Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов

Ильина Е.В.

 

Иркутский региональный колледж педагогического образования, Россия

 

К вопросу рациональной организации самостоятельной работы студента

 

Проблема рациональной организации самостоятельной работы студентов существовала всегда. Она связана с тем, что теоретический или практический материал лучше всего усваивается именно в процессе самостоятельной работы.

В учебном процессе профессионального образования выделяются два вида самостоятельной работы – аудиторная и внеаудиторная. Для выполнения самостоятельной работы на занятиях в задачи преподавателя входит обеспечение поэтапного выполнения работы:

I.        Определение цели самостоятельной работы.

II.    Конкретизация познавательной, проблемной или практической задачи. Задача является исходным материалом конструирования самостоятельной работы.

III. Самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи.

IV. Выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств решения).

V.   Планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи.

VI. Реализация программы выполнения самостоятельной работы.

VII.Осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: слежение за ходом самостоятельной работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов, корректировка на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы, устранение ошибок и их причин.

В наибольшей организации нуждается именно внеаудиторная самостоятельная работа, когда преподавателя нет рядом и «некому руку подать». Этапы выполнения самостоятельной работы, как инструкция к пошаговым действиям, и есть алгоритм выполнения самостоятельной работы. Алгоритмизация выполнения самостоятельных заданий может создать те условия, которые создает на уроке преподаватель.

Алгоритм (ср.-лат. algorithmus/algorizmuse) – точная последовательность действий, которую нужно выполнять для решения соответствующей задачи. Слово «алгоритм» пришло с Востока, в результате перевода с арабского на европейские языки имени ученого IX века Аль-Хорезми [1].

Аль-Хорезми [имя] + Аритмос [число] → алгоритм

Таким образом, понятие «алгоритм» возникает много раньше появления ЭВМ. В то же время можно смело утверждать, что алгоритмы и алгоритмические процессы неотделимы от нашей жизни. Следует заметить, что умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы очень важно для человека любой профессии. К примеру, сейчас разрабатываются стандарты медицинской деятельности по принципу западного механизма в виде алгоритмов действий врача в определенных ситуациях. В науке судебного права ставится вопрос о разработке стандартов доказывания. В криминалистике уже применяются алгоритмы следственных действий. В большей степени работа по алгоритмам распространена в сфере производства, в технических и информационных областях: «алгоритмы изготовления и обработки  детали», «алгоритмы решения аварийных проблем», «алгоритмы решения квадратных уравнений» и др.

Организация самостоятельной работы по алгоритму не означает, что она будет выполняться механически. Алгоритм в исполнении человека предполагает включение логического, критического мышления, аналитических способностей, способности к самооценке своей деятельности, проявление творческого подхода к решению задачи. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются: целеустремленность и сосредоточенность, объективность и точность, логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий, умение четко и лаконично выражать свои мысли, правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения, быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.

При составлении алгоритмов самостоятельной работы, следует учитывать возможности того, кто его будет исполнять. В нашем случае – исполнителем является студент, для которого алгоритм должен быть понятен, очевиден и выполнимым. Любой алгоритм должен обладать следующими свойствами [1]:

-       Дискретность (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. Только выполнив одно действие, следует приступать к выполнению следующего.

-       Детерминированность (от лат. determinate – определенность, точность) указывает, что любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае.

-       Конечность определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения.

-       Результативность требует, чтобы в алгоритме не было ошибок, т.е. при точном исполнении всех действий процесс решения задачи должен прекратиться и при этом должен быть получен определенный постановкой задачи результат (ответ).

-       Массовость. Это свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно применять при решении разных задач данного типа, отвечающих общей постановке задачи.

Алгоритмы могут быть составлены в виде словесного описания рекомендуемых к выполнению действий, логических схем, блок-схем, таблиц с методическими комментариями, в виде описания методов и приемов работы и др. Т.е. в алгоритм включается тот инструментарий, который делает его доступным, удобным в использовании, эффективным в достижении результата.

Для эффективного изучения нового объекта (процесса, явления, темы, метода и др.) может быть рекомендован алгоритм, разработанный на основе алгоритма активизации познавательной деятельности О.А. Андреева, Л.Н. Хромова [2]:

1.     Определите мотивы возникновения интереса к изучению нового объекта, для чего необходимо изучить этот объект.

2.     Выявите историю происхождения и развития нового объекта. Знание истории, сути объекта помогают найти верный путь, избежать ошибок, получить ценные сведения.

3.     Дайте качественные характеристики объекта. Сопоставьте варианты полученных характеристик с теми, что вам нужны.

