Педагогические  науки / 6. Социальная педагогика

Калимуллин Р.Х., к.п.н.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Россия

Формирование толерантности у молодёжи

                В  современном мире активно происходят процессы интеграции и глобализации на основе расширения и развития культурных  взаимоотношений между государствами. Это становится возможным, если соблюдаются принципы равноправия, равноценности и толерантного отношения. Одним из главных факторов обеспечения развития государства и общества принадлежит молодёжи. Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления. В современных условиях молодёжи принадлежит активная роль социальных преобразований. Молодёжи, в силу возрастных особенностей, свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Однако пропаганда «лёгкого образа жизни», превалирование материальной основы жизни людей над духовным содержанием является постоянной составляющей телевизионных передач, средств массовой информации, сообщений в интернете. Это способствует снижению духовно - нравственного потенциала молодёжи, росту неопределённости границ между добром и злом, значительной утрате моральных ориентиров, общечеловеческих ценностей. 

         Особую роль приобретает в настоящее время совершенствование внутреннего мира молодёжи, и вопрос формирования толерантности приобретает особую актуальность.

         Декларация принципов толерантности, подписанная в 1995 г. в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, конкретизировала современное понятие толерантности: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Можно отметить также, что «Каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим»[6].

         В литературе широко обсуждаются вопросы, связанные с толерентностью. В сборнике научных статей I Международной научно-практической конференции «Толерантность в современном мире: опыт междисциплинарных исследований» [8] представлен  широкий спектр проблем, связанный с толерантностью. Понятия близкие к толерантности, такие как  духовность, нравственность, милосердие и т.п. также активно обсуждаются в печати, приводятся в энциклопедиях, справочниках: [1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,12,13, 14, 15]. Анализ литературы показывает, что определённой части молодёжи присущи такие характеристики как максимализм и нигилизм, нетерпимость, безоглядность и непримиримость, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности и т.п., которые при определенных жизненных условиях могут способствовать развитию негативных проявлений в обществе. Представляло интерес выявить составляющие толерантности, реализация  которых давало бы возможность противодействовать проявлению радикализации, антисоциальной активности молодёжи. С нашей точки зрения, одним из вариантов решения проблемы мог бы выступить следующий состав элементов, характеризующих проявление  толерантности: покорность, гармоничность, самопознание, намерение, добрые деяния, терпение, милосердие, отношение человека, прощение (Рис. 1 ).

         Рассмотрим составляющие элементы, характеризующие толерантность.

1.                 ГАРМОНИЧНОСТЬ - совершенство целостности, когда все элементы, аспекты и проявления внутренне сбалансированы между собой.


Самопознание  самооценка

рефлексия

самокритичность

 

Намерение

целеустремлённостью установкой

деятельностью искренностью

активностью

 с адаптацией

 сотрудничеством

 

Гармоничность

духовность нравственность интеллигентность благородство одухотворённостьустойчивость равенство справедливость компромисс

 

 

Терпение

тактичность контактность компромиссность коммуникабельность уметь быть кротким,

смирным, снисходительным

 

Добрые деяния

человеколюбие благодеяние гуманизм добропорядочность правдивость щедрость доброжелательность

 

 

 

Прощение

понимание сострадание сочувствие великодушие снятие депрессии снижение стресса, тревоги уменьшение враждебности 

 

 

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Милосердие

человечность гуманность благожелательность доброжелательность дружелюбность приветливость великодушие самообладание

 

Отношение человека

признание

принятие взаимопонимание расположенность заступничество предупредительность тактичность исключение принуждения, умение сотрудничать,

Покорность

смирение

самообладание

уравновешенность благопристойность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


          

 

Рис.1 Ключевые компоненты толерантности


         В жизнедеятельности человека гармоничность реализуется через такие характеристики как духовность, нравственность, интеллигентность,

благородство, одухотворённость, устойчивость, равенство, справедливость, компромисс.

Гармоничные отношения – это отношения в равной степени комфортные для обеих сторон, когда ценности для каждой стороны одинаковы, так же как одинаковы и заинтересованность сторон в их сохранении.

2.ДОБРЫЕ ДЕЯНИЯ – деятельность человека, ориентированная на реализацию искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

Доброта делает людей отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Доброе дело делается не столько по обязанности, а сколько по зову души. Это дело, которое никто делать не обязан, но в силу развитости внутреннего мира человек делает доброе дело безвозмездно. Добрые деяния включают человеколюбие, благодеяние, гуманизм, добропорядочность, правдивость, щедрость, доброжелательность.

3.МИЛОСЕРДИЕ - это сострадательное, доброжелательное, заботливое, сердечное отношение к другому человеку, расположенность к бескорыстию в пользу кого, чего либо.

При милосердии развивается понимание другого человека, характеризующееся восприятием чужой точки зрения, оценкой объекта на основе некоторого образца, стандарта, нормы принципа, предполагающее усвоение нового содержания, включение его в систему устоявшихся идей и представлений. Это становится возможным, если у человека проявляются способности коммуникативности, восприятия, различения умения слушать,.

