде покрывается свинцом крыша Софийского собора, на которой ставится новый крест. Одновременно продолжается строительство каменного города (крепостной стены с башнями, которая была начата еще в 1331 г. сразу после избрания нового владыки новгородцами) [10, c. 345]. Сооружение его идет довольно быстро и уже в 1334 г. в летописях появляется запись о том, что «город каменыи покрылъ владыка» т.е. речь идет о заключительном этапе строительства [10, c. 346].

Руководство епархией выпало на сложное время междоусобиц. В 1333 г. архиепископ принимает участие в урегулировании конфликта новгородцев с великим князем Иваном Даниловичем Калитой. Отказ новгородцев платить т.н. «закамское серебро» грозил разорением новгородских земель войсками великого князя Московского. Новгородцы пытались решить вопрос миром и посылали посольство к Ивану Калите, в состав которого входил, как представитель Церкви, архимандрит юрьевского монастыря Лаврентий. Эти переговоры закончились неудачно, поэтому архиепископ Василий был вынужден начать их заново [10, c. 345]. Отсутствие мирного договора с грозным соседом сильно осложняло положение Новгорода, имеющего, кроме того, напряженные отношения с Литвой, войска которой часто беспокоили границы Новгородской республики. Поиск союзников приводит Василия Калику в Псков.

Летописи прямо указывают на это: «приихавъ владыка Василии от великаго князя Ивана, и поиха въ Плесковъ» [10, c. 345]. Следует обратить внимание на то, что согласно летописям новгородские владыки не посещали этот город семь лет, и отношения между Псковом и Новгородом были, скорее всего, не простыми, особенно после отказа митрополита Феогноста учредить в Пскове самостоятельную епархию. Однако Василий Калика принимается в Пскове «с честью» и крестит сына опального великого князя Александра Михайловича Тверского – Михаила. Действия архиепископа нельзя рассматривать иначе как тонкий политический ход, благодаря которому владыка приобретает для Новгорода сильного союзника.

В июне 1334 г. владыка вновь посещает митрополита Феогноста во Владимире, где принимает участие в хиротонии Сарайского епископа Афанасия [14]. Кроме того, предполагается, что он просит митрополита оказать влияние на великого князя Ивана Калиту для мирного урегулирования конфликта. Вернувшись из Орды, Иван Данилович, в связи с новыми политическими обстоятельствами, меняет решение и заключает мир с Новгородом. 16 февраля 1335 г., в день поминания св. мученика Панфила, великий князь посещает Новгород.

Наряду с государственными делами Новгородской республики, архиепископ Василий продолжает заниматься делами церкви. В 1335 г. владыка основал церковь Успения Пресвятой Богородицы на Зверинце. Зверинцем новгородцы называли пригородный лес, предназначенный для княжеской охоты. Впоследствии там был организован Зверин монастырь, в котором и была построена церковь. В том же году Василий Калика заложил каменный острог от св. Ильи к св. Павлу [10, c. 346]. Слово «острог» не соответствует измененному в XVIII в. пониманию этого термина как места заключения под стражу. Острог в Новгороде представлял собой комплекс военно-оборонительных сооружений, включающий валы, стены и башни, в том числе и деревянный частокол – отсюда, скорее всего, и произошло его самоназвание. Сооружение было возведено на т.н. Торговой стороне, расположенной на правом берегу р. Волхов, которая была противоположна Софийской стороне (левый берег реки), где находился новгородский Кремль (Детинец). Современные археологические изыскания подтвердили наличие каменной стены между церковью Св. Ильи Пророка и Варецким Павловым монастырем, в котором был храм константинопольского патриарха св. Павла [1;4].

Именно к 1335 г. относится упоминание получения владыкой клобука. В третьей Новгородской летописи имеется запись о том, что при архиепископе Василии был принесен белый клобук от царя Константина и папы Сильвестра в Великий Новгород [11, c. 218]. О белом клобуке, как об уже имеющем место факте, упоминается во второй новгородской летописи под 1424 г. [8, c. 51].

