Дыганова Е.А.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия

Роль личностного потенциала студента

в формировании самообразовательной культуры

будущего педагога-музыканта

Социально-экономические преобразования в современном мире, модернизация системы образования повлекли за собой изменения в сфере профессионального образования и в частности, музыкально-педагогического образования. В настоящее время процесс формирования компетентного специалиста является приоритетным направлением в педагогической науке XXI века. Суть изменений, происходящих в педагогической науке, может быть определена как переход от традиционной формы образования к инновационным формам, которые заключаются во владении синтезом общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций, необходимости наличия самообразовательной культуры, способствующей непрерывному повышению уровня профессионализма.

Профессиональное развитие педагога-музыканта неотделимо от личностного – в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, обуславливающий способность человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Данное утверждение подтверждают слова известного немецкого педагога-исследователя А. Дистверга: «Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершенным. Оно находится в становлении и изменении, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, роста. Если верно, что образование других состоит преимущественно в их возбуждении, а это возбуждение зависит от самодеятельности возбуждающего, то отсюда следует, что подобное обучение для самого учителя является школой самообразования в высшем смысле слова» [2]. 

В настоящее время для педагогики высшей школы особо актуальна проблема формирования личности будущего специалиста, владеющего самообразовательной культурой, позволяющей осуществлять непрерывное самообразование и повышать уровень профессионализма. Для современного педагога-музыканта – представителя самой творческой педагогической профессии, владение самообразовательной культурой является профессиональной необходимостью.

Проблема самообразования личности на протяжении длительного времени является актуальной, что объясняется научной глубиной и емкостью данного направления. Проведенный нами обзор состояния изученности проблемы самообразования личности, свидетельствует об устойчивом интересе к различным аспектам данной проблемы достаточного круга ученых-теоретиков и педагогов-практиков. Различные аспекты самообразования разрабатывались следующими учеными: В.И. Андреевым, Е.Д. Бездениско, Л.И. Божович, И.О.Ганченко, А.К. Громцевой, Н.Ф. Добрыниным, С.Б. Елкановым, Г.С.Закировым, Г.М. Коджаспировой, И.И. Колбаско, Н.В. Кузьминой, М.И.Махмутовым, И.Л. Наумченко, М.Н. Скаткиным, В.А. Сластениным, Г.И.Щукиной и др.

Проведенный анализ исследований в области самообразования позволил нам обнаружить, что в последние десятилетия особый исследовательский интерес вызывают вопросы процесса самообразования (М.Б. Алиева, В.К.Буряк, Г.И.  Гусев, И.Л. Наумченко, И.Н. Преображенская, Н.К. Тутышкин и др.); условий развития саморазвивающейся личности (В.И. Андреев, Е.Д.Бездениско, Л.В. Ведерникова, Б.С. Гершунский, Л.А. Скопцова, Т.Я.Яковец и др.); путей и средств управления и самоуправления познавательной деятельностью (А.Е. Агуреева, Е.А. Ганин, О.Ю. Поляничко, Г.Б. Сабирова, Ф.Х. Хайруллина и др.); уровней развития различных формирований, которые образуются у индивида в самостоятельном познавательном процессе (Л.С. Гавриленко, О.В. Ноговицина и др.).

Однако, несмотря на широкий диапазон исследований проблемы самообразования личности, вопросы формирования самообразовательной культуры студента-музыканта и выявление роли студента в данном процессе в настоящее время разработаны недостаточно, что и определило наш исследовательский интерес.

Опираясь на проведенный анализ определений понятия «самообразования», мы рассматриваем самообразование как систематическую, целенаправленную познавательную деятельность субъекта на основе сформировавшихся мотивов и добровольных побуждений, способствующую развитию личностных качеств и осуществляемую в учебное и внеучебное время.

Отмечая, что самообразовательная культура педагога-музыканта является многосоставной структурой, мы изучили и проанализировали сопряженные понятия «культура» и «педагогическая культура». Результатом проделанной работы явилось следующее определение: самообразовательная культура педагога-музыканта - это синтез высокого уровня научной организации умственного труда и процесса развития личности педагога-музыканта, достигаемый посредством самообразования.

