Педагогические науки/

Методические основы воспитательного процесса

 

Продайко М.Ю.

Коледж електрифікації Дніпропетровського державного аграрного університету, Україна

Культура: сущность и ее характерне функции

Культура − это сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. До настоящего времени не существует определения культуры, которое можно было бы считать исчерпывающим, удовлетворяющим специалистов различных областей знания. Многозначность понятия культуры отмечают A. A. Велик, П. С. Гуревич, B. C. Ерасов, М. С. Каган, Л. Н. Коган и др. В современной научной литературе встречаются различные определения культуры, причем среди них есть такие, которые противоречат друг другу. Например, определение культуры как нормы и как преобразование стандартов, как адаптация человека к обществу и как преодоление социальной инерции, как накопление опыта и самореализация личности [2, с. 433]. Именно поэтому целью статьи является рассмотрение различных подходов к определению сущности понятия “культура” и выделение ее характерных функций.

Очевидно, что культура не всегда существовала в обществе, и не в каждом обществе существует культура. Культура свойственна не каждому человеку, а значит — и не каждому обществу. Первые размышления о культуре мы встречаем в трудах греческих и римских историков, ораторов, ученых (VI в. до н.э. – II в. н.э.) – Гесиода, Протагора, Демокрита, Аристотеля, Цицерона, Плутарха, Страбона, Лукреция Кара. Общефилософский подход к культуре представляет культуру как форму деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включает в эту деятельность ее продукты и результаты [там же, с. 433]. С точки зрения социологии культура − это “специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения” [1, с. 61]. В более узком смысле культура − это “система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей” [там же, с. 61].

Рассмотрим этимологический смысл понятия. Содержание категории “культура”: возделывание; образование; духовное творчество; достаточный уровень качества материальных и духовных ценностей. В переводе с латинского языка “культура” — возделывание, обработка, уход, улучшение. Первоначально это слово означало ничто иное, как обработку почвы, ее возделывание, земледельческий труд. Такова этимология (т.е. происхождение) понятия культуры.

Термин “культура” употребляется в европейской историко-философской литературе со второй половины XVIII века. На сегодняшний день культура выступает одним из фундаментальных понятий социально-гуманитарного знания и насчитывает около 500 его значений. Почти все подходы к трактовке структуры культуры выделяют такой ее компонент, как ценности. В философских энциклопедиях авторы рассматривают культуру общества как совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком, которые “накапливаются в произведениях литературы, искусства и науки”. Отсюда  непреходящее значение аксиологической проблематики для теории культуры. За последние годы к ней обращался целый ряд авторов: Л. М. Архангельский, Д. И. Дубровский, Е. В. Золотухина-Аболина, М. С. Козлова, М. С. Коган, Н. Д. Ншсандров, В. Н. Сагатовский, К. С. Сарингулян, Н. З. Чавчадзе и др.

В рамках аксиологического подхода известный русский философ В. И. Гессен, рассматривая культуру как деятельность, отмечает, что “всякий человек, живущий в культуре, сознательно к ней стремится. Он может не иметь понятия о культурных ценностях, но помимо своей воли подвигать своим трудом человечество на пути к ценностям культуры; один  накопляя знания, другой  накопляя капитал” [6, С. 22 - 38]. В своей работе человек сохраняет именно то прошлое, которое имеет отношение к культурным ценностям, его он продолжает, и оно само продолжает жить в его трудах. Так, работая над задачами науки, человек продолжает работу предыдущих поколений. Научные теории продолжают жить в его теориях, ибо он продолжает своей работой труд, начатый ими и определяемый неисчерпаемой целью  заданием науки. Цели образования тесно связаны с целями жизни общества. Жизнь определяет образование, и образование воздействует на жизнь. Образование, как отмечает Гессен, есть не что иное, как культура индивида. Образование по существу своему не может быть никогда завершено.

В рамках деятельностного подхода Э. А. Баллер и Н. С. Злобин под культурой понимают созидательную деятельность человека, как прошлую, зафиксированную, опредмеченную в культурных ценностях, так и настоящую, основывающуюся на распредмечивании этих ценностей, то есть превращающую богатство человеческой истории во внутреннее богатство живых личностей, воплощаясь в универсальном освоении, переработке действительности и самого человека [3, с. 3]. Несколько иного понимания культуры как специфического способа организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленного в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе, придерживаются А. В. Мудрик, А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая, В. К. Шановский и др.

Ряд ученых придерживаются в своих исследованиях диалогического подхода к изучению культуры и человека (В. С. Библер, В. В. Иванов, Л. Н. Коган, Р. М. Фатыхова, В. К. Шановский и др.). Культура рассматривается ими как диалог, обмен сущностными силами между группами и отдельными людьми.

В рамках системного подхода (Э. Н. Гусинский, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, Л. К. Круглова и др.) дают следующее определение культуры: это исторически конкретная система способов и результатов развития сущностных сил человека, функционирующая в целях удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп и личности.

