История/4. Этнография

К.и.н. Белобородова Н.М.

Муниципальное образовательное учреждение Усть-Ордынская средняя общеобразовательная школа №2 им. И.В. Балдынова, Россия

О влиянии православия на мужскую свадебную одежду русских сибиряков (ХIХ  в. – 30 гг. ХХ в.)

Мужская свадебная одежда русских сибиряков, прежде всего, ассоциируется с религиозными представлениями.

 

Мужская одежда не отличалась таким разнообразием, как женская. Во-первых, по православному учению строго запрещается облекаться в одежду, принадлежащую другому полу. «Ни да облачится муж в женску ризу, яко мерзость есть Господеви Богу Твоему» [1]. Последнее необходимо для сохранения целомудрия. Во-вторых, их внешний вид должен подчиняться строгим религиозно-нравственным законам во избежание привилегии распоряжаться им свободно [2].

Одежда отца жениха и невесты, по рассказам старожилов, отличалась скромностью и простотой. В русских семьях Таинство Православного брака, по учению церкви, рассматривалось как цель высокая и святая. А потому особая ответственность перед Богом и людьми в день свадьбы ложилась на родителей жениха и невесты. Отец и мать, благословляя детей на венчание брака, выполняли роль посредствующих между Словом Божиим и Творением Божиим. Помня это, родители брачующихся старались вести себя благонравно, скромно, набожно. Вероятно, эта степенность проявлялась и в одежде.

Подтверждают сказанное воспоминания пожилых крестьян о свадебной одежде жениха, бояр, тысяцкого. Старинные мужские рубахи шили длиной «до колена». «Я от-с родителей своих слышала и они, родители, ой, эты внýчаты сохранили, надели на ево рубаху эту, до колена была, шушунчóва (на похоронах). Ну, кака-та шушунчá была серая. Рукав не полно широкий, нормальный рукав. Опястки были» (Полевые материалы автора 1994 – 2012 гг. (далее  – ПМА), (ПМА). Бабушка рассказала нам о венчальной рубахе жениха, которую так же,  как и парочку невесты, старожилы берегли «на смерть». «Шушунчá» – это, вероятно, чесуча (разновидность шёлка, об этой ткани сообщали и другие авторы) [3], недавно из этой материи праздничную рубашку-косоворотку подарила музею «Тальцы» жительница Иркутска. В газете сообщается, что «рубашка имеет цвет топлёного молока, оформлена искусной вышивкой и украшена перламутровыми пуговицами» [4]. Шили рубахи также из «парусина» (тонкой белой ткани), кашемира. Описание рубахи жениха дано в уникальной сибирской свадебной песне, записанной нами от бабушки:

                                      Я Алёшку люблю, люблю,

                                      Кашемирову рубашку сошью,

                            Кашемировый косой воротник,

                                              Восемь пуговок в рядок, рядок.

                                     Эти пуговки немецкия

                                     Шили девки деревенския и т.д. (ПМА).

Жених покупал материю по своему достатку. «Хто богатый, покупав бархат бардовый, а кто бедный, ситцу купит гладкаго без цветков. Хатуóн був… ситимáр був», а кто бедствовал, не имел ничего, как, например, жених информатора, то «венчався во всём Петра (брата сибирячки). Всё брал: сапоги, и рубаху, и брюки – и всё у éвним всё венчався» (ПМА). О длинных рубашках «чуть не до колена» поведала нам другая крестьянка. А ещё одна сельская жительница запомнила «касаваротки таки каротеньки. Синя рубаха светла, аднатонна. С пуговицей абшлага, (рукава) широки, а тут (на плече) барки, барки. Прасты были брюки, тоже широки, были чёрны сапоги. У жениха хрóмовы в гармошку, аднако патом (позже собраны). А эти (ранние) прасты, да кален (без гармошки).  На пиджаке восковый цветок. Жених фурáжкам» (ПМА). «Жених был одет в белую вышитую рубашку. На голове у невесты был цветок восковой, а у жениха восковой цветок на пиджаке. Покупали эти цветы в городе Иркутске» (ПМА). Венчальные рубахи и рубахи, которые одевала жениху «на зáвтре» тёща в доме жены, по возможности украшались вышивкой «по столбику и вороту», и обшлагам рукавов. А также украшались  кручеными шёлковыми поясами, поясами «с кисточкой из шёлковых свитых ниток», «шовковый пояски у магазинах всяким полосáм сделаны» (ПМА), ремешком. По рассказам старожилов, женихова рубаха была «светле», чем у бояр. «Боярá» были одеты в новую «одёжу». Рубахи шили однотонные: синие, бардовые, коричневые, зелёные, красные, белые, реже чёрные. «Вышиты были рубашки, всяки были, средней длины» (ПМА).

