Ястребов А.Л.

Преподавание литературы в российских университетах в XXI веке

 

Настоящие тезисы не претендуют на исчерпывающее освещение теоретических и практических проблем преподавания литературы в университетах России. Задача состоит в том, чтобы обсудить некоторые вопросы, наметить контуры возможных подходов к проблеме преподавания словесности, соотнести их, насколько это возможно, с широким комплексом задач, связанных с воспитанием студента в духе творчества.

Обсуждение и отчасти пересмотр некоторых стереотипов преподавания во многом обусловлены процессами, происходящими в культуре конца ХХ – начала XXI в., и связаны с необходимостью обобщения педагогической практики в соответствии с концепциями современной гуманитарной мысли.

О некоторых подходах и методических комбинациях, диктуемых предметом и целями преподавания литературы в вузе. Целесообразно использовать сильные элементы различных подходов. К наиболее эффективным в работе с аудиторией относятся биографический, интерпретационный, аналитический, сопоставительный. Указанные подходы следует расширить, включить в них элементы тематологии и антропологической поэтики.

Стратегический смысл изучения литературы связан с задачей минимизировать смысловые и эмоциональные потери при вовлечении студента в культуру. Антропологическая поэтика представляет попытку описать феномены живой реальности, ускользающие при использовании традиционных методов. Ее применение на лекциях по литературе позволяет спроецировать прошлое на настоящее, вскрыть специфические формы ментальности, ценностные предпочтения, дифференцировать эмпирические сведения в том виде, в каком они представлены в словесности.

Антропологическая поэтика – отчасти синтез элементов биографического и историко-литературного подходов - способствует активизации поисковой активности, позволяет решить важные для студентов вопросы (автор как режиссер текста, герой как актер; литературная композиция и приемы театрального мизансценирования; соотношение реальности и форм ее художественного воплощения и т.д.).

Тематологический подход выявляет своеобразие отдельных текстов, обнаружить черты их общности, дает возможность раскрыть причины настойчивого обращения словесности к определенному ассортименту сюжетов, позволяет соотнести стабильные феномены культуры с многообразными философскими явлениями и социокультурным контекстом. Литературные тексты в итоге становятся основой построения системы представлений о мире и творчестве, воплощенной в эволюционирующих жанрах, стилях, темах.

Инструментальный уровень тематологического подхода связан со следующими операционными задачами: извлечение ядра темы (образа, мотива); поиск текста-посредника; обнаружение явных и латентных соответствий между цитируемым и цитирующим текстами; определение мифообразующего потенциала цитируемого текста; исследование траектории его движения в литературе; изучение феномена интеграции культур, который воплощается в пересмотре известных мифов либо убежденности в их искренности. Ограничимся лишь некоторыми аспектами.

Извлечение ядра темы. Культурная квалификация студента - это не столько количество прочитанных книг, и не только их качество, что немаловажно, но и последовательность чтения. Педагогу необходимо вскрыть генезис текста, предложить историко-литературный код чтения, связать с предшествующей традицией и проследить дальнейшую философско-эстетическую судьбу литературного феномена.

Поиски текста-посредника, обнаружением явных и латентных соответствий между цитируемым и цитирующим текстами. Суммируя возможные варианты инструментальных решений, ограничимся базовым. Следует соотнести тексты того или иного писателя с фактами литературной традиции. Чтобы студент смог понять, к примеру, Хемингуэя и Маркеса, следует посмотреть на их произведения «глазами» сартровских идей. Сартровские темы «любовь = убийству», «ничто – цена победы» просвечивают в повести «Старик и море»: победитель-старик «не получает ничего». Далее тема тотального одиночества, как неспособности перейти от «бытия-к-себе» к «бытию-к-другим» становится определяющей в романе «Сто лет одиночества». Если игнорировать этот феномен, то экзистенциальный образ, вынесенный в название романа, будет прочитан не более чем эффектная романтическая метафора.

Затем возникает необходимость определить мифообразующий потенциал текста, исследовать траекторию движения темы в литературе. Например, чтобы понять пьесы М.Горького, следует адресоваться к философии Ф.Ницше. Читать М.Кундеру без обращения в тематике экзистенциальной и фрейдистской литературы - значит игнорировать в книгах писателя магистральные темы европейской культуры.

Следующий этап - пересмотр сложившихся представлений либо подбор аргументов, убеждающих в искренности известных философско-эстетических построений. Тематологическое и поэтико-антропологическое  соотнесение литературных текстов расширяет представление о собственной и иноязычной культуре, приводит к некоторым, отчасти претендующим на универсальность, выводам, решающим проблему взаимодействия культур и творческих судеб.

Если попытаться обобщить доминантные аспекты названных подходов к изучению литературы, то, прежде всего, следует наметить типологию тем. Для понимания культуры ХХ столетия наиболее важными видятся темы, восходящие к фундаментальным мифологическим ситуациям: наказание, неверность, месть, красота и т.д., персонифицированные в образах Прометея, Нарцисса, Кентавра, Елены Прекрасной. К приведенным темам из Античности необходимо присовокупить и библейские (испытание, исход, жертвоприношение, протест) и связанные с ними образы Авраама, Исаака, Противоречащего.

Иная категория тем выявляет базовые конфликты и образы культуры ХХ столетия: лабиринт, библиотека, память, цитата, рукопись и т.д.

Другой тип образов-тем, условно обозначаемый как «Гений места», связан с географическими топосами, наиболее часто встречающимися в европейских литературах, - Рим, Венеция, Москва, Париж. Здесь важным становится выявление своеобразного положения города в литературной мифологии, эволюция городского топоса (столица глазами горожан, провинциалов и иностранцев); символические акценты в художественной реконструкции города (ратуша, площадь); организация сюжетного материала в пределах ограниченного городского локуса (площадные сцены в романах Гюго и Достоевского).

Особенно актуально для понимания литературного процесса, особенно  ХХ века, - изучение литературных жанров, которые стали темами. Парадокс ситуации заключается в том, что культурная практика уже в ХIХ столетии разрушила рафинированную жанровую иерархию, однако память о жанрах перемещается в названия и структуру произведений (М.Павич «Хазарский словарь», Х.Л.Борхес «Вавилонская библиотека»), тем самым актуализируется интерес к теме книги.

В итоге наиболее предпочтительными становятся: конкретный подтекст произведения, жанр, в котором оно написано; система инвариантных для автора мотивов; современный социокультурный контекст; реализованные в произведении глубинные мифологические и психологические архетипы; биографический текст жизни и творчества автора.

Указанные подходы были успешно апробированы автором тезисов на лекциях в ГИТИСе. Обозначенные аспекты необходимо соотнести с самыми широкими задачами литературного анализа, вписать в контекст кардинальных проблем как понимания социокультурного контекста литературы, так и преподавания словесности в вузе.