Педагогические  науки 3. Методические основы воспитательного процесса

 

С.А. Копылова,

КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная)

 общеобразовательная школа III – IV вида», Россия

 

Формирование толерантности как основы

нравственного воспитания в современной школе

 

Изменения, происходящие во всех сферах жизни России, привели к тому, что в обществе формируется новый подход к образовательной системе и воспитании школьников. Современная технология образовательной и воспитательной деятельности предъявляет более высокие, чем 10-15 лет назад требования к ученикам школ. Развитие нашего общества побуждает к интенсивным поискам новых форм общественно-политической жизни, предполагающих возрождение духовных основ общения в духе гражданственности. В связи с этим одной из актуальных проблем в современной системе образования остается нравственное воспитание учащихся. В нынешних условиях изменения политической ситуации в стране, сознание молодежи подвержено противоречиям и сомнениям. Снижается роль моральных норм и критериев, растет молодежная преступность, наблюдается рост пристрастия школьников к вредным привычкам, употреблению наркотиков, следовательно, претерпевает изменения содержание сложившихся  нравственных  ценностей. При этом и возрастает роль образования в воспитании личности.

В рамках гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания педагогический коллектив школы стремится к формированию у учащихся следующих качеств: нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, гражданственности); нравственного облика (милосердия, толерантности); нравственной  позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви); нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине). Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных классов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества.

Толерантность, или терпимость - это стремление и способность к установ-лению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности. Толерантность не означает только признание факта существования «другого». Толерантность означает возможность «другого» чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе. Например, толерантность к инвалидам (социальная толерантность) - это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.

Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года это понятие понимается как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира».  Толерантность определяется Декларацией как «гармония в многообразии». Под культурным многообразием понимается особенности и отличия культурных групп, которые равноправно сосуществуют в человеческом сообществе. В связи с этим принцип  толерантности требует терпимого отношения  к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной, сексуальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является  воспитание  уважительного отношения к ценностям других людей, умения сопереживать, понимать мотивы поступков людей, уметь общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур.

Вместе с тем, результаты специальных исследований, проведенных учеными Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, позволяют выявить важную проблему совершенствования общего и специального школьного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лиц с ОВЗ). Речь идет о том, что при всей соблазнительности подобного отождествления совместность обучения инвалидов с учениками с сохранными психофизическими функциями отнюдь не означает их подлинную интеграцию в среду этих студентов.

Вариант полной и разносторонней интеграции, когда ребенок-инвалид активно и партнерски взаимодействует с другими ученикамми во всех сферах деятельности — учебной, досуговой, общественной и т. д., является лишь одним из возможных и при том отнюдь не самым распространенным. Значительно более распространена интеграция только на уровне учебной деятельности, при которой интенсивные связи между учениками-инвалидами и остальными устанавливаются и реализуются лишь в рамках собственно учебного процесса, а применительно к остальным областям студенческой активности лица с ограниченными возможностями здоровья оказываются словно бы «вынесенными за скобки». Достаточно часто, кроме того, встречается и своего рода «нулевой» вариант: ученики-инвалиды не имеют сущностных взаимосвязей с другими школьниками и в условиях учебного процесса и «стоят особняком» даже как субъекты учебно-образовательной деятельности. Наконец, обнаруживается и четвертый вариант, при котором ребёнок-инвалид занимает дезинтегративную по своей сути позицию, добиваясь неких «скидок» на нездоровье, т.е. снижения требований к себе со стороны окружающих, и тем самым фактически противопоставляет себя остальным по признаку инвалидности.

Нравственное воспитание - это целенаправленное воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных  качеств, соответствующих требованиям общественной морали; нравственное  формирование и развитие человека протекают в течение всей его жизни; нравственные  качества человека обусловлены общественными отношениями, условиями его жизни и характером  нравственного  воспитания, целенаправленно осуществляемого учебным заведением; овладение нравственными принципами, нормами и правилами связано с благополучием человека в обществе, его социальным самочувствием и статусом.

Сегодня ни школьники, ни родители, ни педагоги, ни общество в целом не готовы принять в свое сообщество молодого человека с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет психологическую, морально-этическую и материально-техническую основу. Сегодняшние вузы ориентированы не на личность, а на успешный результат. Партнерство в массовой школе подменено конкуренцией, где побеждают самые умные, здоровые, сильные и красивые. Устоявшаяся система ценностей находится сегодня в глубоком противоречии с идеей инклюзивного образования. Отсюда следует, что необходимо формировать в обществе правильное (не просто терпимое, толерантное) отношения к учащимся с недостатками в физическом и (или) психическом развитии. Только это позволит не просто существовать рядом или параллельно, а жить вместе. Для этого нужны годы. Для этого необходимо создание серьезной многоуровневой правовой базы, создание определенных условий в школах, позволяющих сделать пребывание инвалида комфортным, а также принятие населением, каждым человеком людей с ОВЗ. Это длительный процесс воспитания всего общества. Это выращивание с раннего детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого совместное равное проживание с людьми с ОВЗ станет частью мировоззрения.

В заключение можно сделать вывод о том, что в настоящее время наша страна находится лишь на дальних подступах к действительно инклюзивному образованию, дорога к которому лежит через преодоление или непреодоление. Развитие инклюзивного образования требует терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности.

Для развития образования в целом необходимо учитывать такие факторы:

государство должно резко увеличить финансирование образования, поскольку на практике оказалось, что подлинная интеграция дороже дифференцированного специального образования («проблемным» ученикам нужно больше, чтобы быть равными);

учителя массовых школ, не обладая достаточными профессиональными знаниями для оказания адекватной психолого-педагогической помощи студентам-инвалидам, не готовы к интеграции и попадут в ситуацию профессионального и психологического дискомфорта;

только при колоссальной финансовой поддержке школ можно организовать в каждой школе оптимальные условия для проблемного ученика (в классе ему необходимо обеспечить двух педагогов, основного и дополнительного для индивидуальной помощи, для решения его бытовых проблем - специальные технические приспособления и обучение персонала);

дополнительное внимание педагога к интегрированному обучению ученика с ОВЗ приводит к снижению качества обучения его одноклассников и рейтинга школы, оттоку наиболее способных учащихся.

В настоящее время идея инклюзивного образования выглядит как неквалифицированный энтузиазм (преимущественно управленческих структур). Специалисты, говоря об интеграции, ясно понимают обязательную систему условий, необходимых для развития проблемного ученика в массовой школе.

Расширение функций специальной школы, ее превращение в своего рода центр оказания квалифицированной специализированной профильной помощи учащимся с ОВЗ города, области, региона положит начало налаживанию сближения массового и специального образования.

Литература:

1.     Зимняя, И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки [Текст]. - М., 2002.

2.     Миронова, М.С. Формирование этнической  толерантности как нравственной  основы личности учащегося в  современной российской школе [Текст]. – Красноярск: ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010.

3.     Мирошникова, Т.Г. Нравственное   воспитание   студентов  в современном техническом  вузе [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук.- Губкин, 2006. - 210 с.