В мужской комплекс входили широкие штаны, хромовые остроносые сапоги, картуз. Сообщение о праздничной одежде молодого человека из семьи русских старожилов можно сопоставить с текстом песни, бытовавшей в Предбайкалье до 1930-х годов:

          5. Кафтан голубой, да,                         6. По-немецки крáяны, да.

              Штаны фáнзовые,                                 По-немецки, по-грецки,

              Ой, штаны, мои штаны, да.                  По-áгрецки (ПМА).

              Вы по золоту тканы, да                                                 

На тысяцкого, крёстного (духовного отца) жениха, по религиозным верованиям старожилов, вменялось в обязанность строго следить за выполнением христианских обрядов  при проведении   свадебного торжества. Одежда его ничем не отличалась от одежды других мужчин, приглашённых на свадьбу. «Ничем ни отличався. Как мужчина и всё», – заявила нам старая женщина. Рубаха его была «прастой», «обыкновенной», сшитой из ткани коричневого, чёрного, серого, бардового цветов. «Тёмна» рубаха-косоворотка, «не вышита» или «вышитая столбцóм» (ПМА). Рубаха шилась из домотканой или покупной шёлковой ткани. Одежда тысяцкого была одинакова по покрою как у бедных, так и у состоятельных крестьян и отличалась только степенью убранства. Рубаха опоясывалась шёлковым кушаком, «широкий… это точно красный. Вот три цвета кушак. Он, наверно, сантиметров сорок шириной… не меньше трех метров (длиной), на концах были кисти. У родителей был такой кушак» (ПМА), «Ленты на груди, через плечо, – вспоминала другая крестьянка, – полотенце не полотенце, что-то было цветное. На фуражку и на карманчик рубашки цветы полевые летом. Зимой без цветов, платочек беленький, сапоги хромовые. Кушак был, бардовая рубашка из шёлка и шёлковый кушак, широкий, полметра, длинный оборачивался» (ПМА). Кушак отца (1902 г.р.) хранится в семье дочери в старинном русском селе Куяда Эхирит-Булагатского района. На рубахи надевали «пинжак», «френч». «Сукно на пиджаки делали сами женщины, нитки пряли, из шерсти овечьей и ткали» (ПМА). На грудь прикрепляли розочку, сделанную из белой атласной ленты «с висýльками». Встречается «южная» традиция украшения живыми цветами головного убора и пиджака. В комплект одежды входили штаны, сапоги «хрóмовы».

Наглядно праздничную мужскую одежду дополняет фотография 1910 – 1911 гг., представленная нам потомком русских старожилов. На ней, по воспоминаниям сибиряка, «все онé (они) крестьяне малограмотны» деревни Большая Кура Эхирит-Булагатского района «занимались хлебопашеством и скотоводством». На фотографии четверо мужчин, у трех из них рубашки- косоворотки, а у одного русская рубашка. Их длина ниже бедра, тёмных тонов. Перед рубашек-косовороток на кокетке (кроме одной, так как её закрывает верхняя одежда), лиф прямой, на планке две белых пуговицы. Рукава средней ширины, на манжете, немного присборены. Ткань, вероятно, мелкий вельвет или бархат. У одного из крестьян поверх рубашки надет жилет.

