История/2.Общая история.
К.искусст., доц. Килимник Е.В.
Уральский институт
социального образования, Россия
Замковое зодчество
Западной Украины
во второй половине XIII – XVII вв.
В данной статье на основе
всестороннего изучения литературы и исторических источников (памятников
храмового и дворцово-замкового зодчества) предпринята попытка исследовать
эволюцию оборонного замкового зодчества XIII – XVII вв. в регионах Западной Украины, что
существенным образом поможет восполнить пробел в истории развития истории
фортификации европейского градостроительства, включить формообразование
замковой архитектуры украинских земель в культурно-историческое пространство
европейской культуры эпохи Средневековья, Возрождения и начала Нового времени.
На основе разработанной автором архитектурно-исторической типология, которая
позволила включить средневековые оборонные замки самобытной украинской культуры
в структуру европейского замкового зодчества, упорядочить их историческое многообразие
архитектурно-художественных форм и классифицировать феодальные замковые комплексы на основании исследования
их генетического кода и архитектурно-художественных характеристик. Архитектурно-историческая типология наглядно и
объемно демонстрирует пространственно-временную динамику и
культурно-исторические связи замковых комплексов: от зарождения – к закату и от
общеевропейских типовых доминант – до мельчайших локальных модификаций.
В основу авторской архитектурно-исторической типологии
положен тройственный принцип "от общего к частному" (тип ® род ® вид), при котором историко-архитектурные типы, роды и виды оборонных
феодальных замков имеют развитие во времени и распространение в пространстве.
В Галицком,
Подольском, Волынском средневековых княжествах возникновение и последующее широкое
региональное распространение кастельного архитектурно-исторического типа замка приходится на вторую половину XIII – XVII вв. Одним из наиболее ранних нерегулярных
родовых кастелов, модифицированных в 50 – 60 гг. XIII века (когда деревянные укрепления
были заменены каменными), [1][1]
можно считать замок в Хотине. Княжеская крепость первоначально состояла из двух прямоугольных башен, одна из которых традиционно
для украинского зодчества была воротной. Жилые, гарнизонные и хозяйственные
службы, как и в землях Западной и Центральной Европы, примыкали к стенам со
стороны двора, в центре которого находилась церковь. Историческое расположение
замка традиционное для районов средневековой
Украины – мысовое, доступное только с воротной башни напольной
стороны, дополнительно защищенной глубоким рвом. Сооружение Хотинского кастельного
замка при князе Данииле Галицком и нерегулярного родового кастела (сохранились
фрагменты) в Каменец-Подольском
должно было обезопасить юго-западные рубежи украинских земель от венгерской
военной угрозы.
Политика создания феодальных укреплений,
как основы внутренней политико-экономической стабильности региона и великокняжеской
власти, была продолжена при приемниках князя Даниила Романовича. Таким памятником истории
и культуры является Верхний замок в Луцке, возведенный в начале XIV
века и ставший оборонительным заслоном на пути польского феодально-религиозного
проникновения в земли волынского княжества. По своей исторической архитектурно-художественной форме – это неправильный треугольник или нерегулярный родовой
формы кастел с тремя прямоугольными
башнями, выполненными в традиционном венгерском историко-культурном стиле. К внутренним стенам
кастельного замка примыкали дворцовые, хозяйственные и церковные строения. Подобная
архитектурно-художественная форма волынского замка и его мысовое расположение практически сразу же
получили наибольшее распространение в соседних Галицком и Подольском регионах (Скала-Подольская,
60 – 70 гг. XIV в.; Бучач, 1397 г.).
Наряду
с традиционной в этой историко-культурной зоне нерегулярной родовой формой
кастела, в XIV веке из регионов Южной Польши, Венгрии в районы
Галиции и Подолья проникают архитектурно-художественные формы французского и
северо-итальянского регулярного родового кастелов.
Региональные историко-культурные
и военные обычаи создания нерегулярной родовой замковой формы при возведении
кастельных замков активно сохранялись в XIV веке в
западных и юго-западных землях княжества (Кременецкий замок). Там, где рельеф
был более пологим, все участки первоначально деревянной защитной стены
дополнительно усиливались прямоугольными каменными башнями (г. Новогрудок,
Белоруссия, конец XIII – XIV вв., трансформирован
в камне XV – начале XVI вв.).
В результате за период второй
половины XIII и в XIV вв. на территории Галицкого, Волынского,
Подольского княжеств, включая земли средневековой Белоруссии, происходит
активное сооружение родовых архитектурно-исторических вариантов кастельного
замка – регулярного и нерегулярного.
Башни в этих крепостных сооружениях могут указывать на польское (круглые),
венгерское и орденское (прямоугольные по форме) историческое
архитектурно-художественное влияние.