4.     Проследите взаимосвязи нового объекта с другими предметами и явлениями. Эти смежные связи помогут всестороннему изучению объекта.

5.     Спрогнозируйте развитие нового объекта. Решите, имеет ли будущее то, чем вы предполагаете заниматься. Оцените, какие силы надо вкладывать в это дело. Даже если это будет ошибочное мнение,  прогноз развития нужно иметь всегда.

6.     Сделайте выводы о результатах изучения объекта и предположения о возможности его использования (применения). Подведите итог вашего исследования, зафиксируйте его. Это доминанта вашей работы.

7.     Сформулируйте личное мнение об этом объекте.

В области профессионального образования этот алгоритм позволяет рационально организовать процесс познания нового материала, например, в процессе подготовки сообщений, докладов, выполнения курсовых работ.

Применение алгоритмических предписаний в творческих видах деятельности кажется недопустимым и даже абсурдным, так как творчество и алгоритм воспринимаются как два взаимоисключающих себя понятия. Творчество, в глубоком понимании этого слова, – это то, что противостоит шаблону, обыденности, стандарту [5,40]. Существует мнение, что «…чем больше алгоритмизирована некоторая деятельность, тем менее интеллектуальной она представляется, а в некотором смысле и становится…», т.е. превращается в «рутинную» [5,40].

Интересным представляется высказывание ученого с мировым именем, доктора технических наук, профессора, член-корреспондента РАН С.С. Лаврова. По его мнению, творчество – это не весь интеллект, а одно из его высших проявлений. Это, с одной стороны, то, что противостоит шаблону, стандарту; с другой стороны, согласитесь, если лишить порядка, целенаправленности, где-то и последовательности в творческой работе, это может привести к непредсказуемым и часто, отрицательным результатам. Любой творческий человек, если не дать ему направление, будет творить до безумия, что может привести к хаосу. Против бытующего мнения о механистичности алгоритмических действий, об опасности сведения интеллектуальной работы на нет, можно выдвинуть следующие аргументы:

Во-первых, в любой сфере деятельности творчество предполагает высочайшее владение техникой своего дела, так, например, музыкант должен владеть инструментом, художник – кистью, писатель – словом и т.д.

Во-вторых, творчество не может не следовать если не стандартам, то нормам и канонам высшего порядка. Творчество подчиняется определённым закономерностям. Постулат творчества – действовать не вопреки объективным законам, а в строгом соответствии с ними.

В-третьих, творческие способности, по мнению того же С. Лаврова, - это алгоритм, механизм функционирования мыслительного аппарата, работающий эффективнее, чем у большинства других людей. Что-то здесь даётся человеку природой, что-то средой воспитания и целенаправленной работой самого человека. Если творческий дар – это особо эффективный алгоритм, то и обычное мышление – это тоже алгоритм, тоже механизм.

Следовательно, творческое мышление без алгоритма мыслительных действий может быть менее плодотворным.

В профессиональной подготовке учителя музыки и музыкального руководителя осуществляется целенаправленное, последовательное освоение студентом навыков и умений исполнения на музыкальных инструментах. В обучении игре на фортепиано мы стали использовать алгоритмы не только для организации самостоятельной (домашней) работы студентов, но и для выполнения заданий на уроке в классе. В скором времени, недоумение от возможности применения алгоритмов в творческой деятельности сменилось удовлетворением от полученных результатов. Как показывает собственный опыт, работа по алгоритмическим предписаниям дает неоценимую пользу студенту на этапе усвоения и формирования первоначальных навыков фортепианной игры, грамотного разбора нотного текста, чтения нот с листа, развития самооценки и самоанализа исполнения, активизации познания нового музыкального материала, выучивания музыкального произведения наизусть.

Например, алгоритм работы над качеством звука можно построить следующим образом:

Цель задания: найти качество звука на инструменте, необходимое  для выражения музыкального образа, характера (конкретного) произведения или его фрагмента (предложения, фразы, мотива).

Алгоритм действий:

1.     Охарактеризуйте, каким должен быть звук в соответствии с образом музыкального произведения. Постарайтесь подобрать как можно больше эпитетов.

2.     Подумайте, у какого другого музыкального инструмента может быть такой звук.

3.     Какой приём звукоизвлечения необходимо использовать, чтобы добиться нужного звучания? Legato, non legato, staccato  или  marcato?

4.     Поищите нужный звук на инструменте, соотнося результат с внутреннеслуховым образцом (идеалом) звука.

