Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалиста

 

 

Полосухин В.А.

 

Волгоградское региональное отделение  «Российской независимой

экологической экспертизы», Россия

 

Формирование экологической культуры специалиста

в техническом вузе

 

Экологический кризис наших дней – это не временное затруднение человечества, а сотрясение глубинных основ биосферы планеты и человеческого бытия. Поэтому актуальным стало осмысление вопроса: как и насколько возможно преодоление экологического кризиса? Какую роль играет в этом процессе высшее образование?

Специфика технических вузов не всегда предполагает изучение экологии в качестве специальной дисциплины, однако экологические проблемы касаются всех: ведь в настоящее время человек выделен из природы и утвердился в условной оппозиции к ней. Поэтому, по мнению автора, модернизацию высшего технического образования необходимо проводить с учетом экологических императивов человечества.

С середины прошлого столетия начали разрабатываться принципы экологической этики – морального кодекса человека по отношению к окружающей среде. Экологическая этика призвана конструировать систему нормативных требований и установок, создать предпосылки для сохранения и развития человеческого и природного бытия.

Автор считает необходимым в техническом вузе особое внимание уделить экологическому образованию и воспитанию. Сделать это возможно, если ввести в учебный план элективную дисциплину «Экологическая этика» (или, по меньшей мере, расширить раздел «Экологическая этика» в рамках курса «Профессиональная этика»). Этическая составляющая в экологическом воспитании и образовании очень важна, так как экологизация мышления (особенно молодого человека) невозможна без его духовного и нравственного совершенствования.

Человек и природы – элементы единой системы мира. Поэтому, какой бы профессиональной деятельностью не занимался человек, ему следует познакомиться с основными принципами и концепциями экологической этики, которые будут способствовать гармонизации развития социоэкосистемы.

Например, принцип экологической ответственности (Г. Йонас) применительно к современной технологической цивилизации требует необходимости самоограничения человека, т.е. ограничения его свободы в настоящем ради выживания в будущем. Принцип планетарной ответственности базируется на «проекте глобального этоса» Г. Кюнга и предполагает ответственность мирового сообщества за его собственное будущее. Принцип экологической справедливости (долг перед будущими поколениями) Д. Ролза основан на идее справедливости по отношению к потомкам, которым может быть нанесен ущерб в интересах ныне живущих людей. И этот концептуальный ряд можно продолжить.

Таким образом, познакомившись с основными концептуальными положениями экологической этики, студенты смогут строить свою будущую профессиональную деятельность на принципиально новых основаниях, с учетом экологических императивов современности, определенных в концепции коэволюции Н. Моисеева. Совместная эволюция природы и общества видится ученому в соответствии с представлениями о рациональной гуманности. Н. Моисеев призывает «не вступать в противоречия с естественными закономерностями развития общества и природы, чтобы не вызвать необратимых процессов в биосфере» [1].

Автор полагает, что новыми принципами отношений человека и природы должны стать взаимосвязанность, взаимозависимость, взаимодополнительность всех форм и явлений жизни в едином пространстве Вселенной, отказ от нанесения любого ущерба природе. Эта идея получила полное отражение в этике благоговения перед жизнью А. Швейцера. По мнению автора, в формировании экологического мышления будущего специалиста универсальная этика А. Швейцера занимает особое место, так как именно она должна стать основой «азбуки экологии» для наших современников.

Очевидно, что экологическая реальность сегодня замыкается на человеке, его ответственности, разуме и интеллекте. Однако в настоящее время большинство студентов технических вузов не обладают даже минимумом, «азбукой» экологических знаний. Для осознания сущности экологической проблемы необходима прежде всего последовательная и исчерпывающая информация, осведомляющая о воздействии экологических последствий на здоровье людей и наследственность. Целенаправленное изучение экологических проблем своего региона, личное участие каждого в его охране и оздоровлении помогает осваивать моральные аспекты отношения к природе.

Только изучать экологическую этику теоретически сегодня явно недостаточно. Ее положения могут быть реализованы в полной мере, если они станут нравственной необходимостью и осознанной потребностью человека, если практически будут пронизывать различные сферы его деятельности, в частности – образование, политику, экономику и др. Лишь в этом случае этические нормы, насыщенные экологическим содержанием, не останутся благим пожеланием и станут основой всеобщей экологической культуры личности как нового способа гармоничного взаимодействия общества и природы на основе высокой духовности и нравственности человечества.

Одним из основных направлений решения экологических проблем современности в техническом вузе является выработка общей линии поведения человека в природном мире с помощью экологического воспитания, которое может и должно стать средством развития разумных экологических потребностей личности, способной реализовать свои цели в соответствии с законами природы.

Преобразование природы требует преобразования внутреннего мира человека, выработки экологического сознания (комплекса идей и мнений, отражающих отношение человека к проблемам экологии) и экологической культуры (системы ценностных ориентаций, сформировавшихся под влиянием поисков решения экологической проблемы). Экологическая культура требует экологизации мышления на основе экологической памяти – закрепления ценностной значимости экологических проблем (через семейное воспитание, образование, искусство, политику, право, религию, и др.).

Формирование экологически культурной личности – непременный элемент педагогической работы. Если основной целью экологического воспитания в школе и средних учебных заведениях является сегодня ликвидация экологической безграмотности учеников и обучение «азбуке экологии», то главная цель экологического воспитания в вузе – формирование экологической культуры студента (прежде всего – у специалистов с техническим образованием, что будет важнейшей предпосылкой ликвидации экологической напряженности, возникшей в результате техногенеза).

Экологическая культура личности как действенный способ гармоничного единения человека и природы должна стать неотъемлемой частью общей культуры для каждого из нас, так как экологизация мышления в современном обществе невозможна без духовного оздоровления и нравственного совершенствования человечества.

Экологическое воспитание – сложный, многоплановый и длительный процесс, исходной точкой которого, по нашему мнению, должно стать знакомство с азбукой экологии.

Азбука экологии призвана заложить основы для экологизации мышления и в перспективе ликвидировать разрыв в диаде «человек – природа».  В формулировании ее основных положений автор основывался на идее синтеза этики антропоцентризма и биоцентризма, и, став духовным богатством активного, креативного и нравственного человека, способна гармонизировать его отношения с миром природы.

Основные положения «азбуки экологии»:

1. Человек и природа – элементы единой системы, вне которой существование человека  невозможно.

2. Человек должен относиться к природе так же бережно, как к самому себе.

3. Интересы природы в сложной экологической ситуации должны получать приоритет над интересами общества.

4. Экономика человеческого сообщества должна строиться на приоритете экологии планеты.

5. Интересы природы должны иметь приоритет в развитие экономики отдельно взятой страны.

6. Основным принципом общежития человека в природе должен быть: «Думай о глобальном (о Земном шаре, который не такой уж большой), действуй локально (наведи порядок и посади дерево под своим окном)».

7. Недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб будущим поколениям.

8. «Азбука экологии» должна стать «настольной книгой» для каждого из нас.

9. Необходимо не только прочесть «азбуку экологии», но и действовать в соответствии с ее положениями.

10. В действиях по «разрядке экологической напряженности» каждому следует начать с себя самого» [2].

Итак, в процессе обучения в техническом вузе студент должен пройти путь экологического познания от «азбуки экологии» до обретения развитой, высокой, всеобщей экологической культуры, чтобы экологическая ориентация сознания поистине стала доминантой времени, регулятивом реальной жизненной практики.

 

Литература

1. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.  С. 34.

2. Артюхович, Ю.В., Полосухин, В.А. Человек. Природа. Ноокосмос. – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. С. 66.