Под формированием самообразовательной культуры в условиях учебного процесса в вузе мы понимаем дидактическую систему, отвечающую требованиям вариативности и гибкости, в которой взаимодействуют: учебная и дополнительная информация; формы, методы, средства обучения и самообразования; средства коммуникации и их характер; личности преподавателя и студента.

Так как основной целью данной статьи является выявление роли личностного потенциала студента в формировании самообразовательной культуры будущего педагога-музыканта, считаем необходимым дать характеристику данному сообществу.

Студенчество как социальная категория – это  объединенная институтом высшего образования общество молодых людей, которые целенаправленно, систематически овладевают профессиональными знаниями, умениями, навыками и опытом деятельности, то есть профессиональными компетенциями.

Как известно, студенчество обладает рядом возрастных (от 18 до 25 лет) и социально-психологических особенностей. По полученным исследователями школы Б.Г. Ананьева данным студенческий возраст – пора сложнейшего структурирования интеллекта. Это означает, что все учебные задания одновременно нацелены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию [3, с.184].

В социально-психологическом аспекте студенчество, по сравнению с другими группами населения, отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры, высоким уровнем познавательной мотивации, достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.

Вместе с тем студенчество неоднородно, так студенты первого курса разительно отличаются от студентов старших курсов и сильно контрастируют со студентами выпускниками. Если считать, что современный студент при правильной организации обучения нацелен на активную познавательную деятельность и самообразование, то условно студенчество можно разделить на две группы: студенты, ориентированные на репродуктивно-воспроизводящую учебно-познавательную деятельность и студенты, ориентированные на творчески-исследовательскую деятельность.

Одним из важнейших вопросов в педагогике, особенно с позиции личностно-ориентированного обучения, является выявление индивидуального потенциала студента и его развитие в процессе профессионального обучения. Учет индивидуальных особенностей и возможностей студента с точки зрения специфики музыкального образования занимает основополагающее место, так как применение данного принципа способствует развитию творческой личности и самореализации студента, формированию общей, музыкально-педагогической и самообразовательной культуры студента-музыканта.

Понятию «индивидуальность» придают различные значения: в узком смысле индивидуальностью называют самобытную творческую личность, способную создавать новые художественные ценности; в широком смысле индивидуальность – это неповторимый набор качеств и свойств каждой отдельной личности.

С точки зрения психологии индивидуальность – это совокупность единичных, неповторимых признаков, проявляющихся: в особенностях темперамента; в специфике перцептивных процессов; в структуре и степени выраженности различных способностей; в характерологических качествах и свойствах, присущих – подобно дактилоскопическому узору – тому или иному человеку [6, с.7].

В музыкальной педагогике существует два основных направления управления индивидуальностью. Представители первого направления склонны уравнивать элементы дарования студента, полагая, что развитие должно быть одинаково в пределах стандарта.  Острая, ироничная критика в адрес «искоренителей недостатков» отражена во мнении хорового дирижера и педагога С.А. Казачкова, который убежден, что в результате подобной работы студент теряет веру в себя, становясь гладко отполированным специалистом, которого «можно положить в кадровый штабель и занести в реестр по определенному ведомству» [4, с.27].

Однако, отражая опыт педагогической деятельности, известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз отмечает: «Всякий опытный педагог-практик знает, сколько отклонений от «военной» дисциплины возможно в зависимости от ученика и его характера». Далее автор пишет: «С учениками лишенными артистизма и инициативы, я, естественно, прибегал к первоначальному, императивному методу. Когда ученик сам не предлагает никакого исполнительского замысла, за него и для него работает педагог – в надежде, что в будущем он проявит свою личность», то есть встанет на путь самостоятельности [5, с. 193].

Представители второго направления в качестве педагогического принципа используют известный афоризм – «индивидуальностью рождаются, личностью становятся», поэтому индивидуальные качества студента используются как эффективные рычаги управления образованием, с помощью которых происходит развитие способности к плодотворной профессиональной деятельности. При этом необходимо учитывать, что опора на сильные стороны дарования и возможности студентов не должна иметь ничего общего с эксплуатацией его данных с целью получения выгодных педагогических результатов.

