Педагогические науки/3 Методические основы

воспитательного про­цесса

 

К.п.н., Сысоева Е.Ю.

Самарский государственный университет, Россия

 Панкова И.В.

МБДОУ № 83, Россия

 

Рисунок как продукт творчества старших дошкольников

 

     От специалиста в  сфере  дошкольного образования  требуется  в первую очередь знание психологии ребенка-дошкольника, понимания общих закономерностей его развития, возможностей для полноценного развития в условиях разных видов деятельности, в том числе изобразительной. На этой основе  происходит овладение методикой обучения и воспитания. Однако анализ массовой практики дошкольного образования показывает, что педагоги не всегда умеют гибко, вариативно, творчески применять  общие теоретические знания в работе с детьми, до конца не понимают природу  детской изобразительной деятельности, возможностей  органичного и продуктивного развития ребенка посредством изобразительной деятельности.

      Рисунок как продукт детского творчества  оценивается в педагогической литературе различно. Одних исследователей привлекает  непосредственность, своеобразная выразительность, иногда даже неожиданность образов, оригинальность композиционных построений. Другие рассматривают его с точки зрения правдивости, способности к наблюдению, характера выразительности образов. В анализе детского рисунка мы сделаем акцент на его эмоциональном содержании.

      Как  дешифровать детский рисунок и сделать его основой для понимания эмоционально-чувственного мира ребенка?  Для понимания  детского изобразительного творчества, и ребенка в частности, необходимо знать некоторые характерные особенности детского мышления, специфику восприятия мира в конкретном возрасте, которые находят свое отражение  в рисунке.  Развитие детской изобразительной деятельности идет теснейшим образом  с общим развитием  мотивационно-потребностной сферы личности. Ребенок в старшем дошкольном возрасте стремится освоить деятельность взрослого, понять ее смысл, особенности  взаимодействия и отношения людей в деятельностном общении. Ведущим становится  отношение «ребенок-взрослый человек»[1, 38].

     Пытаясь рисовать, ребенок не старается изобразить предмет  так, как он выглядит, он изображает идею, внутреннюю модель. М. Продомью  утверждает, что ребенок рисует не предмет сам по себе, он рисует представление о предмете. Детское и искусство отражает  внутренний реализм, необходимый аспект нашего мышления, указывающий на то, что  самый важный элемент, влияющий на представление ребенка и рисунка, - это эмоциональный фактор. Рисунки детей представляют собой  изображение, а не воспроизведение, они выражают внутренний, а не визуальный реализм, характеризуют прежде всего самого ребенка, нежели служащей моделью предмет. Ребенок рисует не реалистичную картину мира, а некий «комплекс идей».  У ребенка  реализм психологический, а не реализм внешнего подобия, он передает свои  переживания по поводу того, что видел и чувствовал. Поэтому детский рисунок  - важнейший материал для понимания эмоционального мира ребенка, отражающий его душевное и психическое  состояние.

    Исследователи Р.Анхейм, В. Вульф, Д. Дилео дают следующие ответы на вопрос «Что рисуют дети?»:

1.То, что для них важно: значимые люди, потом животные, дома, деревья. 2. Что-то, но не все, известное им о предмете. 3. То, что в этот момент вспомнилось.4. Идею, окрашенную эмоциями.5. Внутреннюю, незримую реальность. Следовательно, дети – экспрессионисты, для которых предмет служит исключительно ориентиром или катализатором[2,14]. Следовательно, система педагогических воздействий должна быть направлена на  сохранение и закрепление социальных мотивов, специфических для изобразительной деятельности старших дошкольников. К ним относятся: стремление отразить волнующее явление, выразить свое отношение к нему, стремление быть принятым и понятым в своей деятельности взрослыми и другими  продуктивной форме.

    Среди достоинств детского рисунка можно выделить: искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих  мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства); содержательность – все, что окружает детей и волнует, становится темой творчества; смелость и оптимизм.  Рисунки детей можно узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от мира и только добра. Это удивляет и радует взрослых, и в то же время немного печалит от осознания того, как трудно, почти невозможно  сберечь такое восприятие мира.

          Интересно, что создавая  образ человека, предмета, стремясь к полноте и правдоподобию изображения, ребенок выбирает, однако, самые  характерные признаки и особенности предмета, отходит от наиболее  точного воспроизведения натуры и стремясь выразить сущность явления, передает в своих рисунках  выразительный образ. Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить собственное мироощущение, эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность – главный существенный признак художественного мышления и детского рисунка. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции.

      Одним из самых доступных для ребенка  средств выразительности является цвет. Характерно, что  использование красок ярких, чистых тонов разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов.  К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно  может использовать цвет, создавая выразительные образы. Многие  исследователи детского рисунка замечают, что ребенок использует цвет для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами  ребенок обычно изображает  любимых героев, приятные события, а темными («грязными»)  - нелюбимых, злых персонажей. Желтый  цвет для ребенка на первом месте среди цветов. Желтый имеет  символический характер, так как несет в себе солнечный  цвет. Солнце есть – значит в мире все в порядке. Оранжевый цвет занимает второе место среди любимых цветов детей. По мере освоения  ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира, цвет в детском рисунке становится более реалистичным.

