Елефтериади О.Е.

Карагандинский гуманитарный колледж, Казахстан

Методика формирования пианистических навыков учащихся колледжа

 

Основной  целью  учебно-воспитательного процесса гуманитарного колледжа является формирование профессиональных навыков будущих учителей, работников дошкольных учреждений. Проведение музыкальных занятий с учащимися колледжа в целом способствует всестороннему развитию личности, расширению ее кругозора.

Развить творческие способности каждого учащегося колледжа и естественным путем пробудить интерес к музыке –  все эти задачи преподавания музыкальной дисциплины встают перед каждым педагогом.

Анализ научной литературы и многолетний опыт преподавателя колледжа позволяет утверждать, что более быстрому раскрытию индивидуальных способностей учащихся колледжа на музыкальных занятиях способствует совместная игра – игра в ансамбле.

Несомненно, ансамблевая игра  развивает чувство ритма, слуховое внимание, но более ценным является то, что именно коллективные переживания воспитывают личную ответственность в общей работе и способствуют созданию уверенности в себе  во время выступлений. 

Ансамблевая игра, при которой педагог принимает на себя исполнение трудных элементов текста, а учащийся   исполняет легкую партию, заставляет играть ритмично, в определенном темпе. В результате учащийся колледжа получает полное представление о музыке в целом и чувствует себя полноправным участником исполнения, получает моральное удовлетворение от процесса игры.

Совместное исполнение  пьес способствуют расширению кругозора учащегося колледжа, знакомит с разножанровыми произведениями и лучшими образцами мировой  и отечественной музыкальной культуры, что способствует развитию музыкального вкуса и силы воображения, формированию культуры восприятия и воспитанию творческой инициативы.

Формирование пианистических навыков учащихся колледжа должно происходить не только через показ педагогом нужного действия, но и через самостоятельный поиск, при котором поясняется необходимость выполнения такого действия. При выработке навыков полезно изменять штрихи, темпы, акцентируя исполнение на художественную сторону – интонирование и образность.

Очень важно научить учащегося колледжа слушать себя, партнера  и играть с полным вниманием и самоконтролем, от чего зависит качество звука. Отношение к звуку определяет формирование всех пианистических навыков, а именно его прикосновение к клавиатуре фортепиано. Идеальным звучанием считается певучий звук. Добиться хороших результатов исполнения можно только при активном участии слуха и музыкальном осмыслении изучаемого материала, осознанном отношении к работе.

 Умение слушать себя с первых шагов поможет в воспитании полифонического  мышления у учащихся колледжа. Работа в области многоголосия  является основой музыкального воспитания. Произведения полифонического стиля должны стоять на первом месте игры в ансамбле.

Опытный педагог строит свою работу над воспитанием  ритма, отталкиваясь от музыки, а не от высчитывания длительностей. Учащийся колледжа в ходе музыкальных занятий должен прийти к пониманию того, что образное содержание пьесы нужно воспринимать через ритм, мысленный танец или марш. Именно понимание учащимся поставленной музыкальной задачи исполнения вызовет технику, необходимую для ее решения.

На занятиях первого года обучения педагогу необходимо четко объяснить учащемуся, где  мелодия и где сопровождение. Такие задания как «выделить» мелодию, «спрятать» аккомпанемент приучают слушать и слышать себя и партнера.

Звук в  исполнении первой партии не должен быть форсированным. Эту работу нужно проводить при осознанном понимании мелодии, акцентируя внимание при этом на слуховое восприятие. Хорошее звучание второй партии является необходимостью  для качественного звучания первой партии.  

При одинаковых аккордах в левой и правой руке необходимо  приучить учащегося колледжа ориентироваться по левой руке. Как только он освоит басовый ключ нужно меняться партиями с педагогом, если это позволяет сделать сложность нотного текста. Играя партию педагога, учащийся  приобретает навык исполнения аккомпанемента. Освоение навыков аккомпанемента можно осуществлять на любом материале, связанном  с сопровождением фортепиано.

Фортепианный ансамбль значительно обогащается при  правильном пользовании педалью. И часто, чтобы развить навык пользования педалью педагоги прибегают к исполнению ансамблевых пьес. При исполнении фортепианного ансамбля необходимо научить учащегося бережно относиться к паузам – внимательно, бережно и сознательно, точно их выдерживать.

Программу педагог должен подбирать с учетом педагогической целенаправленности, пьесы с кантиленным характером использовать для работы над звуком. Разнообразный репертуар напротив приведет к смене художественных впечатлений и определит успешность работы.

Итак, основными задачами обучения игре в ансамбле являются:

-         воспитание навыков совместной игры;

-         развитие навыков совместной игры;

-         развитие навыков ориентирования в музыкальном тексте;

-         развитие навыков чтения с листа.

Совместная игра способствует преодолению застоя в работе учащихся, так как участник, который  играет сознательно, осмысливает логику текста, испытывает эстетическое и моральное удовлетворение от исполнения, будет стремиться к технической уверенности.