Значительная
активизация замкового зодчества в историко-культурных зонах Галиции, Волыни и
Подолья была напрямую связана с активной внешней военной политикой польского
короля Казимира III, который, по свидетельству
Густынской летописи "мурами многие грады омурова", [2][2]
а также с литовским периодом в истории Галицких, Волынских и Подольских земель,
которые оказались в составе Польши и Великого княжества Литовского и Русского
со второй половины XIV века. В третьей четверти XIV века большая часть его стала собственностью князей
Кориатовичей, которых источники именуют "подольскими князьями", [3][3]
приписывая им значительную региональную фортификационную деятельность,
направлен-ную, при поддержке местной русинской знати, на борьбу против
усиливавшейся польской феодальной военно-католической экспансии с запада и опустошительных
крымско-татарских набегов с юго-востока. В силу сложных политический отношений
между Литвой и Польшей в конце XIV – XV вв. восточная часть юго-западной Украины (Галиция и
все Западное Подолье) попало в сферу политических интересов польского короля
Владислава Ягайло, который в 1395 году передал её в ленное владение краковскому
воеводе Спытко Мельштынскому. Его правление известно по источникам, как время
"возведения крепостей в русских землях", [4][4]
что вызывало определенную тревогу польского короля, опасавшегося четко
обозначившейся военно-политической независимости воеводы Спытко, активно
создававшего для этого оборонные замковые сооружения в подвластном регионе.
Возведение региональных
замковых комплексов проводилось также и в рамках широко задуманной обороны
подольских земель от постоянных внешних вторжений с юго-востока. Причина
стабильности этого культурно-исторического замкостроительного процесса
заключалась в том, что русинской знатью, литовскими князьями и польскими
феодалами Восточная Галиция, Волынь и Подолье будущего украинского независимого
государства рассматривались как зона наиболее интенсивного противостояния крымским
татарам и туркам-османам, в результате чего польско-литовские правители были
заинтересованы в их военно-оборонительном усилении. Этот политический интерес
королевских и великокняжеских наместников находил полное понимание и у местной
русинской знати, которая также была вынуждена заботиться о безопасности своих
владений. Вследствие этой политики активная военно-оборонительная деятельность
реализовывалась в создании региональных замков и городских укреплений, бывших в
XIV – XVII вв. основой стабильности центральной королевской и местной феодальной власти в западных и
юго-западных землях Украины.
На основании проведенных
полевых изысканий, объемно-планировочного и историко-компаративного анализа,
выявляются общие древнерусинские культурно-исторические обычаи, учитывающие
условия рельфа при создании укрепленных построек. При этом просматривается четкая
тенденция к естественному расширению границ оборонных объектов. По-своему природно-ландшафтному
местоположению многие феодальные оборонные замки, созданные в XV – XVII вв., традиционно занимают наиболее выдвинутые в
сторону оконечности мысов площадки. В ряде этих замковых комплексов старые
крепостные центры вошли в структуру более поздних укреплений кастельных замков.
Архитектурно-историческая
типология мысовых галицко-подольских замков-кастелов многовариантна – от нерегулярной родовой постройки до регулярного
родового кастела прямоугольной, квадратной, треугольной и трапециивидной
архитектурно-художественной формы. В ряде случаев некоторые оборонительные
замковые объекты, в ходе проводимой в последствии модификации, полностью трансформировались
и меняли свою первоначальную архитектурно-художественную форму. Так, в ходе
проведенной модернизации в конце XIV – середины XV вв. в
Каменец-Подольском замке, к старой треугольной кастельной композиции замка были
пристроены новые стены с десятью круглыми в плане башнями (в
польско-французском историко-культурном стиле), расположенными через равные стенные
промежутки. В результате возник регулярный родовой кастел с вытянутым по всему
крепостному холму пятиугольным планом. К созданным новым защитным стенам со
стороны двора по всему периметру были пристроены жилые, хозяйственные и
гарнизонные помещения. Став ко второй половине XV века крупнейшим региональным оборонным замком Великого
княжества Литовского, Каменец впитал в себя новейшие культурные достижения западноевропейского
замкового зодчества (опосредованно через Польшу) и оказывал последующее архитектурно-художественное
влияние на вновь создаваемые и модернизируемые замковые комплексы в
галицко-подольском регионе. Как показывают полевые исследования, воздвигнутые
новые башни Каменецкого замка имели ключевидной формы бойницы и были
предназначены для ведения огневой стрельбы (середина XV в.). Эти традиции
получило активное последующее распространение в регионе при возведении новых феодальных
замковых укреплений XV – XVII вв.