        Характерным для дошкольника является  то, что они распределяют  предметы по всей плоскости листа, соблюдая чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом виде изображается, например, вся улица: над автомобилем располагается троллейбусная линия, еще выше – дома, дорога тянется через весь лист. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в ее реальной протяженности. Стремление  к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого.

     Другое средство выразительности, используемое дошкольником, - линия. Исследователи замечают,  что предметы и явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие, некрасивые, по его мнению, события отражает нарочито небрежной линией [1,103]. Дошкольник нередко использует прием гиперболизации, они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что для них является наиболее значимым.

    Ребенок  в своем рисунке пытается отобразить конструкцию мира, в частности, необходимость четкого различения идеи верха и идеи низа, по отношению к которым должен ориентировать свою позицию человек. Склонность ребенка передавать в рисунке не конкретные зрительные образы и впечатления,  а результат личного знания  о мире является характернейшей чертой  рисования дошкольников.  Они используют  изобразительный язык как знаковую систему, при помощи которой можно моделировать мир на листе бумаги. Поэтому рисование в   дошкольном возрасте является одним из способов упорядочивания системы  детских представлений о мире. Линия «земли» может быть передана коричневой или зеленой чертой, набрана из вертикальных черточек, цветочков или грибочков. Так  реализуется идея почвы под ногами, опоры, на которой все держится. Линия «неба» может изображаться синей чертой  или полосой, может состоять из набора ряда птичек, самолетиков, звезд. А между небом и землей  размещаются в ряд персонажи. Они стоят так, чтобы каждый был  в полноте своей самости – целиком во весь рост. В сознании ребенка главным стуктурообразющим принципом является вертикаль – разделение листа на верх, середину и низ. Этот древнейший в истории культуры принцип символической организации пространства, который воплощен в различных культурах в образе Мирового Древа с его кроной (верх), стволом (середина) и корнями (низ). Это самая ранняя  в истории развития отдельного человека схема, при помощи которой ребенок пытается построить модель обитаемого мира.

    К шестому году жизни ребенок  овладевает представлениями о  горизонтали и вертикали; если раньше он рисовал человека в наклонном положении, то теперь он начинает его изображать строго вертикально. К шести годам ребенок часто рисует  руки от верхней части туловища, появляются  различные второстепенные детали: пальцы, волосы,  брови, ресницы. Раннедетские изображении  всегда обращены к зрителю. Профильные  рисунки появляются гораздо позже, для того, чтобы передать идею направленного движения. Пространственная близость или удаленность персонажей друг от друга, соотношение их размеров, особенности геометрических форм, общность цвета и атрибутов, другие параметры рисунка несут смысловую нагрузку. Они служат для выражения душевной близости или отчужденности персонажей рисунка, их значимости или малоценности, отражают их характеры и свойства.

     Необходимо помнить, что для мышления  ребенка до пяти лет  характерен эгоцентризм, то есть склонность рассматривать собственную систему координат  как единственно возможную. С пяти до семи лет  идет процесс децентрации, он начинает понимать, что ситуацию можно видеть с разных точек зрения. Поэтому  в рисунках старших дошкольников начинает появляться мотив ориентации на зрителя, в отличии от маленького ребенка, для которого рисунок – средство ориентации эгопотребностей. У старших дошкольников появляется желание рассказать о чем-то своем, в этом возрасте появляются первые карикатуры. Более того, рисунки в этом возрасте могут носить нравоучительный характер, настроенные на воспитание зрителя. Таким образом,  рисунок старшего дошкольника может быть представлен как некое дидактическое послание.

      Довольно часто педагоги не понимают детских рисунков, добиваются того, чтобы ребенок полностью закрашивал изображаемые небо и землю как плоскую декорацию, на фоне которой должны располагаться персонажи рисунка. Здесь налицо столкновение двух совершенно разных интеллектуальных и мировоззренческих концепций, которые определяют построение детского рисунка. Одна – детская, другая – взрослая. Исходя  из особенностей изобразительной деятельности  старших дошкольников, обусловленных  траекторией умственного развития, педагог должен  предлагать задания детям, психологически подходящие им по возрасту. Старшему дошкольнику интересны сюжеты, события в изобразительной деятельности, а не раскраска картинок.

    Кроме того, детский рисунок  является мощным диагностирующим средством, позволяющим выявить  эмоциональное состояние  (благополучие, тревожность, враждебность, трудности в общении, низкую самооценку, демонстративность) ребенка. Среди показателей рисунка, являющимся своеобразными индикаторами его эмоционального состояния, можно выделить: нажим, своеобразие линии, цвет, расположение фигур в пространстве, наличие  штриховки, степень тщательности и детализированности изображений. Осуществляя педагогическую деятельность, воспитателям ДОУ  необходимо учитывать эмоциональное состояние ребенка, корректировать траекторию педагогического общения в зависимости  от показателей эмоционального дискомфорта ребенка.

 

Литература:

1.     Григорьева Г.Г. Развитие  дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 344 с.

2.     Диело Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Арель пресс, Изд-во ЭКСМО, 2002. – 272 с.