Нарядно сшита только русская рубашка, также на кокетке, лиф присборен, планка по центру рубашки. Рукава широкие, на манжете с напуском, сильно присборенные. Воротник стойка, планка, манжеты вышиты. Ткань, по-видимому, шёлк. Рубашка опоясана широким кожаным ремнём на металлической пряжке.

Двое сибиряков в шляпах. Брюки у них обыкновенного кроя, средней ширины, заправлены в сапоги. У троих брюки из мелкого вельвета или бархата, у четвёртого из простой ткани. «Сапожки в гармошку» кожаные, до колен, носок приподнят. Возник вопрос: «Не заимствована ли последняя особенность обуви русскими у бурят?». По утверждению ученых, монгольский вариант обуви с загнутым носком появился среди бурят Забайкалья в конце ХVII – ХVIII вв. Эта традиция отражала уважительное отношение к «Земле как Матери-прародительнице», которую не разрешалось повреждать даже обувью [5].

Сомнение разрешил информатор: «Сапоги, онé (они) же их носили гадáм (много лет), (обували) в город, на праздник, в церкву идут одиют, на свадьбу, а как же. А так в основном босиком всё. Раньше же берегли сапоги, дождь намочит, сымáли и босиком. Со временем подошва от сырости вытягивается и носок загибается к верху. Перед (т.е. носок) та сухой, а подошва намокла и вытянулась» (ПМА). По рассказам сельского мужчины преклонных лет, молодёжь на вечорках плясала в сапогах и подпевала «частушечки» о сапожках «в гармошку»:

                              Сапожки мои,

                              В гармошку они (ПМА).

О популярности сапожек «в гармошку» в Алтайском крае писала Е. Ф. Фурсова: «… самодельные хромовые сапоги с высокими, собранными по ноге, голенищами» шили «под влиянием городской моды» [6].

Сопоставляя модель русской рубахи деревни Большая Кура, с моделью «круглой» рубахи, мы пришли к выводу, что она также относится к типу «городского» костюма. Многие черты (крой, силуэт, цветовая гамма вышивки) роднят её с традиционным комплексом одежды русских. «Городской» костюм, по заключению Л. Бережновой, сложился в Сибири в первой половине ХIХ века и был востребован казаками и зажиточными крестьянами [7].

Подтверждением влияния городской моды этого же периода является и фотография купеческой семьи с. Бургас Иркутско-сельского района. На ней молодой мужчина, глава семьи одет в шляпу, пиджак, брюки средней ширины (ткань шерсть), обут в сапоги «гармошку».

Умеренность и скромность в мужской одежде проявлялась в подборе цветовой гаммы вышивки, кушаков, рубах. Особенность вышивки – ее немногоцветность, строгая система в подборе цветовых сочетаний. Исключением для рубах жениха и бояр являлся предпочтительный выбор ткани сочных насыщенных цветов и украшений их вышивкой, но это допускалось христианскими правилами касательно употребления одежды, «во дни торжественные облекается светлее и благолепнее» [8].  

Из верхней мужской одежды старожилы назвали «тажýрку» (тужурку). Шили её длиной до «колен», верх покрывали сукном, подклад был «из имáнов». Верхнюю одежду подпоясывали широкими шёлковыми двойными кушаками: «середина чёрная, а по краям цветные полосы: зелёные, синие» (ПМА). Верхнюю одежду опоясывали «двойным» (в два ряда) кушаком, завязывая его спереди и подтыкая  концы около бёдер. Зимой мужчины носили «шапки-папахи», «тулéйки» (невысокие папахи), сшитые из шкурок маленьких ягнят, подклад ватный. Молодые парни носили белые папахи, чистили их отрубями.

Анализ собранных нами материалов позволяет сделать выводы о том, что в изучаемый период русские старожилы в мужской праздничной одежде сохраняли ещё некоторые христианские традиции в ее покрое, в подборе цвета ткани и вышивки, в проявлении умеренности и скромности. На скромность отделки и цвета венчального костюма жениха и невесты у русских обращает внимание и исследователь Т.А. Листова [9]. На различие и строгость в одежде православных крестьян-старожилов и старообрядцев в Сибири указывает А.А. Лебедева [10].

