Д.п.н. Просветова Т.С.

ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора

Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

(г. Воронеж)

 

 

СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ И КАТЕГОРИЙ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ

 

Современность, презентизм (present) – направление в методологии, исходящее  из того, что наука анализирует прошлое с позиции существующих проблем, что рассматривается условием модернизации настоящего.

Историко-педагогическое, социально-педагогическое знание является необходимой составляющей развития педагогической, социально-педагогической теории и практики, а также профес­сиональной педагогической подготовки. Востребованность этого знания определяется, с одной стороны,  его местом и ролью в реализации перспектив российского образования в начале XXI в., с  другой  -  в решении со­временных проблем отечественного образования. Оба направления обусловливают поиск новой ме­тодологии (задач, тем, подходов, категорий, критериев, методов). Изменения в подходах, определяющих  внимания к тому или иному контексту времени, теории, модели,  должны соотноситься со спецификой общественного сознания современной России к отечественному образованию. Это означает необходимость выделения в исследовательском поле  социальной и профессиональной полезности нового знания. Отличительной чертой современной методологии является широкая связь историко-педагогического, социально-педагогического исследования со всем комплексом проблем отечественного образования, общества в целом, а также зависимостью общества от образования и образования от общества. Историко-педагогическое исследование по своему характеру развивает умение улавли­вать схожие ситуации прошлого и настоящего, выявлять долговременные тенденции и объяснять при каких условиях в прошлом они получили развитие и как выявленные тенденции, приобретающие,  в силу их долговременности действия, объективный характер, проявляются в настоящем и будут проявляться в будущем. Именно с этим связана великая миссия науки – объяснять и определять прогноз развития. Наряду с этим, историко-педагогическое исследование дает возможность выявить широкий круг аналогий, дает пони­мание не сиюминутного возникновения современных проблем в области образования, воспитания, развития.  Д.С. Лихачев обращал внимание на то, что культура прошлого отнюдь не неизменная величина или качественно неизменная сущность. Время создает все новые углы зрения, постоянно позволяет по - новому взглянуть на старое, открыть в нем нечто, ранее не замечавшее­ся. Высокие и значительные  идеи современности, по его мнению, в большей степени содействуют развитию способности   увидеть и понять ранее не замечавшиеся ценности в прошлом. В этой связи, цивилизационный, культурологический, аксиологический, социально-педагогический подходы качественно изменяют уровень исследования.

Цивилизационный (культурно-исторический) подход  - это исследование по «горизонтали», предполагающее выделение приоритета культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.).  Исследуются связи, закономерности (лица, факты).  При этом  следует иметь в виду, что  сферы культуры (политика, право, искусство, религия и проч.) предъявляют особые требования к индивидуальности человека, к его личностному (социальному и духовному) потенциалу.  Поэтому исследователь постоянно имеет дело с личностным началом, с уникальными фактами, мыслями и чувствами людей. Цивилизация соотносится с историческим типом культуры как определенная социокультурная историческая целостность. Основу цивилизационного подхода  составляют представления о социокультурной и антропологической обусловленности педагогического процесса. При этом исследователь должен иметь в виду, что историко-педагогический процесс может изучаться не только в контексте мировых цивилизаций, но и региональных, когда выявляются совокупные признаки воспитания, обучения,  преобладавшие в определенной социокультурной среде.  Культурологический подход  предполагает понимание и объяснение изучаемого объекта как культурного явления или процесса; использование феномена культуры в качестве основы в понимании и объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности, в понимании и объяснении педагогических явлений и процессов.  Культурологический подход  позволяет трактовать образование как процесс овладения культурой, направленный на развитие, целостное преобразование личности человека, а содержание образования как обобщенную культуру.  Аксиологический подход определяет перенос акцента в исследовании с материальных  детерминант образования на духовные. В исследовательское пространство вводятся структуры личностного сознания, менталитет, историко-педагогический опыт, духовная культура. Вместе с этим, выделяется роль педагогического сознания, мысли в историко-педагогическом процессе, ее способность влиять на педагогическую практику. По мнению В.А. Сластенина, педагогические ценности формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Вместе с этим, аксиологический подход предполагает исследование взаимосвязи приоритетных ценностей образования с национальными ценностями духовной и материальной культуры страны в определенный конкретно-исторический период времени. Социально-педагогический подход,   ориентированный на создание условий развития и самореализации личности, на предметное и социально-педагогическое обеспечение среды, сущностно  представлен совокупностью инвариантных принципов и категорий. При этом под сущностью понимается то постоянное, что сохраняется в явлении при различных  вариациях, в том числе и временных.  Инвариантные принципы социально-педагогического подхода: принцип гуманизма, природосообразности, культуросообразности [1].

