Педагогические науки/ 5.Современные методы преподавания.

 

Аханов Б.Ф.

 Южно-Казахстанский государственный университет имени М.Ауезова, Казахстан

 

Творческая деятельность студентов средствами изобразительного искусства

 

Творческая деятельность студентов рассматривается  как одно из приоритетных  направлений в педагогике. Повышение требований к научной  и практической  подготовке  современного  человека  влечёт  за собой  возрастание роли учителей  и их ответственности  за    молодое поколение.    Деятельность в условиях современном обществе требует от квалифицированного  специалиста  применения  самого широкого  спектра человеческих   способностей,  развития  неповторимых   индивидуальных  физических  и интеллектуальных  качеств. Это  и подтверждает   которая  делает  необходимым учёт  нашей  образовательной  системой  не только  сегодняшних потребностей  и возможностей   производства, но и их  изменений  в  ближайшем  будущем. Необходимо   также   учитывать  нарастание научности и создание  новых   художественных  средств, избавляющих  человека от рутинной  деятельности   в  области   как  физического , так и умственного труда . С учётом  этого    на одно  из первых  мест  в образовании выходит  задача   подготовки  молодёжи  к развитию   творческих   способностей, что  является  усвоения  новой   научной  и  художественной   деятельности,  ускоряет    творческую   переработку   и  генерацию  ещё  более   новых  и  полезных  идей [1]. Психолого-педагогических  и  философских   исследований  художественного   творчества   студентов показывает, что  интерес  к  этим  проблемам не  ослабевает  на   протяжении   многих   десятилетий .

Творческая  деятельность   студентов  происходит   к  выводу   о  том , что она   представляет  собой  единство    сознательной   и бессознательной  деятельности. Понимание   творчества  исходит  из  того, что   творчество -  это   деятельность   человека ,  преобразующая    природный  и   социальный   мир  в  соответствии с  целями   и  потребностями   человека   и  человечества   на  основе   объективных   законов   действительности. Творчество  как    созидательная  деятельность  характеризуется   неповторимостью (по    характеру осуществления и   результату) ,  оригинальностью   и  общественно – исторической  (а не  только  индивидуальной ) уникальностью  .[1].

Первое    означает,  что  искусство     должно  выполнить   в  жизни    общества    роль   одного   из  способов   изучения   реального   мира   и  в  то  же    время   проводить    определенные   взгляды,  идеалы ,  осуществляя  тем  самым    свое    воспитательное    значение. В  смысле  решения   этой   задачи  художественное  творчество  существовало    во все   времена   человеческой  истории ,  и именно    в этом   смысле  Чистяков   уверен,  что  жизнь    общества  без   искусства  немыслима [2].

Вторая   задача   искусства  - «познать  себя»,  то   есть  познать  законы ,   на   которых  оно   основано  изучить  неиссякаемый  свой  источник -  природу и   жизнь,  законы   изображения   реальной  действительности  и  специфические  особенности   отдельных  своих    видов.

Наконец  третье -  овладев  натурой, познав  ее  закономерности,  начинающий   художник  должен  постоянно   углублять   знание   законов   рисунка, живописи и  композиции. При   этом  Чистяков особенно  подчеркивает, что   искусство   создается  человеком   на  основе   реальной, объективно  существующей    действительности    и  ее  закономерностей, н о   вместе  с  тем     обязательно   и только «смотря   по  своей  особе».

На  дисциплину живопись  Чистяков  смотрел   как  на  предмет   изучение   живой  формы  есть  одна  из  сторон   знания    вообще ;  оно  требует такой же деятельности ума   как   науки ,признанные   необходимыми    для элементарного   образования, что хотя  мы  в не готовим   профессиональных  художников, однако преподавание  должно   проходить по  всем  правилам  и  законам [1].

При преподавании  живописи  необходимо учитывать качественное  усвоение  грамоты   перспективы:

1. Предварительно  дать  студентам  простое  и  ясное  понятие  перспективы,  как науки,  вытекающей  из  одного  устройства  глаза  и  относительного   расстояния   предметов. Дать  понятие  о  картинной  плоскости, о  горизонте,  точке зрения, схода, об  отдалении  и прочее.

2.Требуется   при  выполнений   творческих  задач  по  живописи  соблюдать  точное    исполнение  необходимых    условий    теории  линейной   и  воздушной    перспективы ,а  именно  :требуется  сознавать положение  картинной  плоскости   под прямым  углом  к   оси  зрения  и с  точкой зрения   посредине  одной  плоскости. Следствием  чего   является  необходимость  объяснять   положение  его  картинной  плоскости  относительно  срисовываемого  предмета  на  том  основании, что предмет   всегда  остается  в одном  положении, а  места рисующего    относительно  его  различно  изменяются.

3. Так  как  не  все   студенты одинаково  талантливы, не все  глядят  при  рисовании  на  натуру   правильно ,то прежде  всего, надо    научить  их  смотреть  как    следует . Это почти    самое   необходимое.

Поэтому   исключительно  значение  самого педагога, а  главное, понимания  им   искусства ,его  способности  теоретически  осмысливать  и  решительно  проводить  в жизнь  свои  идеи.

Задача обучения необычайно  интересна  и  многогранна. Преподаватель особенно  подчеркивает    перспективы  и   пространственное  представление.

Активизации   творческих  деятельности   студентов  средствами    изобразительного  искусства студент  может  произойти   в  том  единственном  случае, если  система  обучения   будет строиться  на  творческих   атмосферах. Студент с  самого начала своего   обучения  должен   разделить на  творческую  часть, то  возникающий  вопросы  станет  очень непреодолимым  препятствием.

Поэтому,  строит  свою систему  не на усложнении   постановок – заданий, а на  усложнении  методических, творческих  задач, которые  ставятся  перед студентам. Каждое   отдельное  задание  представляло   в этом смысле  новую  и  значимую  ступень ,преодолевать   которую будущему  живописцу  приходилось   самостоятельно  и обязательно творчески. Педагог же  со  своей стороны должен был  любое упражнение тщательно и всесторонне  продумать ,доходчива  объяснить  с точки  зрения  поставленной  в нем  цели и добиться  полного ее достижения.

Студент всегда и только -  творец, но в то же время  его творческие   возможности и свобода покоятся на конкретном фундаменте последовательного и объективного   изучения  окружающего. В  известном смысле в нем  живет  и  исследователь ,и  ученый. «Человек, набирающийся  постоянно   впечатлений  и выводящий  из  них законы ,может быть творцом вполне ,потому что   сила духа – сила  знания ,его  развития».

На творческой  основе  живописи  пронизывало всю его   педагогическую  систему, обусловливая   совершенно  новый и  своеобразный подход   к подана  пространства. Студент с  первых  же  шагов в  живописи чувствовал и  сознавал себя  именно   художником. Не количество  приобретаемых  познаний и  навыков  сообщало  ему, в  конце   концов, новое  качество  мастера. В каждом   самом  простом и  элементарном  упражнении  он  стоял  перед   необходимостью  самостоятельного   творческого  решения.

Соглашаясь  со  всем вышесказанным , мы  необходимо  отметить ,  что  методика   преподавания   живописи   может  служить     хорошим  подспорьем в  преподавании   изобразительного   реалистического  искусства  и в  сегодняшний   день .Ее   можно применить  не  только в  художественных  школах, но и взять за основу в  преподавании  реалистического искусства. Мы основной акцент делаем на  непосредственное  свободное   творчество детей ,заложенное самой природой ,знакомя  с законами композиции  и  разнообразием   техник в  исполнении творческих  работ, то  в основной  надо  давать грамоту   реалистического искусства .

Способность  студента  мыслить  в  материале  в  профессиональной  среде  характеризуют  как  пространственное  мышление. В системе образования эту проблему  называют  развитием художественного  объемно- пространственного  мышления. Учитывая  природу живописи  и  специфику  можно  успешно  развивать  художественное   объемно –пространственное  мышление при условии  целенаправленного   педагогического   руководства  с  использованием  специальной  методике:

-  погружения  в  среду  функционирования  объектов  предметно- пространственной  среды  и  перевоплощения в  их  образ;

- создание   творческой  атмосферы для  рождения  художественного  замысла и  поиска   путей   его  воплощения ;

-  выполнения   комплекса  творческих   заданий в объеме  объектов  предметно –пространственной  среды.

В  результате можно создать  благоприятные  условия  для  формирование  пространственного  представление .

Обращаясь к профессиональному   языку  живописи , его  необходимо   образно  перевоплотить в новое художественное качество [3].

В  творческой  работе начиная с   освоения  плоскости  как элемента  пространства Плоскости  различные  по  своей  величине, разрезая   пространство,  создавали   как  бы  его  материальную  среду, которую  можно было  измерить, сделать  сюжетной ,придать ей  любую форму ,составляли  такие  пространственные   формы  из   различных  предметов. Причем  цвет, в который  плоскости  ими  окрашивались, был  необычайно  функциональным, поскольку позволял  усилить  пространство  возникавшей  вещественной  среды .

Следующий  этап  работы  имел своей целью  дать молодым художникам  перевести возникавшее  у них  ощущение  материального пространства в понимание  поверхности  как  части  пространства . Именно здесь возникает  та  поверхность должна передавать те  скрытые качества  которые  заложены  в нем природой. Например, нельзя просто нанесение любой  краской или покрыть  поверхность бумаги, чтобы передать  пространстве нужно найти такую форму  поверхности, использовать  такую  цвет, которая  в  образном  воплощении передаст, что это предмет обладает объемность предмета .

Творческих деятельности  студентов  средствами  изобразительного  искусства  важно обратит внимание  добиться  увидеть в новых ощущение  предметного  мира  и это  постоянное  обращение  художника  к реальным  условиям жизни. Творческая  деятельность  студентов в процессе  изобразительным искусством составляют  ведущие  положения  в области  философии, психологии и  искусствознания по художественному  образованию, эстетическому  воспитанию  студентов. Совершенствования  методики  преподавания  изобразительного  искусства, исследования  известных  искусствоведов, историков  и  этнографов, касающиеся вопросов  развития изобразительного  творчества.

 

 

Литературы:

 

1.     Психологоия В.С.Кузин  М:.Агар 1997

2.     Марков М.Е. Искуссиво  как процесс.-М:.Искусство,1970.-239с.

3.     Медведев Л.Г.Критерий  оценки  художественного  образа как фактор развития творческих способностей студентов.Алма-Ата ,1990.-68с.