Эти, казалось, неоспоримые летописные свидетельства вызывают в настоящее время ряд вопросов. Дело в том, что по сохранившимся данным новгородские архиепископы действительно носили белый клобук. Однако до сих пор остаются не до конца выясненными время и причина появления этого элемента одеяния. Несмотря на столь значительное событие в жизни Новгорода, о нем упоминают далеко не все летописи. Сохранившиеся своды повествующих о клобуке второй и третьей новгородских летописей датируются XVI в., что теоретически допускает возможность более позднего включения в них этого события, а также влияния на летописцев Сказания о клобуке. До сих пор ведутся дискуссии о том, был ли на самом деле у владыки клобук, или Сказание и другие источники, в которых упоминается этот факт, есть свидетельства более позднего времени.

Сказание предположительно было составлено в средине XVI в. когда было создано большое количество аналогичных произведений [3]. В.М. Кириллин отмечает, что в качестве причин его создания могло быть и стремление объяснить факт существования клобука в Новгороде. Письменная фиксация легенды в этот период хотя и не опровергает возможности ее более раннего существовании в устной форме, но в значительной степени осложняет научное изучение, требующее объективного подхода. Поздний факт появления Сказания так или иначе проецируется на остальную информацию, связанную с клобуком.

Сказанием о клобуке теоретически можно объяснить не только появление этого события в летописях, но и изображение владыки Василия с клобуком и ризами на миниатюрах Лицевого летописного свода, датируемого 70-ми гг. XVI в., связанными в частности с созывом новгородского веча в 1342 г. (БАН. 30.7.30. Древний летописец. т. 2. л. 394).  Клобук и ризы на Василии Калике присутствуют на иконе 1728 г., представляющей Собор Новгородских святых (ГТГ). В Строгановском толковом описании иконописных подлинников конца XVIII в. также упоминается наличие клобука и риз у владыки Василия: "А подобием впросед, брада со Власиеву, на конце вдвоем повилась, космачки, на главе клабук бел, ризы святительския" (БАН. Строг. 66. л. 152) . Возникает устойчивое впечатление того, что история о клобуке у Василия более связана с XVI в., нежели с XIV в.

В то же время об обратном свидетельствует прижизненный портрет Василия Калики, сохранившийся на позолоченной пластине Васильевских врат Софийского собора (1336 г.), который изображает его в белом клобуке и кресчатых ризах. Факт того, что владыка изображен в полученном в 1346 г. полиставрии (кресчатые ризы), позволяет предположить, что пластина была изготовлена (или дополнена) после его награждения, что не отвергает возможность создания портрета с клобуком при жизни архиепископа. Об иных изменениях пластин ни летописи, ни исследователи не упоминают, что позволяет надеяться на ее создание в XIV в. [2].

При раскопках в Софийском соборе в 1946 г. были обнаружены останки одного из архиереев XIV в., похороненного в белом клобуке. Этот клобук выставлен в экспозиции Новгородского государственного музея-заповедника. А.Л. Монгайт на основании обнаруженного клобука и полиставрия предполагал, что это могли быть останки архиепископа Василия, однако В.Л. Янин считает, что останки, а следовательно и клобук, могли принадлежать и более поздним новгородским архиепископам, например, Симеону (1415-1421) или Ефимию I (1423-1429) [6; 20; 14]. В любом случае это не опровергает исторический факт существования в XIV-XV вв. белого клобука у новгородских архиереев.

Эти свидетельства заставляют еще раз внимательно изучить летописи и искать косвенные факты существования у владыки Василия клобука. Обратим внимание на то, что в первой, четвертой, пятой новгородских летописях, а также т.н. летописи по списку П.П. Дубовского в том месте, где в третьей летописи вводится упоминание о получении Василием Каликой клобука, появляется запись о том, что архиепископ едет в Москву к князю Ивану Калите: «князь великыи позва владыку к себе на Москву на честъ, и посадника и тысяцкого и вятших бояръ; и владыка Василии ездивъ, и чести великои много видилъ» [10, с. 347].