В рамках антропологического подхода к пониманию культуры (В. С. Библера, Л. М. Баткина, А. Я. Гуревича, Ю. Н. Емельянова, Л. Н. Когана, Ю. М. Лотмана, А. С. Мыльникова, Х. Марвина и др.) смысл последней передается в трех определениях, дающих “в совокупности единое понятие культуры:

Первое определение культуры. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных  прошлых, настоящих и будущих  культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур (каждая из которых есть культура).

Второе определение культуры. Культура  это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления; то есть культура  это форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности.

И наконец, третье определение культуры. Культура  это изобретение “мира впервые” [4, С. 288 - 290].

Таким образом, культура рассматривается как исторически развиваю­щаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, норм, способов организации поведения и общения; процесс творческой деятельности человека [7].

В “педагогическом отношении” [5, с. 8] все многочисленные определения культуры разделяют на три группы:

1. Культура  это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (например: национальная культура, история культуры), где культура определяется как традиция, ценность, норма, совокупность правил и образцов поведения. Человек с этих позиций воспринимается в отношении соответствия принятым нормам, и это соответствие обозначается категорией “личность”: личность  это человек, соответствующий социокультурным ожиданиям (который ведет себя “как должно”, “как принято вести себя в данной обстановке”).

2. Культура  это высокий уровень какого-либо вида деятельности, высокое развитие, умение (культура речи, культура голоса, культура производства и др.). В этом понимании к категории “культура” приближаются категории “компетентность”, “квалификация”, “умелость”, “профессионализм”.

3. Культура предполагает наличие ценностных ориентиров и способности воплощать эти ценности на практике (так, педагогическая культура  это ориентация на определенные ценности и умение их воплотить в своей профессиональной деятельности).

Завершим анализ вопроса о сущности понятия культуры кратким рассмотрением функций культуры [8, С. 159 – 164]. Выделим некоторые  из основных:

- познавательная функция культуры состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе. Культура есть самопознание и самосознание народов. Благодаря культуре, науке, искусству, образованию  люди познают и осознают свои собственные потребности и интересы;

- информативная функция культуры состоит в том, что культура передает знания и опыт предшествующих поколений. В культуре проявляется социальная генетическая наследственность человечества, так сказать, историческая память. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях древности, литературных памятниках, нотах, в “языках” науки и искусства. Информативная функция культуры позволяет людям осуществлять обмен знаниями, навыками. Хорошо сказал по этому поводу Б. Шоу: “Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то у каждого остается по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее, и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а именно — обладателем двух идей” [9, С. 13 – 15];

- коммуникативная функция культуры состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным (общение людей одной профессии, к примеру) или — косвенным (с помощью произведений писателей мы узнаем о жизни прошлых поколений). Поэзия Пушкина, художественные произведения и публицистика Толстого, музыка Чайковского, научные труды Вернадского — дают возможность не только оглянуться на прошлое, но и поразмышлять о настоящем и будущем. Культура всегда предполагает общения. Оно может быть различным: благоприятным, нейтральным, негативным. Подлинная культура призвана развивать личность, способствовать ее росту, духовному совершенствованию. Очень важны в этом смысле, как говорилось, знаковые системы, “языки”. Они есть у каждого народа: это язык народа, язык ритуалов, жестов, танцев, музыки. Это и  язык науки, ее понятия, формулы. Как видим,  язык культуры интернационален, для него нет государственных, национальных или иных границ.

Выводы. Культура  это материальные и духовные ценности народа. Это способ его жизнедеятельности. Это уровень развития общества. Это совокупность отношений людей к природе, друг другу. Это своеобразие жизни наций и народов в тот или иной период истории. Это религия, мифология, философия и политика. Одним словом, культура — это различные формы жизнедеятельности людей. Это возделывание жизни, природы, “окультуривание” ее и самого человека. Функции культуры отражают ее полифоничность. Культура человека демонстрирует, в частности, свои адаптационные  способности в разных условиях. Конечно, основная задача культуры – формирование ценностно-нормативных требований, социально-нравственная функция. Выполнению этой задачи способствуют организационно-регулятивная и коммуникативно-информативная функции.

 

 

 

Литература:

1.     Радугин, A.A. Социология: курс лекций [Текст] / A.A. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Центр, 2000. - 244 с.

2.     Современный философский словарь [Текст] / Под ред. В.Е. Кемерова. - М.: Панпринт, 1998. - 1064 с.

3.     Баллер Э.А. Культура. Творчество. Человек / Э.А.Баллер, Н.С.Злобин. - М.: Молодая гвардия, 1970. - 272 с.

4.     Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введений в XXI век / В.С.Библер. -М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

5.     Борытко Н.М.Система профессионального воспитания в вузе: учеб.- метод. пособие / под ред. Н.К.Сергеева. - М.: АПКиППРО, 2005. - 120 с.

6.     Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо­фию/ отв.ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа - Пресс, 1995. - 448с.

7.     Белик A.A. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: учебное пособие / А.А.Белик. - М.: Российск.гос.гуманит.ун-т. 2001. - 378 с.

8.     Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур / А.А.Белик. - М.: Российский гос. Гуманит. Ун-т, 1998.- 241с.

9.     Гусєв А. Квіти запізнілого кохання. «Пігмаліон»: Бернард Шоу і місіс Кембл // Всесві-тня література і культура. — 2004. — № 1. — С. 13—15.