Т.А. Бекоева – д.п.н., Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Л.Б. Кусова – к.п.н., Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

 

Н.И. Пирогов и В.Ф. Миллер о проблемах просвещения

в Северо-Кавказском регионе

 

В процессе освещения проблем школы и педагогической мысли народов России следует более глубоко и всесторонне изучить и дать объективную оценку историко-педагогическим процессам, происходившим на Северном Кавказе. Такой подход к оценке прошлого должен помочь в преодолении некоторых стереотипов, так как история отечественного образования, трудности и достижения в воспитании, творческая деятельность педагогов в советский период часто оставались нераскрытыми. Выравнивание сложившейся ситуации не представляется возможным без учета творческого наследия классиков отечественной педагогики, к числу которых принадлежат русские ученые, жившие и работавшие на Кавказе. В процессе освещения проблем школы и педагогической мысли народов России следует более глубоко и всесторонне изучить и дать объективную оценку историко-педагогическим процессам, происходившим на Северном Кавказе.

Такой подход к оценке прошлого должен помочь в преодолении некоторых стереотипов, так как история отечественного образования, трудности и достижения в воспитании детей, творческая деятельность педагогов в советский период часто оставались нераскрытыми. Выравнивание сложившейся ситуации не представляется возможным без учета творческого наследия классиков отечественной педагогики, к числу которых принадлежат русские ученые-кавказоведы. Сегодня в условиях многонационального Северо-Кавказского региона образование и школа оказывают позитивное влияние на добрососедские отношения народов края.

Среди русской интеллигенции, которая проживала на Кавказе по долгу службы (военной или гражданской), было немало людей, «движимых бескорыстным стремлением развивать просвещение, искренне видящих в этом путь общественного и культурного прогресса, путь облегчения тяжелого положения» народа. Познакомившись с горцами, они проникались к ним чувством симпатии и уважения, поэтому забота «о судьбах горского населения навсегда становилась основной целью их общественной или научной деятельности», они видели, что причиной многих бед являются безграмотность и невежество населения [6, с. 61 – 62]. Многие просветители отмечали, что горцы отличаются многими положительными чертами: стремлением к обучению, уважением к старшим, умением принять гостей. Например, учёный-кавказовед Н.Ф. Дубровин писал: «Каждый, успевший сказать хозяину «Я твой гость», принимается по-братски, хотя бы он был врагом семейства» [3, с. 362 – 363].

Более широкому и углублённому изучению истории Кавказа положили труды известных историков Н.Ф. Дубровина, В.Б. Пфафа, Д.Я. Лаврова, археологов А.С. Уварова, П.С. Уваровой, А.Россиковой и других. Большое влияние на общественно-политическую жизнь Северного Кавказа оказали участники декабрьского восстания 1825 года. В разное время здесь служили и бывали офицеры-декабристы А.И. Якубович, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский, А.И. Одоевский, Н.Н. Лорер и многие другие. Народник Адриан Михайлов, вспоминая Северный Кавказ, писал: «Какую большую работу проделало русское самодержавие в деле революционизирования окраин, ссылая туда своих врагов» [10, с. 200]. Идеи просветительства приносили сюда лучшие представители российской интеллигенции из военной и университетской молодежи. Николай I отправлял в действующую кавказскую армию даже студентов. Глубокий след в культурной жизни города оставили побывавшие здесь многие великие люди России А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов и др.

Переломным периодом в истории педагогической мысли России считаются 60-е годы; в этот период представители прогрессивного педагогического движения, ставшего частью общественного движения того времени, поднимали вопросы о необходимости воспитания человека и гражданина, образования женщин. В это время широко развернули свою педагогическую деятельность Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов и другие выдающиеся люди; для них это время было заполнено интенсивной новаторской работой [5, с. 247]. Русские педагоги боролись против муштры и зубрежки, схоластики и догматизма в обучении, ратовали за светское образование, требовали уважения к личности ребенка [4, с. 199].