Исследователь проблем творческого саморазвития студента В.И. Андреев, предлагает список индивидуальных особенностей студента, которые необходимо учитывать вузовскому преподавателю в процессе образования, перечислим их:

- индивидуальные особенности интеллектуальной сферы;

- индивидуальные особенности мотивационно-потребностной сферы;

- индивидуальные особенности эмоциональной сферы;

- индивидуальные особенности волевой сферы;

- индивидуальные особенности в сфере саморегуляции, самоуправления;

- индивидуальные особенности экзисцентальной сферы;

- проявление индивидуальных особенностей студента в предметно-практической деятельности [1, с.88-89].

Рассматривая в исследовании процесс формирования самообразовательной культуры студента-музыканта в условиях профессиональной подготовки, которая носит исследовательско-творческий характер,  мы считаем необходимым дополнить предложенный список индивидуальных особенностей студента-музыканта в таких сферах, как:

- музыкальность;

- артистизм;

- техничность (исполнительский аспект);

- индивидуальные особенности характера;

- работоспособность (скорость, объем, качество);

- широта кругозора;

- креативность;

- профессиональное самосознание.

Обучение будущего учителя музыки в вузе, а также формирование самообразовательной культуры студента-музыканта связано с включением педагога во все основные образовательные виды деятельности студентов, такие как: музыкально-исполнительская, организационно-педагогическая, аналитическо-исследовательская и самообразовательная.

Взаимоотношения преподавателя и студента в образовательном процессе могут приобретать самые различные оттенки. Исторически в педагогике сложились три ярко выраженных стиля педагогической деятельности: авторитарный, либеральный и демократический [7].

При авторитарном стиле обучаемый рассматривается как объект педагогического воздействия, весь процесс обучения построен на признании безусловного, непререкаемого авторитета педагога, то есть обучаемый принимает указания беспрекословно, без объяснений и доказательств. Следует заметить, что при регулярном применении авторитарного типа взаимоотношений неизбежна тенденция снижения результатов обучения, так как усвоение учебного материала студентом происходит без личностной инициативы.

Либеральный или свободный стиль в противоположность авторитарному, основывается на отсутствии направленного педагогического воздействия на личность обучаемого. Роль педагога сводится к наблюдению за развитием студента, регистрации проявлений его склонностей, интересов и поставке материала для беспрепятственного развития личности. При свободном стиле возможно развитие, переходящее в эксплуатацию исключительно сильных сторон студента, в результате  студент становится узко ограниченным, неполноценным профессионалом. 

Демократический стиль можно охарактеризовать как целенаправленное индивидуальное воспитание, в основе которого лежит идея постоянного творческого взаимодействия студента и преподавателя. Преподаватель рассматривает студента как равноправного партнера в общении, как младшего коллегу в совместном поиске знаний. Педагог побуждает студента к принятию решений, прибегая к активным формам обучения, где обучающийся поставлен в положение «открывателя истин», требует от него сознательных интеллектуальных и эмоциональных затрат, учитывает мнение студента, поощряет самостоятельность суждений. При данном стиле педагогической деятельности студент не только воспринимает, но и перерабатывает знания в соответствии со своим опытом и личными особенностями, то есть наращивает самообразовательную культуру. 

В заключении следует заметить, что формирование самообразовательной культуры будущего педагога-музыканта - это сложный процесс, в котором педагог воздействует на студента с различных позиций, используя необходимые стили педагогического общения. Учет возрастных, индивидуальных особенностей и использование личностного потенциала студента в образовательном процессе позволяет находить новые грани личного и профессионального соприкосновения, способствует эффективности профессионально-личностного развития студента, укреплению его самооценки, что в дальнейшем будет являться важной предпосылкой формирования самообразовательной культуры будущего педагога-музыканта.

Литература

1.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учебное пособие / В.И. Андреев.  – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – 500 с.

2.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. [Электронный ресурс] http://pedlib.ru/Books/1/0477/1_0477-75.shtml#book_page_top

3.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб.  / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2001. – 384 с.

4.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Казачков С.А. От урока к концерту / С.А.Казачков. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – 343 с.

5.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. / Г.Г. Нейгауз. – М.: Музыка, 1982. – 300 с., портр. ил., нот.

6.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко. К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.

7.   Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога / М.Э. Фейгин. – М.: Музыка, 1968. – 79 с.