Реализация социально-педагогического подхода  в теоретико-прикладных исследованиях осуществляется на основе принципов, отражающих закономерности его становления и, в силу этого, объективно определяющих данный подход как системную методологию интеграции теории и практики. Так, на современном этапе развития российского общества, в современных социокультурных условиях, принцип гуманизма, актуализирует личностно-ориентированный, личностный, личностно-деятельностный подходы; принцип природосообразности – антропологический, акмеологический, деятельностный, интегративно-дифференцированный подходы; принцип культуросообразности – цивилизационный, культурологический, аксиологический, синергетический, этнопедагогический, технологический, компетентностный  подходы [2].

Цивилизационный, культурологический, аксиологический, социально-педагогический подходы определяют и новое качество исследования, которое проявляется: 1) в изучении условий, факторов, влиявших на систему образования, что   связано с историей об­разовательно-воспитательной среды, развивающейся во взаимосвязи с обществом и его культу­рой; 2) исследование  истории  политики государства в образовании, роли общественности (организаций, партий), т.е. общественно - педагогического движения; 3) исследование истории учительства как социальной группы, отношений семьи и образовательных учрежде­ний, молодежи как социальной группы, имеющей свою субкультуру.

Исследование исто­рии образовательно-воспитательной  среды предполагает тесное взаимодействие с общей историей, дающей понимание развития окружения системы образования: педагогического сознания социума, а не только его отдельных представителей; истории учебных заведений в их развитии в различные эпохи, т.е. ис­тории педагогической, социально-педагогической практики, которая может не соответствовать передовым теори­ям, опережая или отставая от них; восприятия детей, подростков, молодежи  в разные эпохи ценностей, идей взрослых и своих сверстников.

Новые методологические подходы определяют и новые категории: «педагогическая цивилизация», «педагогическая культура», «педагогические ценности», «педагогическая парадигма».  Педагогическая цивилизация - способ деления всего прошлого мирового образо­вания (с древности до современности и в масштабе всей планеты) по территориально­му, конфессиональному  или хронологическому принципу. Цивилизационный подход предполагает не только выделение великих цивилизаций (Восточной, Западной, Российской) и специфики развития в них педагогики как компонента культуры, но и региональных цивилизаций.  Педагогическая культура (страны, региона, эпохи) представляет совокупное наследие поко­лений в отношении к детству, молодежи, образованию, воспитанию и развитию личности. Это наследие, выра­жено в идеях, теориях, стереотипах поведения и деятельности данной страны (народа, региона, эпохи). В любой педагогической культуре выделяются идейные и практиче­ские элементы их носителей.  Педагогические ценности представляют собой нормы, которые регламентируют педагогическую деятельность и выступают как познавательно-действующая система,  служащая опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.  Педагогическая парадигма - это набор норм и принципов, которых придержива­ется в своей деятельности педагог. Выделяют конфессиональную, народную, кресть­янскую, дворянскую, советскую  и т. п. парадигмы. Вместе с этим выделяют технократическую и гуманистическую парадигмы. Однако в чистом виде они не встречаются, а предстают в реальности в смешанном виде.

Категориальный  ряд социально-педагогического подхода, отражающий отечественную специфику и явившийся  результатом его историко-педагогического генезиса, составляют такие инвариантные категории  как  взаимодействие, среда, факторы (социализации, воспитания, формирования), педагогический процесс,  социальное воспитание [2].  К настоящему времени,  выявлены содержательные признаки взаимодействия как социально-педагогической категории: целенаправленность, управление, диагностика  воспитательных  возможностей, социальное воспитание, обучение, деятельность, общение, связи (отношения) со средой, совместность, активность, воздействие, взаимовлияние, критерии.   Взаимодействие как  методологическая категория, предполагает классификацию анализа  по таким  критериям: а) интенсивность различных видов взаимодействия, способствующих укреплению или ослаблению связей; б) концентрация взаимодействия, предполагающая локализацию вокруг определенных лиц, структур, в определенный период; в) объем взаимодействий, раскрывающий совокупность явлений, отражающих область действительности; г) направленность взаимодействий, определяющих организатора и потребителя; д) содержание взаимодействия, включающее выявление его признаков, видов, поводов, формального и неформального характера.

Таким образом, современная методология научно-педагогического исследования, представленная выделенными и раскрытыми в статье подходами и категориями, определяет качественно новый уровень, соответствующий социокультурной направленности общественного развития, отражающей специфику модернизации отечественного образования.

Литература

1.                 Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России /Т.С. Просветова.– Москва: Прометей, 2003. – 344 с.

2.                                   Просветова Т.С. Историко-педагогическая обусловленность сущности социально-педагогического подхода  как методологической основы интеграции отечественной теории и практики /Т.С. Просветова //Социальная педагогика: вызовы XXI века: сб. материалов Международного конгресса специалистов социальной сферы 22-23 сентября / отв. ред. Е.А. Юрина; адм. Тамб. обл. и [и др.]. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Р. Г. Державина, 2011. – С. 159-163

3.                   Просветова Т.С. Методология и методы психолого-педагогических исследований /Т.С. Просветова  – Воронеж:  ВГПУ, 2006. – 209 с.