После окончания Крымской войны на Кавказе работал знаменитый русский хирург, анатом, педагог и общественный деятель Н.И. Пирогов. В своей статье «Вопросы жизни» [11] (она была напечатана в июне 1856 года в «Морском сборнике») он выступил с резкой критикой существующей в России системы воспитания и обучения, поддерживал идею о необходимости гуманизации процесса воспитания и «созидания» истинного человека-гражданина, а не чиновника-бюрократа. Это выступление положило начало оживленному обсуждению проблемы воспитания человека. Прогрессивная интеллигенция большинства регионов империи обсуждала следующие педагогические вопросы: «Какой должна быть школа? Какова должна быть ее программа? Чему учить в школе? Как готовить учителя?» — и многие другие. Статья была напечатана почти во всех периодических изданиях, она, по словам К.Д. Ушинского, пробудила «… спавшую у нас до сих пор педагогическую мысль».

Н.И. Пирогов посетил Северный Кавказ (он побывал в Дагестане, в Северной Осетии, городе Владикавказе и в других частях края в 1847 году); именно здесь был испытан открытый ученым новый способ обезболивания при хирургических операциях. Просветитель-демократ считал, что «травматическая эпидемия», которая стала результатом войны на Кавказе и в Крыму, вызвала «нравственную гангрену». Его современники писали, что вся прогрессивная российская педагогика вышла из идеи о необходимости «воспитывать и образовывать ч е л о в е к а».

Н.И. Пирогов «с большой теплотой и уважением отзывался о горцах, подчеркивал их мужество, стойкость, выносливость, чувства дружбы, товарищества, взаимной помощи, развитое в высшей степени, что особенно проявлялось в отношении к раненым и больным; и это, по мнению Н.И. Пирогова, способствовало их быстрейшему выздоровлению. Он был изумлен твердостью и выносливостью горцев» [12, с. 96]. Этот учёный и педагог интересовался спецификой и методами работы в национальной школе.

Занимались изучением культуры и просвещения горских народов известные русские учёные М.М. Ковалевский, Ф.Леонтович, Л.Лавров, а также В.Ф. Миллер, который оказал огромное влияние на развитие осетинского языка. Совместная научно-просветительская деятельность этих передовых ученых с представителями местной интеллигенции и педагогами углубляла близость русского и северокавказских народов. Научное наследие В.Ф. Миллера (1848 – 1913 годы) составляют десятки работ по языкознанию и иранистике, сравнительной мифологии и фольклору, истории и этнографии; он вел «колоссальную научно-исследовательскую и педагогическую работу» [2, с.72]. Всеволод Фёдорович стал автором серьёзного труда «Осетинские этюды» (1881 – 1884 годы) [7; 8; 9], в котором поместил нартские (нартовские) сказания с параллельным русским переводом, лингвистические исследования, а также описал религиозные верования осетин, древний период истории Осетии. Одновременно он способствовал просвещению горцев, приобщал их к научно-просветительской деятельности [13, с. 53 – 54].

Этот исследователь совершил пять научных поездок на Кавказ – в 1879, 1880, 1881, 1883 и 1886 годах,  побывал почти во всех осетинских селах, изучил осетинский язык, на котором свободно беседовал со стариками, записывал фольклорные тексты. В.Ф. Миллер, как и другие передовые учёные, считал, что всякая здравая мысль, переданная на родном языке, всегда тверже «врежется в ум и глубже западет в сердце», и переданная молодым горцам со школьной скамьи в семью сделается доступной многим. Ведущие педагоги рекомендовали, чтобы при обучении второму языку учителя горских школ опирались на знания и умения, полученные на уроках родного языка.

В процессе разработки и усовершенствования осетинского алфавита В.Ф. Миллер, как и А.М. Шёгрен, положил в его основу русский алфавит, он старался достичь наибольшей точности в передаче звуков осетинского языка и внёс определённые изменения и дополнения в предыдущие алфавиты, составленные российскими и горскими учёными. Он сделал некоторые нововведения в написании согласных и уточнил природу гласных звуков, сократив их до семи, но установил полугласные звуки «у» и «й». «В алфавите Миллера так же, как и в предыдущих алфавитах, всё же оказалось значительное количество диакритических знаков, что сделало его неудобным практически» [1, с.43], однако на этом алфавите вплоть до Октябрьской революции печатались книги и периодические издания на осетинском языке. В результате научных изысканий В.Ф. Миллера появились многочисленные статьи, записи сказок, песен, сказаний, он составил также осетинско-русско-немецкий словарь, к работе над которым привлек образованных горцев. Этот словарь был создан в содружестве с осетинскими просветителями С. Туккаевым, Ибрагимом и Индрисом Шанаевыми, М. Саламовым, М. Гардановым, священниками А. Цаликовым и Дзампаевым.