         Человек может быть милосердным, если у него развиты человечность, гуманность, благожелательность, благорасположенность, благосклонность, доброжелательность, дружелюбность, приветливость, великодушие, умение не осуждать, умение не злословить, способность к сопереживанию, сочувствию, самообладание, подавление чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное: внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.

4.НАМЕРЕНИЕ – мотивационная основа деятельности, связанная с сознательным выбором определенной цели и предположение, желание, замысел, сделать что-нибудь ради себя или других людей.

Намерение связано с целеустремлённостью, установкой, деятельностью, искренностью, активностью, с адаптацией сотрудничеством.

5.ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА – проявление своего влияния на человека, на общество, на мир посредством связи, взаимодействия, направленности действия на  людей или их сообществ. Отношение представляет субъективную сторону отражения действительности, результат взаимодействия человека с другими людьми, со средой, с обществом, с миром.

         Проявление отношений разнообразные: материнское, на уровне социальных общностей, нравственные, религиозные, психологические, на уровне групп, взаимосвязи между людьми, внутри и межличностные, межэтнические, предметно-рефлексивные и т.д.

Отношение человека связаны с такими характеристиками как признание, принятие, взаимопонимание, расположенность, заступничество,

предупредительность, тактичность, исключение принуждения, умение сотрудничать, критическое отношение к себе.

6.ТЕРПЕНИЕ - это способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации или ожидании результата от неподконтрольного процесса.

Терпимый человек умеет без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру. Терпение включает такие характеристики человека как тактичность, контактность, компромиссность, коммуникабельность, уметь быть кротким, смирным, снисходительным.

7.ПОКОРНОСТЬ - подчинение чьей-то воли под волю того, кто его покорил, например, закону, этике, культуре, человеческим стандартам.

         Покорность проявляется через  смирение, самообладание, уравновешенность, благопристойность.

8.ПРОЩЕНИЕ – освобождение от накопленных обид, негативных мыслей посредством примирения с обидчиком во имя хорошего, светлого в отношении друг к другу.

          Прощение это свойство человеческой души и сердца. Прощать могут только великодушные люди, которые способны к бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства и даже жертвования своими интересами. Великодушие – свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами [11].

Прощение имеет две особенности: первое – это освобождение  чувства собственной вины, нейтрализация негативных мыслей о человеке,  второе - исчезает преграда, неприятие между людьми. В целом – простить, значит отпустить обиду и отказаться от попыток отомстить.

Прощение связано с такими понятиями как понимание, сострадание, сочувствие, великодушие, снятие депрессии, снижение стресса, тревоги, уменьшение враждебности,  снятии риска хронических заболеваний.

9. САМОПОЗНАНИЕ - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь, формируется постепенно по мере отражения, как внешнего мира, так и познания самого себя.

         Самопознание достигается, если у человека развита самооценка, рефлексия, самокритичность. Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. Рефлексия — это не только интроспекция собственной психики, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований.

Самопознание способствует формированию терпимости к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, мыслям, взглядам, нравам, привычкам, мнениям к инакомыслию, верованиям, идеям, ценностям Человек способен к самопознанию, если он обладает такими качествами как сострадание, снисходительность, защищённость, эмпатия, чувство юмора, чуткость.

         Представленный перечень ключевых компонентов толерантности позволяет сделать вывод о том, что толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, доброжелательное отношение к иным культурам, взглядам и традициям.

         Толерантные взаимоотношения широко раскрываются во Всеобщей декларации прав человека: "каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии" (статья 18 указанной декларации), "на свободу убеждений и на свободное выражение их" (статья 19) и что образование "должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами" (статья 26).

         На государственном уровне толерантность характеризует справедливое и беспристрастное соблюдение законодательства,  правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность предполагает также предоставление каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Для конкретизации представлений толерантности возникает необходимость определения их уровней сфер проявления.   

         Учитывая информацию по «Декларации принципов толерантности» можно выделить следующие сферы применения и уровни толерантности. На рис.2 представлены следующие уровни толерантности:

Индивидуальная культура - уважение и принятие многообразия культур нашего мира.

Духовно-нравственная идентичность – восприятие и адаптация к проявлениям чужой  морали, духовности, нравственности, этики.

Религиозная терпимость – уважительное отношение к особенностям и многообразиям религиозных верований.

Образованность – равноправие в суждениях, умозаключениях, выводах.

Этничность - терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям.

Социальность – равноправие и сотрудничество во взаимодействиях социальных групп общества, бесконфликтность и уважение позиций сторон.

         Понятие толерантности затрагивает интересы многих сфер, связанных с деятельностью человека. На рис. 3 представлены наиболее значимые сферы, где проявляется толерантность:

Государственная сфера -   беспристрастное исполнение законодательств, соблюдение правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм.