Остается открытым вопрос, с какой целью владыка ездил к князю Ивану Даниловичу в Москву, где ему были оказаны особенные почести, и почему московская светская власть так привечала новгородского церковного иерарха. Летописные источники не указывают на то, что могло послужить причиной столь высокого приема. Приведенные факты из жизни и деятельности владыки до этого события также не дают определенного ответа на этот вопрос. Однако столь частое упоминание в летописях о «высокой чести» говорит о чем-то очень значимом, причем значимом именно для Василия Калики. Контекст построения текста летописи свидетельствует о незначительности его сопровождающих. Посадник, тысяцкий и бояре упоминаются как прибавление и зачастую отсутствуют в тексте, что  весьма красноречиво говорит о том, что именно владыке была оказана та самая «честь» [9, с. 111; 12, с. 226].

Это позволяет выдвинуть предположение о связи летописного эпизода с историей о клобуке. Возможно, что туманное высказывание о чести, может в определенной степени служить свидетельством получения этой награды. В этом случае наблюдается замещение одного эпизода другим. На данном этапе исследования сложно говорить об истинных причинах, послуживших основанием замены описания исторического факта. Возможно, что на определенном этапе существования истории о клобуке потребовалась сакрализация всех связанных с ней элементов. Факт его получения становился сокрытым для непосвященных. Завуалированная «великая честь», указанная в летописях, более соответствовала средневековому представлению о чудесном, мистическом обретении клобука владыкой Василием.

 

Литература

 

1.            Алешковский М.Х. Очерк истории строительства вала, каменных стен и башен Окольного города (1968) [Электронный ресурс]. URL: http://www.arc.novgorod.ru/aleshk/ind.php (дата обращения 08.04.12).

2.            Кавельмахер В.В. К истории Васильевских дверей Софии Новгородской // Зубовские чтения. Вып. 2. Струнино, 2004. С. 139-152.

3.            Кириллин В.М.  «Повесть о новгородском белом клобуке»: время происхождения и соотношение первых редакций // Герменевтика древнерусской литературы. Вып. 11. М. 2004. С. 393-437.

4.            Косточкин В.В. Русское оборонное зодчество конца XIII - начала XVI веков. М.: изд-во АН СССР, 1962. 286 с.

5.            Кузьмина О.В. Республика Святой Софии. М.: Вече, 2008. 448 с.

6.            Монгайт А.Л. Раскопки в Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. М., Л. 1949. Вып. 24. С. 100-104.

7.            Мясецеслов по церковному Обиходу XIII в. // Макарий, митрополит (Булгаков) История Русской церкви. т.2. М. 1995. С. 585-593.

8.            Новгородская вторая летопись // Полное собрание русских летописей т. 3. Вып. 2. СПб.: тип Имп. АН, 1879. 628 с.

9.            Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского // Полное собрание русских летописей т. 18. М.: ЯСК, 2004. 368 с.

10.        Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., Л.: изд-во АН СССР, 1950. 659 с..

11.        Новгородская третья летопись // Полное собрание русских летописей т. 3. Вып. 2. СПБ.: тип. Имп. АН, 1879. 628 с.

12.        Новгородская четвертая летопись // Полное собрание русских летописей т. 4. Ч. 1. Петроград: тип. Я. Башмаков и К, 1915. 332 с.

13.        Панченко А.М. Василий Калика // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л. 1987. С. 92-95.

14.        Печников М.В. Василий Калика // Православная энциклопедия т. 7. М. 2004 . С. 200-203.

15.        Повесть о новгородском белом клобуке // Памятники литературы Древней Руси: середина XVI века. М. 1985.

16.        Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М.Л.: изд-во АН СССР, 1948. 792 с.

17.        Трояновский С.В., Тарабардина О.А. Археологические свидетельства строительной активности архиепископа Василия Калики в новгородском детинце // Новгород и Новгородская земля. Новгород, 2004. С. 353-354.

18.        Федоровская Н.А. Начальный этап деятельности новгородского владыки Василия Калики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 6(20), 2012, часть II, Тамбов, 2012. С. 214-218.

19.        Янин В.Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. М. 1988. С. 61-67.

20.        Янин В.Л. Новгородские посадники. 2-е изд. М.: ЯСК, 2003. 512 с.