В.Ф. Миллер с сочувствием писал о тяжёлом положении горянки, хотя в определённых ситуациях к женщинам относились с уважением,  и считал, что путь к духовному раскрепощению горянки лежит через просвещение. В.Ф. Миллер, писал: «Я видел перед собой народ живой, способный, интеллигентный, бодрый, несмотря на часто тяжелые условия существования, стремящийся к просвещению. …Как ни безотрадна жизнь женщины, однако к чести осетин нужно сказать, что между ними крайне редко встречаются акты грубости и насилия против нее. Бить женщину считается позором» [9].

Модернизация традиционных горских обществ, вызванная к жизни присоединением Кавказа к России, формировала взгляды и характер деятельности просветителей этих народов, особенно передовых представителей северокавказских этносов, получивших образование в русских учебных заведениях и испытавших на себе влияние передовой русской культуры. В составлении алфавитов представителям российской интеллигенции на Кавказе всегда помогали грамотные жители региона. Залогом успеха работы было участие в ней горцев для предупреждения возможных ошибок в трудных звуках кавказских языков. Гуманистически настроенная интеллигенция понимала, что, если начать обучение с незнакомого языка, то произойдёт задержка умственного развития детей. Для горцев, выучившихся чтению, были подготовлены сборники местных песен и сказок на родных языках; с русского переводились брошюры для чтения. Зная о стремлении северокавказских народов к знаниям, учёные работали с ними не только при составлении азбук и грамматик, но и позднее, когда создавались школы для обучения детей грамоте на новом основании, где преподавали их информаторы.

Благодаря напряжённой научно-педагогической работе представителей российской интеллигенции Кавказский учебный округ во второй половине XIX века по праву считался одним из ведущих центров педагогической мысли России. Свою просветительско-педагогическую деятельность российские учёные начали с составления алфавитов и грамматик горских языков, ибо знали, что понятия современной культуры будут лучше усвоены на родном языке, а закончили обучением горцев грамоте на новом основании в созданных при их активном участии школах. Представители передовой российской интеллигенции сыграли ведущую роль в эволюции взглядов горских просветителей на проблемы культуры и образования соотечественников.

 

Литература

1.       Бигулаев Б.Б. Краткая история осетинского письма. – Дзауджигкау, 1952.

2.       Васильева Л.М. Проблемы истории Осетии в русской науке XIX века (Историографический очерк). – Орджоникидзе: Ир, 1975.

3.       Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. – СПб, 1871. Т.I. Кн.1.

4.       Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

5.       Латышина Д.И. История педагогики: Уч. пос. – М.: Изд. группа «Форум» — «Инфра-М», 1998.

6.       Магометова В.Д. Роль передовой русской интеллигенции в просвещении и развитии культуры среди горцев Северного Кавказа во второй половине XIX века // История, этнография и культура народов Северного Кавказа: Сб. статей. – Орджоникидзе, 1981.

7.       Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Ч.I. – М., 1881. – 164 с. Репринтное изд. – Владикавказ, 1992.

8.       Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Ч.II. – М., 1882. – 301 с. Репринтное изд. – Владикавказ, 1992.

9.       Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Ч.III. – М., 1887. – 215 с. Репринтное изд. – Владикавказ, 1992.

10.   Очерки истории Ставропольского края. – Ставрополь, 1986. – Т. 1.

11.   Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Умом и сердцем: Мысли о воспитании / Сост. Н.И. Монахов. – М., 1989.

12.   Свистунова А.И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане. – Махачкала, 1973.

13.   Статистические сведения о кавказских горцах, состоящих в военно-народном управлении // Сборник сведений о кавказских горцах. – Вып.I. – Тифлис, 1868. – Отд.VIII.