 

Уровни толерантности

Социальный потенциал

Этнический потенциал

Духовно-нравственная идентичность

Индивидуальная культура

Образованность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2 Уровни толерантности

 

 

 

Политическая

Государственная

Образовательная

Социальная

Общественная

Международная

Сферы проявления толерантности

Религиозная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 3. Сферы проявления  толерантности

 

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, на свободу убеждений и на свободное выражение их.

Общественная сфера - возможность для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм

самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Уважение человеческого достоинства каждого индивида, уважение к правам и  свободам человека.

Международная сфера - соблюдение конвенции о правах человека, равенство возможностей для всех групп и отдельных людей, признание и уважение культурного плюрализма человеческого сообщества, развитие демократии и мира. Отказ от догматизма, от абсолютизации истины, соблюдение утверждающих норм, установленных в международных правовых актах в области прав человека.

Социальная сфера – утверждение  веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, проявление терпимости при совместной жизнедеятельности, согласованность жизни в мире друг с другом, как добрые соседи. Терпимость необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины.

Образовательная сфера – политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Формирование у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

Политическая сфера – достижение мира, замене культуры войны культурой мира. Соблюдение политического плюрализма, участие в политике различных партий и общественных организаций, на демократических принципах.

Религиозная сфера – соблюдение права на свободу совести и религии. Право на проведение религиозных праздников и обрядов.

         Обобщив приведённые представления толерантности можно заключить, что толерантность воспринимается как положительный фактор,  характеризующий человека, который обладает способностью без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных. Толерантность есть проявление высшей способности человека или общества к пониманию специфики нравственной жизни. Толерантность - это и любовь к разнообразию мира, проявляющемуся в культурах, религиях, антропологических типах.

         Большинство исследователей  толерантность отождествляют с понятием терпение, но тем не менее толерантные взаимоотношения предполагают активную направленность. Толерантность — не пассивное, покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды» [9].

         Бруно Ясенский написал замечательные слова: " Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство" [16] .

         Мы солидарны с мнением, что нельзя сводить толерантность только к терпимости, носящей страдательный характер. В силу  активной жизненной позиции, человеку не во всех случаях свойственно  пассивно-терпимое отношение к окружающей действительности. С нашей точки зрения толерантность должна иметь пределы использования  на основе существующих в данном обществе нравственных, правовых, политических и иных норм. Необходимо учитывать побудительные мотивы поведения других людей, в том числе и совершающих моральные проступки и преступления. Толерантный подход не должен быть связан с равнодушием к злу и преступлениям, а, напротив должен выражать готовность к деятельной помощи заблудшим и оступившимся людям.  Мы считаем, что толерантный человек не должен оставаться безучастным к происходящим событиям и реалиям жизнедеятельности, как например, при нарушении прав человека или манипуляций и спекуляций, проявлением беспринципности, соглашательства с любыми силами, непротивление злу, терпимость к вседозволенности, в том числе и к антиконституционным, незаконным действиям, к нарушениям общечеловеческой морали.

Литература:

1. Ал-Газали. Основы духовности [Текст]. – СПб. : изд-во «ДИЛЯ», 2008 – 192 с.

2.  Асадуллин Р.М., Бенин В.Л. Антропологические основания

педагогического образования. – М.; Уфа: БГПУ, 2000- 285 с.

3. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность»/ А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А.Шайгерова // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – 2001. – Вып. 1-2. – С. 8-18.

4. Баранов Г.В. Философия: словарь понятий. Омск, 2003-284 с.

5.  Бенин В.Л. Толерантность и образование // Культура и образование – Уфа: БГПУ им. М.Акмуллы -  2012 -  С.62-67

6. Декларация принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – 2001. – Вып. 1-2. – С. 5-8.

7.Калимуллин Р.Х. Современное воспитание в исламе. // Педагогический журнал Башкортостана, 2010 № 5 (30).- С. 80-91.

8.Толерантность в современном мире: опыт междисциплинарных исследований / Сборник научных статей I Международной научно-практической конференции  под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. - 357 с. 

9. Толерантность против ксенофобий: международный и российский опыт противодействия этнической интолерантности ксенофобий / под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. – М.: Институт социологии РАН, 2005. – 112с.

10.Толерантность | Энциклопедия Кругосвет krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_n..

11.Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М., «Терра», 1996 -738 с.

12. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие / В.Н. Гуров [и др.] – М.: Пед. общество России, 2004. – 240с.

13. Хазиев В. С. Истины бытия и познания (избранные сочинения) / – Уфа : Китап, 2007. – 288 с.

14. Хазиев В. С. Милосердие как основа гуманизма // Здравый смысл. 2005 - № 2 (35) – С. 27-32.

15.Штейнберг В.Э., Калимуллин Р.Х., Манько Н.Н., Галиев О.Г. Изобразительные средства в духовном образовании молодежи: Монография – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011-188 с.

16.  Ясенский Б.Заговор равнодушных.- М.: изд.: Правда,1986 – 127- с.71.  72. www.elitarium.ru