История /4. Этнография

К.и.н., Комлев И. Г.

Чувашский государственный педагогический университет

имени И. Я. Яковлева

Венгерский ученый Геза Фехер

о религии и мифологии древних болгар

В современной этнологической науке, ведущими в которой являются вопросы этногенеза и этнической истории народов мира, понятие ценностной ориентации позволяет восстановить этику прошлых обществ, структурировать целый ряд исторических и культурных явлений. После победы социализма в Болгарии возобладала точка зрения: в качестве одной из главных задач болгарской этнографической науки в плане изучения этнической истории болгар на долгие годы станет изучение роли в данном процессе славян и восприятие ими античной (греческой или византийской) культуры. В этих условиях в 1947 г. на фоне сфабрикованного обвинения Г.Фехера в коллаборационизме, его книги изымаются из библиотек, а термин праболгаристика становится едва ли не синонимом фашизма и пангерманизма. И только с началом перемен в политической жизни страны, с 1970-х гг., в преддверии подготовки празднования 1100-летия болгарской государственности, будет меняться ситуация с праболгарсистикой в целом. Но подлинный расцвет данной отрасли этнографии пришелся на вторую половину 1980-х – 1990-е гг. В частности, в 1993 г. выходит репринтное издание монографии Г.Фехера «Ролята и културата на прабългарите. Значението на прабългарската и старомаджарската култура в изграждането на цивилизацията на Източна Европа», которая была написана в 1939-м, а впервые издана в 1941 г., Г.Фехер к моменту создания данной работы 17 лет прожил в Болгарии. Труд состоит из 17 частей, которые можно объединить по смыслу в два раздела. Первый посвящен праболгарской культуры в целом. С привлечением обширного круга исторических источников автор рассматривал развитие строительной техники, скульптуры, ювелирного и гончарного дела, религии праболгар [4, 11-15]. Во втором разделе автор раскрыл влияние и роль праболгарского этнолингвистического компонента в становлении культуры народов Балканского полуострова. В сфере военного дела, одежды, языке обнаружены следы праболгарского культурного влияния [4, 116-158].

Данный труд Г. Фехера представлял собой ценный вклад в развитие праболгаристики, в том числе в разработку вопросов религии и мифологии праболгар. Причем значение этой монографии, как впрочем, и всей научной деятельности Фехера, состоит отнюдь не в попытке реализовать ту цель, которую он ставит во введении к своей монографии: доказать, что праболгары «имеют со всемирно-исторической точки зрения еще большее значение. Владея в течение ряда столетий территориями по средней Волге, Северному Кавказу, между Доном и Днепром, в Бесарабии и на Балканах, праболгары сыграли огромную роль в построении цивилизации Восточной Европы, особенно у славян — то есть вывели Восточную Европу в культурный мир» [2; 4, 8]. Выхватив данные слова из контекста всей работы, некоторые современные авторы пытались выдвинуть обвинения в адрес венгерского ученого. Опираясь на теоретические положения М. Дринова, Г.Фехера обвинили в намеренной дискредитации «ведущей роли славян» в этногенезе народов Восточной Европы. По нашему убеждению значение рассмотренной монографии, как и всего творчества Г. Фехера, состоит в том, что это была одна из последних попыток объективной оценки вклада праболгар в формирование дунайских болгар. Причем выводы о значении данного этнолингвистического компонента делались на основании глубокого изучения широкого круга исторических источников, в первую очередь археологических и данных сравнительного изучения посредством проведения этнокультурных параллелей с населением Волжской Болгарии, венгерским и другими народами. Несмотря на то, что в трудах Г. Фехера нет попыток реконструкции цельного праболгарского религиозно-мифологического комплекса, но значение его работ в этой сфере не маловажно. Венгерский ученый первым на основании сравнительного анализа и привлечения данных археологии начал говорить о наличии в духовной культуре предков дунайских болгар индоиранского компонента и неразрозненного набора верований и суеверий, каким, по сути своей, является язычество, а стройной религиозной системы, во главе которой находился бог Священного Голубого Неба Тангра [3; 4, 7-9, 112-114]. Аналогично тюркской священной горе, как отмечает А. Стойнев, у праболгар распространена вера в Гору Мира – место, где возможно общение с Богом. Г.Фехер считал, что роль такого рода священной вершины у протоболгар играли Мадарские скалы, но в тот период (1930-е гг.) данный памятник в болгарской науке рассматривался в качестве античного наследия, поэтому данное предположение не нашло широкого распространения. На современном этапе принадлежность Мадарского культового комплекса к праболгарской традиции не вызывает сомнений.

На основании археологических данных Мадары Фехер рассматривал знаменитый конный рельеф не как единичное скульптурное изображение болгарского правителя, а как органическую часть праболгарского религиозного культового комплекса, высказывал предположение о функционировании святилищ, имевших общегосударственное значение, стройного религиозного культа и института его служителей. Г.Фехер склонен рассматривать материалы Мадарского комплекса в качестве свидетельства почитания протоболгарами такого сакрального атрибута как чаша.

И хотя религиозно-мифологическая система не являлась центральным предметом исследований Г.Фехера, но заслуги его в данной области неопровержимы.

Последнее десятилетие ХХ в. вошло в историю как время подъема националь­ных движений. В Республике Болгария действует большое количество организаций, зани­мающихся изучением этнической истории народов, целью которых является не столько объективное исследование древних культур, поиск, публикация и рас­пространение научных знаний, связанных с историей народа, сколько попытки возвращения «истинного исторического места» и значения своего «древнейше­го» народа посредством реконструкции патриархального быта и возрождения древних форм культуры.

В связи с этим следует отметить издательский дом «Оглядало» (переиздание монографий В. Бешевлиева, Г. Фехера, И. Коева и др.) и деятельность общеболгарского фонда «ТАНГРА». Фонд «ТАНГРА» учрежденный 23 марта 1997 г. [1]. В своей деятельности стремится найти ответы на вопросы, касающиеся происхождения болгар, их влияния и вклада в мировую цивилизацию и культуру. Задачами фонда являются разыскание, публикация и распространение научных знаний, мифов, легенд и гипотез, связанных с историей болгарского народа; возвращение истинного исторического места и значения болгар в мировой цивилизации и культуре; информирование мировой общественности о значении, месте и роли цивилизации древних болгар.

Итак, в рассматриваемый период этнографическая наука в Болгарии переживает невиданный подъем. Значительное развитие получило направление в этнографической науке, занимающееся изучением этнокультурных параллелей болгарского народа с народами мира, близкими ему по своей этнической принадлежности, в первую очередь с народами Поволжья.

Литература:

1.     http://tangra.bitex.com

2.     Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы // Тюркологический сборник. - М.: Наука, 1971. - С. 92-115.

3.     Стойнев А. Светогледът на прабългарите. - София: Изд-во на БАН, 1985. – 178 с.

4.     Фехер Г. Ролята и културата на прабългарите. Значението на прабългарската и старомаджарската култура в изграждането на цивилизацията на Източна Европа. - София, 1997.

 


Сведения об авторе: Комлев Игорь Геннадьевич, к.и.н., доцент, и.о. декана исторического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева».