Педагогические науки.

                                                             5.Современные методы преподавания.

К.п.н. Иевлев Елисей Кириллович

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, Россия

 

Диалог литератур – диалог культур

        

Отличительной чертой технотронной, синхронно - и духовно-гуманистической цивилизации 21 века выступают конвергенция и интеграция культур в глобальном масштабе. Полиэтничной России, где совместно проживают свыше 160 народов, предстоит выработать опыт сочетания конвергентного развития каждого этноса и  их духовной интеграции, являющихся гарантом укрепления здоровья нации, государственных устоев, политической стабильности страны. В контексте этих процессов становится необходимостью рассматривать роль и место каждой национальной литературы во взаимосвязанности с закономерностями развития литератур других народов региона, страны и мира.

         Специфической целью предмета «Якутская литература» считается воспитание духовно развитой, поликультурной личности с развитым этническим сознанием, что является важной составляющей конвергентного развития. Одновременно ставится цель формирования у школьников способности  выходить на диалог литератур (культур) якутской, региональной инонациональной, русской и мировой культур [1, с. 197].

         В связи с этим методисты и учителя литературы, сохраняя традиционные мировоззренческие, этические и художественные ценности родной литературы, должны сопоставлять их с аналогичными ценностями русской и других литератур. Такой подход к изучению литературы способствует творческому взаимообогащению культур народов России, формированию общероссийского гражданского сознания, гармонизации межнациональных отношений  [2, с. 21].

         Сопоставление сходных художественных произведений стимулирует развитие умений сравнивать, обобщать, выявлять специфически национальное и проводить аналогию с общечеловеческим. При изучении в 7 классе произведения А.Е. Кулаковского «Скупой богач» целесообразно проводить сопоставление с рассказом А.П. Чехова «На мельнице». В процессе чтения и анализа текстов происходит восприятие иных культурных явлений на фоне представлений, ассоциаций психо-эмоциональной сферы собственного этноса.

         Учителю литературы предстоит формировать в процессе синтезирования двух культур единую нравственную основу человечества, которая включает в себя следующие звенья: Личность – Семья – Род – Народ – Страна – Мировое сообщество – Природа – Время – Бог. Эта мегасистема общечеловеческих ценностей заложена в основу нравственности личности и общества, проявляя в себя в виде сияния ауры совести и ответственности. Поэтому учитель должен привести учащихся к выводу о том, что законы общества и нравственности личности должны соответствовать духу единой нравственной основы человечества.

         Что побудило А.Е. Кулаковского написать произведение «Скупой богач»? Во вступительной части урока учащиеся должны получить ответ на этот вопрос. А.Е. Кулаковский всю свою жизнь посвятил решению проблем выживания родного якутского народа, улучшения его материальной, культурной жизни, росту его духовного уровня. Он призывал богатых якутов и интеллигенцию взяться за деятельность по спасению якутского народа. Но его идея не нашла понимания и поддержки со стороны богатых. Стихотворение «Скупой богач» является выражением разочарования и гнева А.Е. Кулаковского, вызванных тупым равнодушием богатых якутов.

         А.П. Чехов – писатель универсального социального и стилистического диапазона. Мастер изображения внутреннего духовного, душевного мира личности. Его сосредоточенное, проникновенное гениальное искусство исследования глубоких душевных пластов персонажей высвечивало культурно-этическую доминанту произведений. В рассказе «На мельнице» детали быта, подробности жизни, речь персонажей вместе составляют целостную картину чудовищной нравственно-духовной деградации главного героя рассказа.

         Герой произведения «Скупой богач» А.Е. Кулаковского из-за своей скупости отвернулся от заботы о семье, помощи родственникам, от  участия в общественной жизни на благо народа, страны. А это и есть смысл жизни, о нравственном контексте которого должно быть зафиксировано в сознании учащихся. У главного героя рассказа А.П. Чехова «На мельнице» Алексея Дорофеевича фамилия происходит от слова «Бирюк», значение которого: 1) волк-одиночка;  2) нелюдимый человек.

         Герой произведения А.Е. Кулаковского Скупой богач не произносит ни одного слова. Но его морально-психологический облик, духовно-нравственное состояние раскрываются через характеристику его окружения: домашней утвари, пищи, одежды, хозяйственных построек, через его отношение к людям и миру, через устную оценку окружающих людей. Учащимся задается вопрос: что им не понравилось в окружающей обстановке, в поведении Скупого богача? В ходе диалога учащихся и учителя должно быть выяснено, что это элементы чисто якутской реальности прошлой эпохи. Вместе с тем, должно быть подчеркнуто то, что убогость, заскорузлость материальных вещей и духовных качеств свидетельствуют о том, что у него душа сошла с ума. Ведь недаром в начале стихотворения читаем слова: «иирбит элбэх харчылаах» (буквальный перевод: «сумасшедшие деньги», в смысле: несметное количество денег). В слове «сумасшедшие» автор вкладывает смысл не только о несметном количестве денег, но и о реальном состоянии богача. Только нужно пояснить детям, что сознание у богача нормальное, а сошла с ума его душа. Что означает фраза «душа сошла с ума?» В этой фразе заключен смысл того, что Скупой богач оборвал духовную связь звеньев единой нравственной основы человечества: Личность – Семья – Род – Народ – Страна – Мир – Природа – Время – Бог, замкнувшись только в себе самом. Т.е. он прервал духовную и душевную связь с другими константами системы духовного гуманизма.

         А.П. Чехов в рассказе «На мельнице» никаких предварительных подробных описаний обстановки, экскурса в прошлое героя не дает. Действие персонажей начинается прямо с середины. Авторские рассуждения о героях отсутствуют.  Нравственно-психологическое состояние персонажей вырисовывается во время монологов. А впоследствии из совокупности монологов создается философско-этический контекст произведения. У Алексея Бирюкова, подобно Скупому богачу, тоже «сумасшедшие деньги». Но о том, что у него тоже душа сошла с ума становится ясным от его собственных слов, от возмущений монахов Клиопы и Диодора, от слов, полных душевной боли, матери хозяина. Алексей, неадекватно считая себя владельцем реки, требует денежные взносы с рыбаков, избивает их, грозит судом, даже считает возможным для себя избить и архимандрита. В отличие от Скупого богача, Бирюков свою злость, ненависть к людям изрыгает бранью, сквернословием. Наотрез отказывается от помощи бедному, многодетному брату Василию. Скромный гостинец (символ безграничной материнской любви) – пряник – смахивает на землю.

         Задумав вначале вручить кое-какие деньги матери, засовывает их обратно в бумажник, оставляя только двугривенный. От слов матери становится известно, что он у Назара Тимофеевича отнял один мешок зерна, ночью крадет коней, разбойничает, убивает людей. Люди отшатнулись от него, боятся придти к нему, желают ему смерти.

         Оба героя произведений, независимо от национальности, сходны в том, что у обоих много денег, их душа сошла с ума, т.е. оборвалась эмоционально-духовная связь с высшей энергией единой нравственной основы человечества: Личность – Семья – Род – Народ – Страна – Мир – Природа – Время – Бог. А это означает, что у них разрушена судьба: неспроста у Алексея Бирюкова нет жены и детей, и у Скупого богача не упоминается о них. Оба героя произведений способны только брать, им неведома отдача от себя. У них душа умерщвлена ядом страсти к накопительству.

         Подобное сопоставление произведений А.Е. Кулаковского и А.П. Чехова учит детей чувствовать судьбу, явственнее видеть связь трех времен. А это поможет им в будущем уметь находить свое место в жизни.

 

 

 

Литература

1. Флегонтова У.М. Диалог литератур  в формировании ценностных ориентаций школьника // Учитель как фактор консолидации. – Якутск, 2010. – С. 196-198.

2. Захарова Г.А. Литературное образование в контексте «диалога культур» в школе с русским (родным) языком обучения // Якутский язык и литература. –

2006. – №2 – С. 21-24.