Подобная трансформация, хотя и значительно меньших масштабов, чем в Каменце,
была проведена в третьей четверти XV столетия в Сутковецком замке. Первоначальное
небольшое мысовое укрепление середины XIV века,
ограниченное с наполья каменной стеной с бойницами, было модернизировано в
третьей четверти XV века в родовой по своей форме
регулярный кастел. По его углам были созданы особые килевидные (пятигранные)
башни, символизирующие о возникновении в украинских землях новой предбастионной
архитектурно-художественной формы. По оси мыса к северо-западной стене
примыкала квадратная в плане надвратная башня, свидетельствующая о сохранении
прежних традиций возведения средневековых замков. Но наиболее монументальные
пятигранные орудийные башни во второй половине XV века были созданы мастерами-устроителями в
Клеваньском замке, не имевшего по боевой мощи башен, по мнению автора, аналогов
в западных и юго-западных землях Восточной Европы в этот период времени.
Таким образом, на
основе проведенных полевых, объемно-планировочных и компаративных исследований,
в XV веке, в районах Великого княжества Литовского (особенно
в Галицких, Волынских и Подольских землях) кастельная архитектурно-художественная
форма замка становится господствующей. Основным родовым историко-культурным
замковым направлением в этом регионе становится регулярный северо-итальянский кастел
с прямоугольными и пятиугольными (килевидными) угловыми башнями. Ахитектурно-исторической
разновидностью кастельного комплекса, имеющего прямоугольную форму, становится его полурасчлененный вариант с
внешними укреплениями – регулярным
предградьем.
Необходимо отметить,
что в период XIV – XVI веков мастерами
замкового зодчества в этом регионе Восточной Европы кладку стен из
большеформатной плоской плинфы (галицкая школа) начинают заменять брусковым
кирпичом (волынская школа) [5].[5]
Это не только улучшило кладку, но и упростило выполнение декоративных деталей,
позволило украсить их каменную орнаментовку.
Усиление военно-оборонных
функций региональных замков, расположенных на территории Западной Украины, в XVI веке происходило с одновременным повышением комфорта
укрепленных жилищ феодалов, с постепенной утратой аскетических черт чисто
оборонительных региональных сооружений. Начиная со второй половины XV века, в замковой архитектуре определились две
характерные культурно-исторические тенденции. Первая свидетельствовала о
дальнейшем развитии украинских архитектурно-художественных региональных традиций
с использованием собственной интерпретации достижений западноевропейской
фортификации. Вторая же тенденция отражала стремление следовать военно-оборонительным
традициям создания западноевропейских замков, которые также преломлялись через
призму давних архитектурно-художественных обычаев украинского регионального военного
зодчества.
В результате, на основе
проведенных полевых, объемно-планировочных и историко-компаративного
исследований, следует отметить, что, начиная с середины XVI века, в частновладельческих городах и оборонных замках
украинских земель начинает практиковаться создание бастионных укреплений, с применением
всех известных в этот период времени в Западной и Центральной Европе фортификационных
достижений. Замковые укрепления носили разнообразную
архитектурно-художественную форму, исходя из природно-ландшафтных, военных и
культурно-исторических особенностей, экономических возможностей и
художественных требований местных феодалов. По-прежнему, как и в XV веке,
господствующей типовой замковой постройкой XVI – XVII вв.
остается кастельный архитектурно-исторический тип замка. Возникающие дворцовые
строения в кастельных постройках, сооружались уже с учетом новых требований их благородных
владельцев к комфорту и репрезентативности.
Появление в XVI веке на территории юго-западных земель Великого
княжества Литовского французского родового варианта кастельного замка было во
многом обусловлено культурно-историческим влиянием соседней феодальной Венгрии,
в которой уже с начала XVI века шло
активное распространение подобной западноевропейской
архитектурно-художественной формы замка. Подобные меджибожскому древнеукраинские
укрепленные замковые центры, вошедшие в структуру позднейших укреплений Подолья,
просматриваются в Скале-Подольской, Жванце, Бучаче, Сатанове [6].[6]
Традиционно, все они занимают наиболее выдвинутые в сторону оконечности мысов.
В XVI веке
на территории рассматриваемого региона Западной Украины появляются родовые
регулярные кастельные замковые объекты, находящиеся в частном владении. По
своей архитектурно-художественной форме они были треугольными, с тремя башнями
по углам (Старое Село, Галицкие земли), квадратными с четырьмя угловыми башнями
(Жолква, Галичина), прямоугольными (Рыхта, Западное Подолье) и пятиугольными, с
пятью башнями (Жванец, Западное Подолье). Для этих западноукраинских
региональных замковых сооружений становится характерным в эпоху Ренессанса чрезвычайная
архитектурно-художественная простота и небольшой декор в виде фигурного аттика.
Как показывают полевые исследования и историко-компаративный анализ феодальных крепостей
современной Западной Украины, все замковые комплексы выгодно расположены на
местности и, благодаря компактным объемам, воспринимаются очень внушительно и
слитно с ландшафтом. Помимо этого, сближают все родовые
архитектурно-художественные кастельные композиции замков угловые башни
килевидной или пятигранной формы. Подобная культурно-историческая башенная схема
получила наибольшее распространение и стала повсеместной в регионах Галиции и
Подолья на протяжении всего XVI – первой половины XVII вв.