Этот же период характеризуется переходом от длинных русских мужских рубах к коротким косовороткам («женатые носили русскую рубашку, молодые – косоворотку» (ПМА)). Появление косовороток в Восточной Сибири Г.С. Маслова относит к концу XIX – началу XX века [11]. Влияние городской моды проявлялось в покупке одежды зажиточной частью крестьян в г. Иркутске. Эти изменения объясняются постепенной утратой религиозно-нравственных традиций.

Литература

1.     Православное Нравственное  Богословие / Цензор Московской Духовной Академии, инспектор Архимандрит Порфирий; изд-е третье, исправленное. – Кострома : В типографии П. И. Андроникова, 1859. – С. 230.; Найденова Л. П. Мир русского человека ХVIVII в.в. (по Домострою и памятникам права) / Отв. ред.  – член-корреспондент РАН Я. Н. Щапов. Рецензенты: Н. М. Рогожин, А. Л. Ястребицкая. – М. : Изд-е Сретенского монастыря, 2003. – С. 105.

2.     Женщина христианка. Образ и значение женщины в христианстве / Печатается по изданию: А. Надеждин. Права и значение женщины в христианстве. – СПб., 1873. – М. : Изд-во «Отчий дом», 2000. – С. 269.

3.     Тамм Л. И. Записки иркутянки / Предисловие и науч. ред. В. П. Шахерова. –  Иркутск, 2001. – С. 46.; Обручев В. А. В старой Сибири: Сборник статей, воспоминаний и писем (1888-1955). – Иркутск, 1958. – С. 64.

4.     Музею «Тальцы» подарили уникальную чесучовую рубашку столетней давности / Окружная правда. – 2004. – 29 декабря (№ 47). – С. 8.

5.     Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие / Науч. ред. С. Ш. Чагдурова. – Улан-Удэ, 2004. – С. 127.; Самбуева С. Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2004. – С. 72, 74.

6.     Фурсова Е.Ф. традиционная одежда русских. – sati.archaeology.nsc.ru/librarx (18 июня 2012).

7.     Бережнова Л. Народный костюм русских в Сибири. – ethnographх.omskreg.ru/res/page0000 (18 июня 2012).

8.     Православное Нравственное  Богословие. Указ. соч. – С. 229.

9.     Листова Т. А. Народный православный обряд создания семьи // Православная жизнь русских крестьян ХIХ-ХХ веков: Итоги этнографических исследований / Т. А. Листова, Т. А. Воронина, И. А. Кремлёва и др. отв. ред Т. А. Листова; РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – М. : Наука, 2001. – С. 24.

10.  Лебедева А. А. Этнографические материалы о русском населении Южного Алтая // Хозяйство и быт западно сибирского  крестьянства XVII – начала XX века. – М. : Изд-во Наука, 1979. – С. 238.; Её же. Крестьянская одежда русского населения Сибири // Этнография русского крестьянства Сибири ХVII- середина ХIХ в. / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова. – М. : Наука, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1981. – С. 176, 177.

11.  Маслова Г. С. Русский народный костюм Восточной Сибири // Этнографический: Сборник / Отв. ред. П. Т. Ханхаев, зам. отв. ред. Г. Н. Румянцев, А. И. Уланов и др. – Вып. 3. – Улан-Удэ : БКНИИ СОАН СССР, 1962. – С. 23.

                                         

 

Сведения об авторе

Белобородова Нина Михайловна – кандидат исторических наук, учитель музыки муниципального общеобразовательного учреждения Усть-Ордынской средней общеобразовательной  школы  № 2  им. И.В. Балдынова, Россия.

Домашний адрес:

669001  Иркутская обл., Эхирит-Булагатский р-н, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, д. 38, квартира  3.

Контактный домашний  e-mail: vikynchik.73@mail.ru

Контактный сот. тел. 8 (914) 913- 02 -24

Дом. 8 (39541) 3 – 27 – 04