5.     Следите, чтобы используемые вами движения, не вызывали у вас дискомфорт. Не допускайте напряжения мышц, подъёма плеч, прижатия локтей, так как это может вызвать боль в мышцах и суставах. Пальцы не должны быть вялыми, прогибаться  или  быть чрезмерно  вытянутыми.

6.     Проанализируйте полученный звук. Передаёт ли он музыкальный образ исполняемого вами произведения или его фрагмента.

Для самостоятельной работы студентов дома и в классе были разработаны такие алгоритмы, как:

алгоритм изучения и исполнения нетрудных музыкальных произведений;

алгоритм работы с ритмопартитурами;

алгоритм подбора аккомпанемента по слуху;

алгоритм подбора аккомпанемента по буквенно-цифровым обозначениям;

алгоритм работы над гаммами;

алгоритм преодоления технических трудностей;

алгоритм выучивания музыкального произведения наизусть;

алгоритм чтения нот с листа;

алгоритм психологической подготовки к публичному выступлению и др.

Чтобы работа по алгоритму имела должный эффект можно предложить алгоритм работы с алгоритмом:

1. Определите проблему совместно с преподавателем, а в дальнейшем, самостоятельно.

2. Воспользуйтесь алгоритмом, целью которого выступает решение этой проблемы, или создайте его самостоятельно.

3. Обеспечьте спокойную обстановку,  чтобы не отвлекаться на побочные факторы и всецело сосредоточиться на достижении цели задания.

4. Внимательно прочтите все пояснения и указания к действиям по пунктам, чтобы в целом ознакомиться с планом  действий.

5. Выберите удобный темп работы.

6. Выполняйте задание, соблюдая последовательность действий.

7. Осуществляйте самоконтроль за ходом выполнения  каждого из них, анализируйте промежуточные результаты.

8. Осмыслите и оцените конечный результат, и если полученный результат не соответствует требуемому, то:

9. Определите наличие ошибочных действий: выделите те действия, которые вызвали затруднение.

10. Выясните причины ошибок:

а) Если проявлена невнимательность в каком-либо пункте, то следует выполнить задание ещё раз, избегая ошибочных действий. Надо помнить, что бездумный повтор ошибочных действий приводит к их закреплению, а значит, сделает достижение конечного  результата  невозможным.

б) Если возникло затруднение или непонимание, как выполнить действие или избежать повторения ошибок, то:

11. Обратитесь за помощью к преподавателю.

Поскольку самостоятельная работа должна проверяться преподавателем и оцениваться, тот же алгоритм позволяет нам сделать это на уроке в таких формах контроля, как проверка конечного результата выполненного задания, отчёт студента об итогах самоанализа результатов, выявление действий алгоритма, которые вызвали у студента затруднение и причин этих трудностей, описание технологии одного-двух действий алгоритма, рефлексия, выполнение задания по этому же алгоритму, но с использованием другого материала.

Возможность использования алгоритмов для организации самостоятельной работы студента, а также в качестве форм контроля позволяет формировать у студента не только профессиональные компетенции, но и способствует становлению и развитию компетенций общих, в том числе самообразовательной, т.е. способности приобретать знания и овладевать умениями самостоятельно.

Следование алгоритмическим предписаниям не означает, что результат будет достигнут непременно. Алгоритмы, указывая направление решения проблемы, требуют включения внимания, аналитического мышления, использования сравнительного, а у музыкантов, слухового анализа, самоконтроля собственного исполнения, т. е. проявления умственного напряжения. Надо понимать, что алгоритм не является самоцелью, он всего лишь средство на пути к ней, направляющая к конечному результату. На определённом этапе обучения необходимо отказаться от готовых алгоритмов и предложить студенту создать собственный алгоритм выполнения задания, найти принципиально новый творческий подход к решению задачи. Таким образом, алгоритм может с успехом использоваться в организации самостоятельной работы студента и оценки ее результатов.

Литература

1.     Алгоритм. Свойства и способы описания алгоритма. / Методическая разработка урока по информатике для 8 класса //  Планета информатики [загл. с экрана]. URL:  inf1.info/algorithmlesson 

2.                 Андреев, О.А., Хромов Л.Н., Учись быть внимательным / Русский гуманитарный интернет-университет [загл. с экрана]. URL: http://www.i-u.ru

3.                 Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе. – М., 1985. – 216 с.

4.                 Заика, Е. Учитесь мыслить играя /Ж. «Наука и жизнь» 1990. - №2, С.108-111.

5.                 Лавров, С.С. Творчество и алгоритм /Ж. «Наука и жизнь» 1985. - №3, С.40-48.

6.                 Подуровский, В.М. , Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие. М., Владос, 2001. – 320 с.