В результате, начиная
с середины XV в. кастельный архитектурно-исторический тип замка занял в оборонном
зодчестве западноукраинских земель доминирующее положение над остальными историко-
архитектурными замковыми типами вплоть до середины XVII века. В этот период преобладала наиболее
распространенная северо-итальянская прямоугольная архитектурно-художественная форма
замка с редуцированными пятигранными угловыми равновысотными орудийными башнями
– бастеями более оптимальными при защите укреплений (вторая половина XV в.).
В большинстве региональных кастельных замков, для большей защиты въезда,
применялось сооружение воротных башен, имевших прямоугольную форму и являвшихся
продолжением прежней средневековой военно-оборонительной традиции создания
надвратных башен. Архитектурно-художественными разновидностями основной родовой
регулярной формы кастела с середины XV – XVI вв. становятся, реже встречаемые упорядоченные
замковые композиции – треугольный (Зиньков, Подолье), пятиугольный (Сатанов,
Подолье), трапециевидный (Клевань, Подолье).
Во второй половине XVI – первой
половине XVII вв. в землях Западной Украины
начинает распространяться бастионная система защиты замков, на сооружение
которых оказало непосредственное культурно-историческоое влияние западноевропейская
новоитальянская система укреплений.
На основании проведенного концептуально-теоретического,
объемно-планировочного и историко-компаративного исследований феодальных замков
Галицких, Подольских и Волынских земель Украины было установлено, что замковый комплекс как многогранный
художественный культурно-исторический феномен Средневековья объединял различные
по своему природно-ландшафтному, историко-культурному, военному и
социокультурному уровню развития средневековые регионы Европы. Замок как
историческое архитектурно-художественное явление европейской культуры просуществовал более девяти веков (с
конца VIII – до
40-х годов XVII вв.), став символом военной, политико-правовой, экономической и
культурной власти светских и духовных феодалов во всех европейских регионах.
Это архетипическое духовное наполнение замка как художественного культурно-исторического
феномена объединяет разнообразные по архитектурно-художественному облику крепостные
объекты и наделяет каждый из них свойствами целого. При этом если особенности архитектурной формы и художественного оформления
замков зависели в основном от локальных историко-культурных и
военно-оборонительных традиций, то смыслообразующей основой любого замка были
идеи верховной власти, всеобщего феодального права, защиты и подчинения, то
есть ценности политико-правовой культуры, отражавшие мир средневековой Западной,
Центральной и западной части Восточной Европы.
Литература:
1. Грушевський М. Опис подiльских замкiв 1494
р. – Львiв: Записки наукового товариства iм. Шевченка. VII. –
кн. 3, 1895. – С. 450.
2. ПСРЛ. Т.2. – СПб.: 1843. – С. 350.
3. Поппэ А. Материалы для
терминалогического словаря древнерусского строительного дела X – XV вв. –
Вроцлав-Краков, 1962. – С. 76.
4. Грушевський М. Опис подiльских замкiв 1494
р. – Львiв: Записки наукового товариства iм. Шевченка. VII. –
кн. 3., 1895. – С. 450.
5. Логвин Г. Н. Архитектура Украины XIV –
первой половины XVII ст. Т.1. – Киiв: Мистецтво, 1967. – С. 236.
6. Грушевський М. Опис подiльских замкiв 1494
р. – Львiв: Записки наукового товариства iм. Шевченка. VII. –
кн. 3, 1895. – С. 450.
7. Мацюк О. Я. Замки і фортеці Західної України. –
Львів: Центр Європи, 2007. – 160 с.
8. Ritter R.
L´architecture militaire du Moyen Age. – Paris, 2004. – 364 p.
[1] Грушевський М. Опис подiльских замкiв 1494 р. – Львiв: Записки наукового товариства iм. Шевченка. VII. – кн. 3, 1895. – С. 450.
[2] ПСРЛ. Т.2. – СПб.: 1843. – С. 350.
[3] Поппэ А. Материалы для терминалогического словаря древнерусского строительного дела
X – XV вв. – Вроцлав-Краков, 1962. – С. 76.
[4] Грушевський М. Опис подiльских замкiв 1494 р. – Львiв: Записки наукового товариства iм. Шевченка. VII. – кн. 3., 1895. – С. 450.
[5] Логвин Г. Н. Архитектура Украины XIV – первой половины XVII ст. Т.1. – Киiв: Мистецтво, 1967. – С. 236.
[6] Грушевський М. Опис подiльских замкiв 1494 р. – Львiв: Записки наукового товариства iм. Шевченка. VII. – кн. 3, 1895. – С. 450.